Домашние опасности. Электричество

Разделы: Начальная школа


Актуальность:

В современной жизни каждый учащийся должен научиться анализировать причины возникновения опасности и действовать так, чтобы избежать беды. Ещё важнее научить их правильно реагировать на факторы риска, формировать уверенность в своих силах, готовность в случае необходимости обратиться к взрослым за помощью.

В каждом доме существует огромное количество электрических приборов, но их неправильное использование очень часто приводит к чрезвычайным ситуациям. Поэтому, одна из главных задач занятия - (которая будет решаться на практическом занятии), научить детей правильно пользоваться электрическими приборами, необходимыми в жизни. А ведь каждый ребёнок очень часто дома бывает один без родителей!

Технические возможности школы позволяют собрать необходимые материалы по данной теме и использовать их в работе.

Занятие состоит из нескольких частей и включает выполнение практических упражнений, решение проблемных ситуаций, работу с учебно – дидактическими заданиями.

Данный проект рассчитан на учеников начальных классов. Он является интеграцией предметов – окружающий мир, ОБЖ.

Проблемные места, возникающие при изучении этой темы:

  1. несформированность понимания у детей значимости своей ответственности за здоровье, в связи с возрастными особенностями;
  2. у детей 2 класса ещё не сформирована информационная компетентность (извлечение информации, обработка информации, поиск информации);
  3. недостаточный опыт учащихся при использовании электроприборов в повседневной жизни;
  4. недостаток материально-технической базы (наглядных, дидактических пособий).

Цель: формирование основ безопасного поведения учащихся начальной школы.

Задачи:

  1. познакомить с понятиями «безопасность», «домашние опасности»;
  2. учить правилам безопасного поведения (умению предвидеть опасность, стараться избегать опасных ситуаций, при необходимости действовать)

Планируемый конечный результат:

Дети должны научиться:

  1. выбирать из представленной учителем ту информацию, которая необходима для решения поставленной задачи;
  2. определять содержание своего выступления по заданной теме (учиться вести учебный диалог по теме)
  3. излагать письменно (рисунками) свои мысли в соответствии с поставленной целью;
  4. работать в коллективе.

Время, необходимое для реализации учебного занятия: 2 недели.

Этапы работы над проектом:

  1. Организационный этап (2 дня)
    Планирование работы. Составление карты действий.
    Подготовка и сбор материалов по теме.
  2. Практический этап (4 дня).
    Опасные и безопасные ситуации в жизни. Что вокруг нас в доме может быть опасным. Учусь жить по правилам безопасного пользования электроприборами. Учусь принимать решения в опасных ситуациях. Службы экстренной помощи.
  3. Этап подведения итогов (3 дня).
    Обсуждение и анализ полученных результатов.
    Создание книжки-малышки по правилам безопасного пользования электроприборами.

Практический этап работы над проектом

Мероприятие «Домашние опасности. Электричество» будет проходить в течение 9 дней.

1. Организационный этап (2 дня).

Планирование работы. Составление плана-карты действий. Подготовка и сбор материалов по теме.

2. Практический этап (4 дня).

Работа по теме занятия. Введение в тему – понятие опасность, безопасность. (1-й день)

Правы ли англичане, когда говорят: «Мой дом – моя крепость!»

  1. Что такое крепость?
  2. Для чего люди раньше строили крепость?
  3. Всегда ли крепость защищает от угрозы?
  4. От каких опасностей защищала крепость?
  5. Какие чрезвычайные ситуации чаще всего происходят в быту?
  6. Как вы понимаете слово «опасность»? (ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает)

Я сейчас буду рассказывать случаи из жизни, а вы определите, в каких случаях опасная ситуация, а в каких безопасная и докажите свой ответ.

(опасная ситуация возникает в результате неправильных действий ребёнка

  • мальчик катается на велосипеде по проезжей части дороги;
  • мальчик выехал на тротуар;

опасность возникает вследствие изменения обстоятельств –

  • во дворе женщина прогуливается с детской коляской; во двор дома въехал грузовик, за рулём которого пьяный водитель
  • с крыши дома на тротуар обрушился снег).

Скажите, а можно избежать этих опасных ситуаций? Как?

– Иногда, совершив поступок, люди сожалеют, что не подумали о других возможностях поведения. К сожалению, некоторые поступки влияют на здоровье всю жизнь. Поэтому, прежде, чем что-то сделать, надо подумать.

Выполнение задания «Продолжи предложение…»

  1. Если я не выполнил домашнее задание, то…
  2. Если я стану ломать деревья, то…
  3. Если я приму незнакомое лекарство, то…
  4. Если я буду переходить улицу на красный свет, то…

– Вот вы сейчас убедились, что некоторые непродуманные поступки имеют опасные последствия для здоровья. (4)

Физминутка.

Встали все. Поднимите руки и потянитесь в тех случаях, когда детям угрожает опасность. И спокойно присядьте, если этой опасности нет.

  • дети катаются на коньках на проезжей части улицы;
  • дети катаются на коньках на катке;
  • девочка играет во дворе дома на игровой площадке;
  • мальчик строит домик из спичек;
  • все вилки и ножи после мытья посуды, поставили вниз ручками;
  • во время шитья Вика иголку оставляла на подлокотнике кресла.

– А вы попадали в какие-нибудь опасные ситуации?

Рефлексия: Что нужно знать человеку, чтобы не попасть в опасную ситуацию?

Домашние опасности. (2-й день)

– Скажите, где, в каких местах или месте, вы чувствуете себя в безопасности? (дома, в школе, рядом с родителями, взрослыми людьми).

– Кто или что и как может угрожать в доме?

Посмотрите внимательно на рисунок, могут ли эти предметы стать опасными?

(Приложение 1Презентация «Какие предметы в доме могут стать опасными».)

Какую угрозу могут нести несут?

А теперь давайте разгадаем кроссворд?

(Приложение 2 - Презентация – кроссворд «Электроприборы и безопасность»).

– Что общего у всех этих предметов (электрические бытовые приборы). А откуда берётся электричество в доме? А для чего человеку нужны электроприборы? (для своего удобства человек изобрёл все эти приборы).

А они могут быть опасными?

Ребята, я буду называть приборы, а вы – разъяснять, в каких случаях они бывают опасными.

  • электрочайник (включают, не налив в него воды, включают в неисправную розетку, включают мокрыми руками, забывают выключить, после того, как в нём вскипела вода)
  • электрический утюг (оставляют включенным без присмотра, аналогично первому)
  • стиральная машина (включают без разрешения родителей, открывают крышку во время работы машины, аналогично первому)

Вывод: Очень часто человек сам становится виновником опасных ситуаций, т.е. он их сам создаёт.

Практическая работа (по два человека) (3-й день)

– Как избежать опасных ситуаций в доме? (при покупке любого электроприбора. В первую очередь, каждый покупатель должен изучить инструкцию по применению).

и вы сейчас займётесь этим – изучите инструкцию и расскажите и покажете,как правильно пользоваться утюгом, пылесосом, чайником…

– Какие правила безопасного поведения должен знать и выполнять каждый человек? (Приложение 3 – компетентностно-ориентированные задания – Помоги Незнайке).

Вы самостоятельно выполнили задание, а теперь давайте сравним с готовой таблицей: все ли правила мы проговорили сейчас? (таблица заложена в КОЗ.)

Закрепление материала. (4-й день)

Игра «Незнайка не знает правил безопасности при пользовании электроприборами»

(учитель Незнайка, а дети Знайки, если замечают опасность поднимают руку. Незнайка показывает предмет и предлагает ошибочное или правильное его использование:

  • я возьму утюг, чтобы забить срочно гвоздь, чтобы повесить картину;
  • эту настольную лампу поставлю на стол и буду читать книгу при хорошем освещении;
  • включу вентилятор, чтобы раздуть огонь в печи;
  • возьму пылесос, включу на самую малую мощность, и буду надувать мыльные пузыри;
  • включу чайник, нагрею воду и буду пить чай и угощать гостей.

Найди ошибки на рисунке.

(Приложение 4Презентация «Исправь ошибки»).

Рефлексия: Так что должен помнить человек, приобретая новый бытовой электроприбор?

3. Этап подведения итогов (3 дня)

Создание книжки-малышки.

Ну что же, мы много с вами говорили о правилах безопасного использования электроприборов в доме, а теперь каждый из вас должен придумать и нарисовать условные знаки к памятке «Правила безопасности при использовании электроприборов».

Рефлексия занятия.

Подведём итог нашего мероприятия в форме игры «Закончи предложение»

  • В жилом помещении опасными могут быть…
  • Перед тем как воспользоваться прибором или инструментами, надо …
  • Выходя из комнаты или дома, надо …
  • При включении и выключении электроприборов, надо…
  • К оголённым проводам…

На разных этапах занятия предлагаю разные задания, которые включают детей в учебный процесс независимо от их способностей. (Приложение 5)