Урок окружающего мира в 3-м классе по УМК "Школа-2100" на тему "Экосистема луга"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

Образовательные:

  • показать разнообразие обитателей луга, познакомить с природным сообществом «луг», ролью лугов в жизни человека;
  • раскрыть взаимосвязи в данном природном сообществе;
  • научить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.

Развивающие:

  • развивать познавательный и эстетический опыт;
  • развивать основы исследовательской и поисковой деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь, воспитывать культуру поведения в ролевой игре и беседе, умение делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, положительную мотивацию в обучении.

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы работы: Групповая, индивидуальная - с текстом учебника и рисунками, ролевая игра.

Средства обучения: Мультимедийный проектор, слайды таблиц, фотографий, гербарии травянистых растений луга, карта Хакасии, видеофильм «Природные сообщества», фонограммы, Эколобок, подготовленные домашние проекты: «Правила поведения на природе»; «Значение луга в природе и жизни человека».

Организационный момент.

1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Звучит мелодия «Времена года» Чайковский. Ученик читает стихотворение С. Смирнова:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм -
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Учитель: Часто писатели, поэты, художники в своем творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение. Древние люди поклонялись матушке – природе. Они понимали, что полностью зависят от нее. Человек знал, что земля его кормилица. Сегодня мы попадем в удивительный мир природы. Продолжим путешествие с Эколобком. Он от бабушки и дедушки ушел и покатился изучать окружающий мир. Чтобы попасть вместе с Эколобком в путешествие нужно ответить на вопросы.

  • Какие оболочки окружают нашу планету? (Атмосфера, гидросфера, литосфера)
  • В какой оболочке Земли встречаются живые организмы? (В биосфере)
  • Какие «профессии» живых организмов вы знаете? («Едоки»- «кормильцы»- «мусорщики»-«потребители»-«производители»-«разрушители»)
  • Что такое место обитания? (Каждый живой организм в природе встречается только там, где находит все условия необходимые для его жизни.)
  • Что мы относим к живой природе? (Живая природа – это растения, птицы, звери, насекомые и т. д. )
  • К неживой? (Неживая - воздух, вода, камень и т. д.)
  • Что такое экосистема? (Совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они чувствуют себя как дома, - это экологическая система.)
  • Как долго может существовать экосистема? (Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи.)

Учитель: Продолжим наше путешествие. Мы это заслужили.

Вниманию учеников предлагается логическая задача: Ученик нашей школы Петя интересуется насекомыми. Однажды мама предложила ему пойти на прогулку в поле, на луг или лес. Мальчик задумался: где он сумеет увидеть больше различных насекомых в лесу, в поле или на лугу? Посоветуйте Пете куда пойти на прогулку. (Ответы учащихся)

  • Чем отличаются друг от друга лес, поле и луг? (Ответы учащихся)
  • Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся)

2. Совместное «открытие» нового знания.

Учитель: Вместе с Эколобком сгруппируйте растения по их общим признакам.

Вниманию учеников предлагаются карточки с названиями растений (ромашка, клевер, тысячелистник, кувшинка, рогоз, элодея, картофель, пшеница) [1]. Работа в группе. Один из учеников демонстрирует правильность выполнения задания у доски.

1 группа (растения луга) 2 группа (растения болота) 3 группа (растения полей)
Ромашка
Клевер
Тысячелистник
Кувшинка
Рогоз
Элодея
Картофель
Пшеница

Учитель:

  • Выделить растения луга? (Ответы учащихся)
  • Чем луг отличается от поля? (Ответы учащихся)

Работа с информационным полем. Учитель загадывает загадки, а учащиеся на дверях, на окнах, на шторах глазками находят отгадки.

Загадки:

1. Вся в белое наша полянка одета,
Качает цветы ветерок на бегу
Цветочки! Цветочки!
Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу. (Ромашка).

2. В дни, когда пылает лето,
А в лучах блестит река
Голубой глазок букета
Затерялся на лугах. (Василек).

3. Когда идешь тропинкою
Куда ни глянь, в лугах
Белеют чудо - шарики
На тонких стебельках. (Одуванчик).

4. Здесь у рощицы березовой,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой
Кашки алой - не сочтешь. (Клевер).

Учитель: Ребята, а теперь давайте посмотрим вместе с Эколобком видеофильм «Природное сообщество», но сначала поиграем в игру «Угадайка».

Ученик рассказывает о травянистых растениях – злаках не называя их, затем идет показ видеофильма [6] .

Учитель: О каких растениях рассказал ученик? (Ответы учеников)

Учитель: Вы посмотрели фильм и теперь знаете, что множество потребителей привлекает на луга обильная пища. Откройте учебник (Окружающий мир, 3 класс) на стр. 53 и посмотрите на рисунок и расскажите кто за кем охотится. Кто из «едоков» ест растения? Кто поедает других животных? Определите приспособленность животных к жизни на лугу. [4] (Ответы учеников)

Обобщение учителя: Приспособление луговых животных к среде обитания обеспечивается небольшими размерами, покровительственной окраской, характером питания, сезонной активностью.

