Образовательные здоровьесберегающие технологии (из опыта работы классов охраны зрения)

Разделы: Общепедагогические технологии


В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится физическое развитие учащихся и укрепление здоровья. Примером развития таковых платформ школьных программ обучения являются образовательные здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии - это психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Здоровьесберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы:

  • Защитно-профилактические ( выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки)
  • Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании становится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).
  • Стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма( закаливание, педагогическая психотерапия)
  • Информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий - такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой происходит качественное обучение. Развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Именно успешность в учении является условием благополучного самочувствия ребёнка в школе, а это достигается путём обеспечения каждому возможности развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям. Значит перед школой стоит задача поиска технологий, форм и методов, позволяющих осуществить индивидуализацию обучения.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна: по данным ученых удельный вес здоровых детей в в общеобразовательных учреждениях составляет 25 -30 % от общего числа обучающихся. Динамика здоровья подрастающего поколения за последние 10 – 15 лет характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями. Вывод подавляющего большинства исследователей и медицинских работников однозначен: современная система охраны материнства и детства находится в кризисе, качество здоровья подрастающего поколения ухудшается, нужны кардинальные государственные меры по охране и укреплению здоровья.

Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Для сравнения в США средние показатели- 18%; в Германии- 13 %; в Польше- 21 %.

Близорукость занимает ведущее место в этой патологии и является одной из причин инвалидности и ограничений в выборе профессии. Процент детей с близорукостью увеличивается, степень близорукости прогрессирует. Поэтому охрана зрения должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений от объема и учебной нагрузки. Это связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.

Именно это подтолкнуло к решению данной проблемы в условиях города и района.

На первом этапе данная работа предполагала создание дошкольного образовательного учреждения для работы с детьми имеющими нарушение зрения.

В 1999 году МДОУ №42 получил статус детского сада компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения. На базе детского сада начали формироваться группы детей с нарушением функции зрения .

Детский сад начал работу по программе Васильевой М.А.и специальной программе для детей с нарушением зрения Плаксиной Л.И., которые созданы на основе общих принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.

Важным принципом организации коррекционно- педагогического и образовательного процесса является создание офтальмологических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и создания специального распорядка жизни , лечения, воспитания и обучения с учетом способностей и возможностей ребенка. В детском саду организован кабинет охраны зрения — единственный в районе . Дети с ослабленным зрением находятся под контролем врача-офтальмолога, получают здесь все необходимые коррекционные процедуры. Учителя-дефектологи работают с детьми по технологии В.Ф. Базарного в подгруппах и индивидуально.

На занятиях дети могут сидеть, стоять, лежать на ковре. С ребятами старшего и дошкольного возраста используется “Экологическая стенка”. Для расслабления зрительных мышц и тренировки глазодвигательных мышц популярен тренажер “восьмерка”.

В детском саду оборудованы дефектологические кабинеты с большим количеством методических материалов и дидактических пособий.

В результате кропотливой работы всех специалистов 70—80% детей, поступающих в школу из спецгрупп, имеют среднюю и высокую степень остроты зрения. В среднем на момент поступления в школу только 10% детей имеют низкий уровень развития основных познавательных процессов.

Обязательным коррекционным требованием распорядка жизни детей ДОУ является система жизненной активности ребенка, включающая специализированные знания по лечебной физкультуре, ритмике, ориентировке в пространстве, физкультурных минуток. С детьми работают тифлопедагоги по формированию сенсорного, зрительного, осязательного, слухового восприятия , ориентировки в пространстве, социальной адаптации детей. С детьми, имеющими речевую патологию, работают учителя –логопеды проводящие коррекционную работу.

Дети на протяжении года получали ортоптическое лечение на аппаратах «АТОС», «ЛОТ-01», «Синоптофор», «Диплоптик». Для детей имеющих косоглазие была установлена очковая коррекция и режим зрительной работы.

Результаты лечения дали положительный результат в 90% случаев, что было достигнуто ежедневной и кропотливой работой тифлопедагогов, психологов, логопедов , медицинских работников , воспитателей и обслуживающего персонала МДОУ №42.

Но самая большая проблема встает перед детьми и их родителями когда встает проблема перехода в общеобразовательную школу. В условиях общего обучения результаты лечения и коррекции начинают падать, а зрение детей начинает ухудшаться, что влечет за собой массу медицинских, педагогических и психологических проблем для ребенка в первую очередь.

Именно для решения этой проблемы на базе МОУ Раменская средняя общеобразовательная школа №5 находящейся в непосредственной близости от МДОУ №42 в 2002 году были созданы классы охраны зрения, в которых дети могли не только получать образование в общей школе, но и продолжать необходимые процедуры на базе МДОУ.

Для успешной адаптации детей в данной ситуации предусмотрена возможность обучения первоклассников на базе МДОУ, что дает возможность детям более спокойно и безболезненно входить в процесс обучения в школе, привыкать к школьной нагрузке, адаптироваться к новой социальной среде.

