Урок русского языка по технологии педагогической мастерской

Разделы: Русский язык


План урока.

  1. Индуктор.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Обсуждение заданий.
  4. Творческая работа учащихся.
  5. Итоги урока.
  6. Рефлексия.

Подготовка к уроку.

Учитель составляет задания для каждой творческой группы на основе содержания текста П.И. Чайковского.

... Вдруг самым неожиданным образом является зерно будущего произведения. Если почва благодарная, т. е. если есть расположение к работе, зерно это с непостижимой силой и быстротой пускает корни, показывается их земли, пускает стебелёк, листья, сучья и, наконец, цветы. Я не могу иначе определить творческий процесс, как посредством этого уподобления. Вся трудность состоит в том, чтобы явилось зерно и чтобы оно попало в благоприятные условия. Всё остальное делается само собой. Напрасно бы я старался выразить Вам словами всё неизмеримое блаженство того чувства, которое охватывает меня, когда явилась главная мысль и когда она начинает разрастаться в определённые формы. Забываешь всё, делаешься словно сумасшедший, всё внутри трепещет и бьётся, одна мысль нагоняет другую. Иногда на несколько времени вдохновение отлетает; приходится искать его и подчас тщетно. Весьма часто совершенно холодный, рассудочный. Технический процесс работы должен прийти на помощь. Может быть, вследствие этого и у самых великих мастеров можно проследить моменты, где недостаёт органического сцепления, где замечается шов, части целого, искусственно склеенные. Но иначе невозможно. Если бы то состояние души артиста, которое называется вдохновением и которое я сейчас пытаюсь описать Вам, продолжалось бы беспрерывно, нельзя было бы и одного дня прожить. Струны лопнули бы и инструмент разбился бы вдребезги.

Задания первой творческой группе

  1. Прочитайте текст.
  2. Определите основную проблему текста.
  3. Сформулируйте позицию автора на основе содержания текста.
  4. Определите роль средств художественной выразительности.

Задание второй творческой группе

На основе поэтических и прозаического отрывков определите источники вдохновения?

1.

Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место - оно называлось Рудым Яром. Самая дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой, в сырой гостинице в Риме, он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветёт розовый Иван – чай, потом берёзовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и – вверх, в корабельный бор…

Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, просеки, заросли, заброшенные дороги, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.

Он не променял эти туманные зори ни на какие великолепные позлащённые закаты Италии. Он без остатка отдал своё сердце России – её лесам и деревушкам, околицам и песням.

Чайковский знал, что сегодня, побывав в Рудом Яре, он вернётся - и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой стороны перельётся через край и хлынет потоком звуков. Так и случилось.

Знакомый край был весь обласкан светом. Разнообразие и сила освещения вызвали к Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится сто-то необыкновенное, похожее на чудо. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль и наспех записывать проигранное на листках нотной бумаги…(К. Паустовский)

2.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз…
(«19 октября» А. С. Пушкин)

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
(«Творчество» А. Ахматова)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…

…И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты…
(А.С. Пушкин)

Задания третьей творческой группе

  1. Как о вдохновении высказывались философы, писатели, писатели, композиторы?
  2. Какое из высказываний вам ближе? Почему?
  3. Попробуйте сформулировать своё определение вдохновения?
  4. Нарисуйте вдохновение с помощью кисти и красок.

Вдохновение…есть не что иное, как то, что находящийся в состоянии вдохновения весь поглощён предметом, всецело уходит в него и не успокаивается, пока не найдёт вполне соответствующую художественную форму, не доведёт её до совершенства…
(Георг Гегель)

Вдохновение – это не селёдка, которую можно засолить на многие годы…
(Иоганн Гёте)

Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдёт и учёный, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде.
(В. Г. Белинский)

Много в пространстве невидимых
форм и неслышимых звуков,
много чудесных в нём есть
сочетаний и слова, и света,
но передаст их лишь тот, кто
умеет и видеть, и слышать.
(Безымянный поэт)

Вдохновение – это строгое рабочее состояние. Душевный подъём не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же, как и пресловутые «муки творчества». Да, вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.

Вдохновение как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок. Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на всё…
(К. Г. Паустовский)

Ход урока.

  1. Организационная минутка, сообщается тема урока, цели.
  2. Вступительное слово учителя. ( Читаю отрывок из повести К. Г. Паустовского «О лесах»)
    …Чайковский быстро шёл к дому. Он приказал слуге никого к себе не пускать, прошёл в маленький зал, запер дребезжащую дверь и сел к роялю.
    Он играл. Вступление к теме казалось расплывчатым и сложным. Он добивался ясности мелодии – такой, чтобы она была понятна и мила и Фене, и даже старому Василию.
    Он играл, не зная, что Феня принесла ему махотку земляники, сидит на крыльце, крепко сжимает загорелыми пальцами концы головного платка и, приоткрыв рот, слушает. А потом приплёлся Василий, сел рядом с Феней и скрутил цигарку из самосада.
    - Играет? – спросил Василий. – Прекратить, говоришь, никак нельзя?

    - Никак! – ответил слуга и усмехнулся на необразованность лесника. – Он музыку сочиняет. Это, Василий, святое дело! (Включаю фрагмент из 1 концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского и читаю его текст «…Вдруг самым…»)
  3. Объявляю начало работы в творческих группах.(10 минут)
  4. Представление каждой творческой работы. (4-5 минут)
  5. Вопрос классу: «Каков же лик вдохновения сегодня?»
  6. Итог урока.
  7. Домашняя работа. Написать сочинение-рассуждение по тексту П.И. Чайковского.