Учитель проводит физминутку:

Руки, как ветки,
А мы, как деревья, -
Теперь мы как будто в лесу.
Мы руки поднимем
И резко опустим –
Так ветер сбивает росу.
Чуть в стороны руки
И плавно помашем –
Так в небе летят журавли.
И как они сядут,
Мы тоже покажем –
Как крылышки сложат они.

Работа в паре. Учащимся предлагается задание: составьте цепи питания, сложившиеся на лугу [5]. Учащимся предлагают карточки:

  1. Ястреб, клевер, трясогузка, листоед.
  2. Полевка, мятлик, коршун.

Учащиеся составляю цепи питания:

  1. Клевер листоед → трясогузка → ястреб.
  2. Мятлик → полевка → коршун.

Учитель: наши ученики приготовили проект на тему «Значение луга в природе, для человека», давайте их послушаем. (Рассказ ученика).

Учащиеся формулируют основные положения, характеризующие значение луга, которые учитель представляет на экране в виде схемы (приложение 1).

Учитель: наши ученики приготовили проект на тему «Правила поведения на природе», давайте их послушаем. (Рассказ ученика).

Обобщение учителя: Нарушение природного равновесия, связанного с неправильной деятельностью человека, приводит к гибели природного сообщества.

3. Организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала.

Работа в группах. Учитель дает задание группам учащихся.

1, 2, 3 группы: Распределить в своей группе роли производителя, потребителя, разрушителя. Взявшись за руки, составьте цепь питания, можете ее озвучить. Заполните таблицу: впишите в нее название обитателей луга о которых ты узнал, разделите их на три основные «профессии».

4, 5, 6 группы: На стр. 54 (Окружающий мир, 3 класс) выполните задание № 3. Определите состав пищевых цепей на лугу и всех участников круговорота. Подпишите обитателей лугового сообщества. [4]

Проверка выполненной работы.

Учитель: Эколобок просит вас ответить на вопрос: Какие лекарственные растения можно встретить на лугу? (Ответы детей). В это время на экране идет показ слайдов (фотографии лекарственных растений) [6].

Учитель: Давайте послушаем вместе с Эколобком диалог между зайцем и сорокой [2].

Выходят два ученика в образе зайца и сороки.

Заяц: - Пятьдесят один, пятьдесят два, пятьдесят три…

Сорока: - Что это ты считаешь?

Заяц: - Опять со счета сбился. Говорят, у тысячелистника целая тысяча маленьких листочков, вот я и считаю, чтобы проверить, правильно мне сказали или нет.

Сорока: - Ха-ха-ха. Ты и за день их не пересчитаешь. У него листьев так же много как и цветков.

Учитель: - Почему это растение называют тысячелистником? Какими лекарственными свойствами он обладает? (Ответы учеников).

Учитель: Давайте посмотрим слайды растений, занесенных в Красную книгу Хакасии [3].

Идет демонстрация слайдов [7], звучит музыка хакасских композиторов [8]. Учитель по ходу прикрепляет на карту Хакасии значки этих растений.

Учитель: Ребята, к вам обратились с просьбой луговые растения. Послушаем их.

Идет показ слайдов цветущих луговых растений. Звучит фонограмма: «Не рвите нас, ребята! Сорвав цветок, вы нас тотчас убиваете и не даете нам произвести потомство. Присмотритесь – на одном растении цветы бывают разные: одни – крупные и красивые, они дадут самые сильные семена, из которых потом вырастут полноценные растения, другие цветы – помельче, и семена они дадут мелкие. А ведь в букеты вы собираете самые красивые цветы, унося, таким образом, с луга лучшие семена».

Учитель: Ребята, расскажите Эколобку о чем просят вас цветы? (Ответы учеников).

Учитель: Почему их нельзя срывать? (Ответы учеников).

Учитель: Ребята, Эколобку было интересно с вами путешествовать по лугу, но ему пора в лес. Давайте сделаем подарок Эколобку и все вместе споем песенку.

Звучит песня «Земля полна чудес» (слова М. Пляцковского, музыка Е. Зарицкой.)

Что в жизни может быть красивей,
Что в жизни может быть милей,
Чем эти рощи в дымке синей
И золотой разлив лугов!

Припев: Капли утренней росы светлы, чисты.
Отражается в них мир и я, и ты.
Искры солнечных лучей в любом окне.
Улыбается заря тебе и мне.

Для друзей любая даль не зря близка.
Для друзей шумит листва, журчит река.
Для друзей сквозь облака горит звезда.
Для друзей полна чудес Земля всегда!

4. Подведение итогов урока.

Учитель: С каким природным сообществом вы познакомились? Что интересного вы узнали на уроке? (Ответы учащихся)

5. Домашнее задание.

Сочините сказку о жителях данной экосистемы, о их дружбе, согласии и вражде.

6. Рефлексия.

Учитель: Если вам урок был интересен, то выберите аппликации растений и животных луга на столе и прикрепите их на доску.

Список литературы.

  1. Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. Полевые цветы. Издательство «Страна Фантазий».
  2. Зотов В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Красная книга Хакасии.
  4. Окружающий мир./ А.А. Вахрушев и др. – М.: «Баласс», 2005.
  5. Начальная школа плюс до и после, 2006, № 5.
  6. Видеоэнциклопедия для народного образования. Природные сообщества.
  7. Картины художника Хакасии (Ощепкова).
  8. Музыка хакасских композиторов.