Класс: 7
Тема курса: Позвоночные. Тип Хордовые.
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Класс Птицы».
Тип урока: Обобщение и систематизация полученных знаний
По способу проведения: сюжетно-ролевая игра.
Цель урока: Обобщить, расширить и систематизировать знания учащихся по теме «Класс Птицы».
Задачи урока:
Образовательная. Расширить и углубить знания учащихся о представителях класса Птицы, их многообразии и разнообразии условий их обитания, значении. Научить детей устанавливать взаимосвязи между условиями обитания птиц и их особенностями в строении (внешнее, внутреннее).
Развивающая. Развивать умения школьников устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные способности. Совершенствовать общеучебный навык учащихся – работа по инструкции.
Воспитательная. Воспитывать чувство ответственности учащихся за результаты совместной познавательной деятельности. Формировать умения учащихся принимать адекватные решения, в частности распределение ролей, в соответствии с поставленной задачей.
Методы обучения: Частично-поисковый, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока:
- Выставка творческих работ учащихся 7-х классов по теме “Многообразие птиц”.
- Карты материков Антарктиды и Африки.
- Карточки-задания, опорные схемы, опорные слова для команд.
- Музыкальный центр с фонограммой для разминки.
- Таблицы с изображением птиц (страусы и пингвины).
- Таблички с названием команды.
- Школьные принадлежности (ручки, карандаши, фломастеры, линейки, альбомные листы.)
- Мешочек с разными по цвету шашками.
План урока:
Организационный момент
- деление класса на 2 команды, выбор капитана, придумывание названия команды –4 минуты.
- разгадывание головоломки « Признаки птиц» - 3 минуты
Актуализация опорных знаний
- задание №1 (определение географического положения материка, описание природных зон и климатических условий) – 6 минут
- задание №2 (описание внешнего вида птицы) -6 минут
- задание №3 (выяснение семейных отношений между самцом и самкой, забота о потомстве) – 6 минут
- задание №4 (физкультминутка) -3 минуты
- задание №5 (питание птиц) – 5 минут
Обобщение знаний учащихся
- заполнение таблицы «Доска противоречий» по критериям сравнения.- 8 минут
- разгадывание головоломки « Полезный совет» - 3 минуты
- оценивание работы учащихся. Рефлексия – 1 минута.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Учитель обращается к классу с сообщением о том, что данный урок несколько необычный. Он будет проходить в форме игры. В ходе этой игры мы должны выяснить, почему страусы и пингвины не могут жить вместе? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется совершить необычное путешествие. Участником этого путешествия может стать каждый из вас. Для этого нам необходимо разбиться на две команды, выбрать капитанов и придумать название своих команд.
Дети делятся на две группы путем жеребьевки с использованием шашек – по очереди вытаскивают из мешка. Цвет шашки определит, в какой команде будет играть ученик. Черный цвет – команда пингвинов, белый – команда страусов.
2. Актуализация опорных знаний:
Представление команд и капитанов.
Учитель: Но прежде чем отправится в путь, я должна убедиться, что все участники готовы к испытаниям. Ведь вам понадобятся не только ваши знания по биологии, но и смекалка, быстрота, сообразительность. Вот вам хитрая головоломка, разгадайте её.
Головоломка «Признаки птиц» (приложение№1)
Ответ: Все птицы имеют крылья и перьевой покров.
Задание №1.
Учитель: У нас образовалось две команды. Сейчас каждой команде нужно будет отправить по два георазведчика на далекие континенты с целью выяснения географического положения материков, природных зон и климатических условий, влияющих на жизнь птиц. Они должны в первую очередь знать географические карты и уметь ориентироваться на местности. Для успешного выполнения задания георазведчикам вручаются шифры-подсказки (приложение №2).
Во время выполнения членами команды задания, учитель задает вопросы командам. За правильный ответ команды получают 1 жетон в форме силуэта птицы:
- Какие птицы могут передвигаться по суше, скользя на брюхе? (пингвины)
- У каких птиц на ногах не хватает пальцев? (страусы – 2 пальца)
- Для чего страусам на груди и на ногах мозоли? (чтобы не обжечься о горячий песок)
- Какая птица использует свои крылья как парус? (страус во время быстрого бега и при крутых поворотах крыльями сохраняет равновесие, они служат ему парусами при попутном ветре, а также рулем при поворотах)
Выступление разведчиков по приложению № 2.
Задание №2.
