Конспект урока окружающего мира в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Узнать об органах дыхания.
  2. Узнать об органах кровообращения.
  3. Ознакомиться с взаимодействием дыхательной и кровеносной систем.

Оборудование:

  1. Таблицы «Дыхательная система», «Кровообращение».
  2. Кроссворд «Организм человека».
  3. Мультимедийные изображения органов дыхания и кровообращения.
  4. Муляж «Человек в разрезе».

Ход урока

I. Организационный момент.

На прошлых занятиях мы выяснили, что человек не может обходиться без еды и воды. А без воздуха?

II. Проверка домашнего задания. Повторение.

Разгадайте кроссворд. (см. приложение 1).

Ответы: По горизонтали: 5. Конечности. 6. Глаза. 7. Кишечник. 10. Осанка. 11. Язык. По вертикали: 1. Волосы. 2. Ноги. 3. Сердце. 4. Мозг. 8. Нос. 9. Пальцы.

Проверяется задание № 5 в рабочей тетради с. 63.

Для индивидуальной работы можно предложить карточки (см. приложение 2)

III.      Работа по теме.

1. Введение в тему.

  • Попробуйте на немного закрыть рот, зажать нос и перестать дышать. Вы сразу почувствуете, что вам необходимо глубоко вдохнуть. Это, оставшись без кислорода, возмутились клетки. Они кричат: «Пришлите нам кислород. Иначе мы все погибнем от голода!»
  • Давайте вспомним, какой состав имеет воздух? (Кислород, углекислый газ, азот.)- на экране схема «Состав воздуха».
  • Какой газ необходим для дыхания? (Живительный газ - кислород.)

2. Дыхание, дыхательная система.

Всю жизнь человек дышит - вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает в легкие. Все эти органы составляют дыхательную систему.

Учитель на экране открывает схему «Органы дыхания».

Ученики по таблице находят трахею, бронхи, легкие. Запоминают их расположение.

Учитель или заранее подготовленный ученик может рассказать дополнительный материал про нос (см. приложение к уроку).

Далее дети читают по учебнику текст «О дыхании» (с. 148).

Беседа по прочитанному материалу:

  • Как устроена и работает дыхательная система?
  • Как выглядят трахея и бронхи?
  • Из чего состоят легкие?
  • Какова роль легочных пузырьков? (Забирают частицы кислорода и отдают частицы углекислого газа)

3. Работа в рабочей тетради.

С. 64 № 1.

  • Прочитайте.
  • Заполните пропуски в тексте.
  • Найдите в тексте абзац о работе органов дыхания и проверьте. (Носовая полость, трахея, бронхи, легкие составляют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ.).

С 64 № 2. Прочитайте.

Укажите стрелками органы.

Проверка по учебнику.

С 64 № 3. Прочитайте.

  • Укажите последовательность прохождения воздуха при вдохе по органам дыхания красным карандашом.
  • Укажите последовательность прохождения воздуха при выдохе по органам дыхания синим карандашом.

Взаимопроверка (проверяют правильное выполнение по схеме, вывешенной на доске).

IV. Физкультминутка.

Карусели, карусели. Мы с тобой в машину сели,
И поехали.
Мы с тобою в лодку сели, И поплыли.
Карусели, карусели.
Мы с тобой в ракету сели
И взлетели.

V. О движении крови.

1. Работа по учебнику.

Ученики читают текст «О движении крови» (с. 149). Учитель на экране включает таблицу «Кровеносная система». Дети находят сердце, кровеносные сосуды.

Беседа по прочитанному материалу:

  • Какова роль крови в организме?
  • Как устроена и работает кровеносная система?
  • Зачем капелька крови, обежав весь организм, возвращается в сердце и отправляется в новое путешествие?

2. Практическая работа.

Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 150. Прощупайте у себя на левой руке пульс. Каждый удар пульса соответствует удару сердца.

Когда все ребята нащупают у себя на руке пульс, учитель засекает 15 секунд, а ученики считают количество ударов пульса за это время. Затем полученное число ударов умножают на четыре.

  • Сколько ударов делает ваше сердце в минуту?
  • А сколько раз оно бьется за 10 минут? Посчитайте.
  • Результаты записать в рабочей тетради, с. 65 № 4.

VI. Повторение изученного

На последних уроках мы изучали органы и системы органов человека, работу и функции этих органов. Давайте вспомним, что же мы уже знаем о человеке? Дети получают карточки с вопросами, у каждого ученика свой вопрос.

  • Какие науки о человеке вы знаете? (Анатомия, физиология, гигиена.)
  • Что изучает каждая из названных наук?
  • Как мы воспринимаем окружающий мир? Какие органы восприятия вы знаете? (Глаза - орган зрения, уши - орган слуха, нос -орган обоняния, язык - орган вкуса, кожа - орган осязания.)
  • Какая связь между органами чувств и мозгом? Объясни.
  • Что такое кожа? Каковы ее функции?
  • Какие меры первой помощи при повреждениях кожи вам известны?
  • Что такое опорно-двигательная система? Из чего она состоит?
  • Какую роль в движении человека играют мышцы, кости, мозг, нервы, органы чувств?
  • Как правильно следить за своей осанкой?
  • Почему при плохой осанке у человека хуже работают сердце, легкие и другие внутренние органы?
  • Из каких органов состоит пищеварительная система человека?
  • Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?
  • Как правильно питаться?
  • Как устроена и работает дыхательная система?
  • Как устроена и работает кровеносная система?
  • Как удаляются из организма вредные вещества?

VII. Итог урока.

- Назовите органы дыхательной системы.

- Назовите органы кровеносной системы.

Ребята читают вывод в учебнике на странице 150. Дыхательная система снабжает организм кислородом. Кровеносная система обеспечивает движение крови, которая переносит внутри организма различные вещества. При работе всех органов образуется углекислый газ и другие вредные вещества. Они попадают в кровь, а затем удаляются из организма через легкие, кожу, почки.

VIII. Домашнее задание.

Придумай и изготовь модель, показывающую, как в организме человека перемещаются кислород, питательные вещества и вредные продукты жизнедеятельности.

Приложение 3

Приложение 1 вы можете получить у автора статьи.