Первоклассники начинают обучение в специально оборудованных помещениях, где помимо учебных классов обеспеченных необходимыми наглядными материалами и учебной литературой есть игровые комнаты и спальни для отдыха, а в режиме дня детей выделено время для обучения, индивидуальных занятий, отдыха, сна, прогулок на свежем воздухе.

Начиная с 2002-2003 года , на базе школы работают классы охраны зрения, в которых:

  • обучается - 50 человек детей;
  • работает - 5 педагогов прошедших специальную подготовку в Институте коррекционной педагогики;
  • 1 тифлопедагог;
  • 1 психолог.

Учащиеся занимаются по специальной программе для слабовидящих детей, разработанной Институтом коррекционной педагогики Российской Академии Образования. Занятия по данной программе полностью реализуют принцип коррекционной направленности обучения, охраны зрения, конкретизированы пути и средства коррекции недостатков сенсорного умственного и речевого развития детей с нарушением зрения.

Для учеников этих классов проводятся специальные мероприятия:

  • Учителя – предметники и классные руководители прошли курсы по применению здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе
  • Строго соблюдаются СанПиН (5 дневная учебная неделя, правильный подбор школьной мебели, не кабинетная система обучения, витаминизированное питание, завтраки и обеды за счет внебюджетных средств)
  • Обучение ведется по общеобразовательной программе. После окончания начальной школы дети продолжают обучение в пятом классе наравне с остальными учащимися.
  • Наполнение классов от 8 до 12 человек.
  • Зрительный режим, зрительная гимнастика
  • Массаж глазного яблока
  • Рациональная физическая нагрузка (присутствие на уроках физкультуры медицинской сестры,подбор индивидуального комплекса упражнений для каждого ребенка в зависимости от диагноза)
  • Домашние занятия (упражнения) для улучшения аккомодации
  • Медицинское сопровождение врача-офтальмолога .

Для учеников и родителей постоянно действует лекторий, дающий информацию по темам «Дети и телевизор», «Как правильно сидеть за компьютером», «Какие элементы питания важны для зрения», « Витамины – эликсир жизни», «Как правильно ухаживать за очками», «Как нужно предупреждать близорукость».

С учащимися проводятся мероприятия, направленные на стабилизацию и улучшение состояния функций зрительного анализатора.

  • Посадка детей по рядам в зависимости от диагноза
  • Ежедневный контроль со стороны медсестры за осанкой
  • Ежедневное проведение физкультминуток и зрительных разгрузок на уроках в зависимости от вида занятий, этапа урока и времени проведения урока.
  • По показаниям врача проведение лечения с помощью стекол методом Волкова; занятия с меткой на стекле.
  • Ежедневная проверка остроты зрения, осмотр органа зрения, оптическая коррекция зрения.
  • Посещение детьми кружков эстетической направленности (хореографического, вокального, шумовых музыкальных инструментов, рисования)

Основная цель деятельности стоящая перед работающими в классах охраны зрения – это реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и младшего школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей дошкольного учреждения и начальной школы в целостный педагогический процесс, строят его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно – развивающей основе.

Основные задачи:

  1. обеспечение преемственности и непрерывности в содержании и организации учебно- воспитательного процесса с продолжением лечения зрительной патологии.
  2. создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, улучшения зрения, физического, психического и личностного развития детей с нарушением зрения;
  3. использование психологической близости детей дошкольного и младшего школьного возраста для применения на практике новых форм и методов организации учебно- воспитательной работы;
  4. приобщение детей к общечеловеческим ценностям, развитие толерантного отношения друг к другу и окружающим людям;
  5. взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Методы работы:

  1. внедрение новых форм педагогической учёбы ( совместные заседания методических объединений работников дошкольного учреждения и младшей школы, встречи за «круглым столом» по обмену опытом работы, педагогические мастерские для воспитателей и учителей начальных классов по вопросам преемственности образовательного процесса в соответствии с планами работы методических объединений);
  2. взаимопосещения уроков в первом классе воспитателями детского сада и посещение занятий старшей и подготовительной групп учителями начальной школы.

В результате проведенного ортоптического лечения школьников в классах охраны зрения, индивидуальных и групповых занятий с детьми тифлопедагога , применения здоровье сберегающих технологий на уроках наблюдается значительное улучшение состояния зрения детей.

Можно сделать вывод, что направление работы школы по созданию классов охраны зрения, плановой работе по коррекции зрения, и профилактическому сопровождению офтальмологической службой учебного процесса, выбрано правильно.

Вся работа в классах охраны зрения проводится в тесном контакте с родителями детей, в ходе анкетирования которых выявляется их отношение к деятельности школы по данному направлению и социальный заказ данной категории родителей.

Цель данной работы: выявление эффективности работы классов охраны зрения в условиях общеобразовательной школы.

Приложение.

Список использованной литературы:

  1. Н.К.Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» М.: Аркти,2003.
  2. В.И.Ковалько «Здоровье – сберегающие технологии» М.: «Вако», 2004.
  3. М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, В.Н. Безобразова «Здоровьесберегающая школа» М.: Педагогический университет «Первое сентября» ,2006.
  4. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000.