Учитель: Мы выяснили, на каких материках обитают страусы и пингвины. Но у нас нет подробного описания этих загадочных птиц. Поэтому сейчас к своей работе приступят орнитологи. Ребята, кто такие орнитологи и чем они занимаются? Прошу подойти ко мне по одному участнику из каждой команды, для получения материала для работы орнитологов (приложение №3).
Вопросы командам:
Какая из птиц, изображенная на таблице «Многообразие птиц», способствует распространению семян? (страус)
У какой птицы два пальца на ногах? (Африканский страус)
Почему перья пингвинов не годны для перины? (Пингвины не имеют пуховых перьев. Крошечные пушинки присутствуют только на стержне пера. Опахала перьев развиты слабо, и перья в какой-то мере напоминают чешуйки.)
Прячет ли страус голову в песок? (при виде врага страус наклоняет голову, а иногда ложится на землю, чтобы не привлекать внимания).
Выступление орнитологов.
Задание №3.
Учитель: Нам стало известно, где живут страусы и пингвины, и как они выглядят. Но мы еще не знаем, создают ли они семьи, заботятся ли они о своем потомстве. Ответить нам на этот вопрос помогут частные детективы. Они должны быть очень внимательны, незаметны, наблюдательны, уметь работать со спец.оборудованием, вести незаметную слежку. Прошу подойти ко мне по одному участнику из каждой команды, для вручения материала слежки полученного от наших секретных агентов (приложение №4).
Вопросы командам:
- У каких птиц несколько самок откладывают яйца в общее гнездо, и насиживают поочередно? (страус)
- Какие птицы используют вместо гнезда свои лапы? (пингвины держат яйца на перепонках между пальцами ног, сверху прикрывая их нависающей складкой кожи брюха. Чтобы яйцо не разбилось и не выкатилось из сумки, пингвины передвигаются маленькими шажками.)
Выступление детективов.
Задание №4.
Учитель: Я вижу, что наши команды немного подустали за время поиска, наблюдения и описания птиц, поэтому каждой команде предлагается сделать физкультурную паузу, но не простую, а птичью. Первая команда покажет нам разминку страусов, а вторая разминку пингвинов.
Выступление команд под музыку.
Задание №5.
Учитель: После разминки хорошо бы подкрепиться. Но чем же питаются страусы и пингвины? В этом нам помогут разобраться диетологи. Эти люди должны хорошо разбираться в пищевых продуктах, знать какие вещества входят в состав пищи, в чем их польза или вред, уметь составлять меню для различных категорий людей. Прошу подойти ко мне по одному участнику из каждой команды для получения схемы «рацион питания страусов и пингвинов», чтобы составить меню для этих птиц (приложение №5).
Вопросы командам:
- Что является наиболее страшным для птиц: холод или голод?
(Перьевой покров и высокий уровень обмена веществ – надежная защита от холода. Но для поддержания необходимого уровня обмена веществ необходимо много пищи. Много энергии тратится и во время полета. Поэтому птицам не так страшен холод, как голод.)
Выступление диетологов.
3. Обобщение знаний учащихся:
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Мы выяснили, где живут эти птицы, как они выглядят, чем питаются и как размножаются, но до сих пор не ответили на наш главный вопрос: «почему страусы и пингвины не могут жить вместе?». Дать полный ответ на этот вопрос, нам поможет «Доска противоречий», которую мы сейчас заполним вместе с вами.
Капитанам команд вручаются таблицы:
Признаки сравнения | Страусы | Пингвины |
Материк | ||
Климат | ||
Природная зона | ||
Среда обитания | ||
Оперение | ||
Размеры тела | ||
Приспособления к среде обитания | ||
Места гнездования |
Выступление капитанов.
Учитель: Подведем итоги нашего путешествия. Страусы и пингвины живут на разных материках, в разных климатических условиях, им необходима разная среда обитания (одним – вода, другим – суша), они по-разному добывают себе пищу для пропитания, и даже потомство они выводят в разное время года. Поэтому страусы и пингвины, никогда не смогут жить вместе. А напоследок, мне хотелось бы дать вам очень полезный совет, который зашифрован в головоломке.
Головоломка «Полезный совет» (приложение №6)
Найдите начало головоломки и прочитайте, что здесь зашифровано.
Ответ: Охраняйте птиц – наших друзей.
Выставление оценок членам команды, выступающим в качестве георазведчиков, орнитологов, детективов, диетологов, капитанов и активным участникам игры. Кроме того, в течение урока учитель дает оценочную характеристику ответам и действиям учеников.
Список литературы:
- «Хрестоматия по биологии» автор-составитель О.Н.Дронова «Лицей» Саратов 2002 год.
- Учебник 7 класс Животные" Авторы: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко