"Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих"

Разделы: Начальная школа


«Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задается наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями»[1].

Используемая мною методика Г. А. Бакулиной «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка средствами субъективизации» предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе урока одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Уроки русского языка, проводимые по данной методике, необычны и увлекательны. Учащиеся вовлекаются в планирование и осуществление учебного процесса, то есть им передается часть функций учителя. Они учатся обосновывать, рассуждать, доказывать правильность своих выводов, развивается речь, логическое мышление, то есть в работу включаются важнейшие интеллектуальные качества ребенка.

Содержание логических упражнений тесно связывается с изучаемым на уроке учебным материалом. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый, даже самый маленький фрагмент урока не только обучал, но и развивал. Например, материал, предназначенный для зрительного или слухового диктанта, я обращаю в средство для развития точности запоминания и увеличения объема запоминаемого материала (ассоциативное запоминание). Во время словарно-орфографической работы я использую прием «усиления» запоминаемого материала. «Усиление» или «уярчение» орфограммы в слове требует от учащихся большой творческой активности.

Данная методика помогает мне совершенствовать свое профессиональное мастерство, развивает творчество. Ниже – урок русского языка с использованием методики интеллектуального развития младших школьников.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с правописанием Ь знака у существительных после шипящих;
  • учить составлять схемы к правилу;
  • развивать речь, память, мышление, внимание, наблюдательность;
  • воспитывать интерес к урокам русского языка, к слову.

Оборудование: «Этимологический словарь» В. Волиной, шифр и таблица к словарной работе, рисунки с ассоциациями к слову «корабль», схемы к правилу.

Ход урока

I. Настрой на урок.

II. Словарно-орфографическая работа.

ШИФР

? 6 7 8 9
2 Ж Р К Д
3 И Ф М Л
4 П Ь Б О
5 А Г Е Т

1-я буква 16
2-я 36
3-я 14
4-я 30
5-я 32
6-я 27
7-я 28

У. Посмотрите на изображение квадрата и шифр к нему. Если вы определите, какое математическое действие надо осуществлять с цифрами квадрата для выявления букв, то узнаете новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке.

Д. Умножение. Слово «КОРАБЛЬ».

У. Подберите родовое понятие к слову корабль.

Д. Корабль – это транспорт.

У. Для чего он предназначен?

Д. для перевозки людей и грузов по воде.

У. Скажите полное определение, что такое корабль?

Д. Транспорт, предназначенный для перевозки людей и грузов по воде.

Учителем дается историческая справка (словари).

У. Все ли значения слова корабль мы с вами выяснили?

Д. Корабль – летательный аппарат большой мощности.
Космический корабль, корабль – спутник (рисунки)

У. Составьте устно предложения, используя разные значения слова корабль. (Группы слов написаны на доске).

Громадный Терпит действие
Океанский Входит в порт
Торговый Потерял управление
Пассажирский Спустить трап*
Военный Менять курс
Космический Пошел ко дну
Быстроходный Плавать

У. Запишите слово корабль. Определите орфограмму.

Д. Корабль.

У. На что следует обратить внимание при его написании. Как помочь себе запомнить это слово (буква о похожа на спасательный круг и штурвал).

У. Какие слова-помощники нам помогут запомнить?

У. Найдите слово в слове.

Л
КОРАбль

(Назовем корабль Лора).

У. Выберите для себя свой способ запоминания и запишите в словарики.

У.Охарактеризуйте слово корабль как часть речи.

Д. Сущ., что? (предмет), неодуш., м.р., ед.ч.

III. Повторение. Формулирование учащимися темы урока.

У. Вместо вопросительного знака поставьте букву или цифру. Обоснуйте выбор.

Белить белый белье
г п ?

Д. Белить глагол, белый – прилагательное, поэтому в слове белье ставим букву «с», существительное.

Дочь вьюга кровать
3 ? 6

Д. В слове дочь 3 звука, в слове кровать 6 звуков, в слове вьюга 5 слогов, поэтому цифра 5.

Корабль тетрадь пальто
м ж ?

Д. Корабль мужского рода, тетрадь женского рода, пальто среднего рода, поэтому буква «с».

Нож плащ камыш
ж ? ш

Д. Нож – шипящий «ж», камыш – «ш», плащ – «щ». 

Воробьи учитель коньки
? е м

Д. Учитель в единственном числе, коньки – мн. ч., воробьи – мн. ч., поэтому буква «м».

День правда смех
н ? п

Д. День – ночь, смех – плач, правда – ложь, поэтому ставим букву «л».

У. Среди слов найдите два лишних слова.

Д. Белить, белый.

У. С какой частью речи связаны эти слова?

Д. Белить – глагол, белый – прилагательное.

У. К какой части речи относятся остальные слова?

Д. Имя существительное.

У. Что такое имя существительное? Назовите грамматические признаки имени существительного. Приведите примеры, используя слова с доски.(Ответы детей).

У. О какой части речи пойдет речь на уроке?

Д. Об имени существительном.

У. На какие две группы вы бы разделили слова.(Мнения детей).

Д. Словарные слова и нет, слова с Ь знаком и без Ь знака.

У. Есть ли различия в нахождении и роли Ь знака? (Рассуждения детей).

У. Дополним тему урока. С правописанием какой орфограммы у имен существительных будем знакомиться?

Д. С правописанием Ь знака.

У. Что общего у слов дочь, нож, плащ, камыш? (Рассуждения детей)

Д. У этих слов на конце пишется шипящий.

У. Как написать слова ноч(?), лож(?), плач(?),рож(?).(Данное задание вызывает у детей затруднение).

У. Сейчас мы будем учиться писать Ь знак на конце имен существительных после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ.

III. Изучение нового материала.

Запись на доске:

нож, рожь, камыш, дочь, плач, ночь, глушь, грач, вещь, ложь, врач, плащ.

У. Слова какой части речи написаны на доске?

Д. Имена существительные.

У. Разделите их на две группы по грамматическому признаку и запишите.

Д.

Сущ. ж.р. Сущ. м.р.
дочь нож
рожь камыш
глушь плащ
ночь плач
ложь врач
вещь грач

У. Сравните слова в столбиках (выводы детей).

В конце существительного, какого рода после шипящих Ж, Ч, Ш, Щ пишется Ь знак и не пишется?

Учащиеся формулируют новое правило.

У. Давайте составим схему к правилу. Озвучьте правило.[1]

IV. Физминутка.

Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если пишется Ь знак – хлопайте в ладоши над головой, если нет – за спиной.

Еж, лещ, дичь, печь, товарищ, мышь, кирпич, помощь, борщ, ночь, тишь.

V. Закрепление изученного материала.

  1. Напишите цепочки слов, устранив из них лишнее. Вставьте, где нужно мягкий знак.
    Веточ(?)кА, мамоч(?)кА, крыл(?)цо, ноч(?)кА.
    Мяч(?), циркач(?), Тиш(?), калач(?).
    Рож(?), дич(?), обруч(?), реч(?).
  2. Распределите слова на три группы. Каждую группу запишите в отдельный столбик, вставляя, пропущенные буквы.
    Мякиш(?), молодеж(?), приемыш(?), теч(?), малыш(?), брош(?), кирпич(?), царевич(?), экипаж, суш(?), роскош(?), гуляш(?), ерш(?), чиж(?), мыш(?), скрипач(?), чиж(?).
  3. «Видел – слышал». Запомните пары слов, прочитав их очень внимательно. Ориентируясь на первые слова (остаются открытыми), напишите вторые слова словосочетаний по памяти. Подчеркните орфограмму, с которой мы познакомились.
    Скорая помощ(?)
    дорогая вещ(?)
    глазной врач(?)
    острый нож(?)
    темная ноч(?)
    колючий еж(?)
    ночная тиш(?)
  4. Определите, как образовано слово в скобках верхнего ряда. Таким же образом составьте слово в скобках нижнего ряда. [1]
    Глушь (мышь) камыш Плуг (луч) мучной
    Ночь ( ? ) гудок (дочь) Смял ( ? ) речка (мяч)

VI. Итог урока.

У. Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании существительных с шипящими на конце?

У. Какие задания вам понравились больше? (Ответы детей).

VII. Домашнее задание.

У. Найдите загадки, в которых отгадками являются слова с шипящими на конце.

Литература:

  1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».