Профилактический урок для учащихся начальной школы

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Возраст участников: младший школьный.

Количество участников: занятие будет более эффективным, если его проводить с группой не более 15 человек.

Оборудование: релаксирующая музыка и звукопроизводящее устройство (магнитофон или компьютер), картинки с разнообразными блюдами и последствиями наркомании, бумага, цветные карандаши или краски.

Цель: вызвать у детей отрицательное отношение к наркотическим веществам

Ход занятия

Ведущий. Наркотики это вещества, эффект от употребления которых вызывает у человека измененное состояние сознания (наркотическое опьянение), а при длительном применении – привыкание и последующую наркотическую зависимость. Скажите, а как выглядят наркотики?

Дети. Это уколы. Это таблетки или трава, которую курят.

Ведущий. А ещё наркотики могут быть похожи на смолу или могут быть твёрдыми. Также наркотические вещества содержаться в некоторых грибах.

Наркотики и дыхание.

Ведущий. Без чего человек не сможет жить?

Дети. Без воздуха.

Ведущий. Главная причина смерти наркоманов, от которой в первую очередь они умирают – это остановка дыхания.

Наркотики действуют на головной мозг так, что помимо кайфа, в мозге отключается центр, отвечающий за работу мышц, связанных с дыханием. Человек, в буквальном смысле забывает, как дышать. Без поступления кислорода мозг умирает через 6-7 минут.

Ведущий. А как вы думаете, скорая успеет приехать за это время?

Дети. Нет, не успеет.

Ведущий. Правильно. Пока человек дозвонится и объяснит причину вызова уже пройдёт минут десять. Наркоман в это время уже умрёт.

И даже если этого страшного события не случится, все равно наркоман себя обрекает на пожизненное кислородное голодание, ведь центр, в головном мозге отвечающий за дыхание работает еле-еле.

Молодому человеку, решившему попробовать действие наркотика для испытания удовольствия, надо знать, что тем самым он надевает на свою шею удавку, которая будет все более стягиваться и в конце концов задушит его.

«Кайф» и угнетенное дыхание неотделимы. Тот, кто выбрал наркотический кайф, обрек себя на медленное самоудушение.

Наркотики и система пищеварения. (на доску вывешиваются картинки с разнообразными сладостями и другими блюдами)

Ведущий. А как вы думаете без чего ещё человек не может жить?

Дети. Без воды и пищи.

Ведущий. Скажите, а кто из вас любит вкусно покушать?

Дети. Я люблю. И я.

Ведущий. Я смотрю все вы любите вкусно покушать и все люди, и даже звери тоже любят.

Ведущий. А кто из вас что любит?

Дети отвечают. Я люблю мороженое. А я люблю торт. А я люблю подлипку. А я ещё люблю жареную картошку с колбасой.

Ведущий. А вы когда были маленькими и баловались пробовали наверное жевать газету или бумагу?

Дети. Ну да. Когда были маленькими.

Ведущий. Ну, как она вкусная?

Дети. Нет! Нет!

Ведущий. Если вы будете принимать наркотики, то вы не будете чувствовать вкуса ни мороженого, ни пироженого, ни вашей любимой жаренной картошки. Вы будете есть пирожное или мороженое, а на вкус оно будет как бумага. Вам понравиться?

Дети морщиться.

Ведущий. Наркотики угнетают механизмы регуляции пищеварения. У наркоманов притупляются все вкусовые ощущения. Они уже не могут в полной мере получать удовольствие от пищи, снижается аппетит. Пища плохо переваривается и усваивается. Наркоманы обрекают себя на хроническое голодание. Обычно они бывают очень худыми. Пища ведь не усваивается.

Наркотики и обоняние.

Ведущий. А теперь сядьте поудобней и расслабьтесь. Приготовьтесь меня слушать.

Звучит спокойная релаксирующая музыка, в которой слышен щебет птиц шорох травы.

Ведущий. Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их. Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Однажды вы отправились в лес. Это лес в ближайшем пригороде, а может быть где-то в сельской местности или просто городской лесопарк. Итак, вы входите в лес. Вы медленно идете по лесной тропинке. Постепенно вы выходите на опушку леса и видите поляну… Она почти круглая и похожа на внутренний двор замка или просто храма.

Представьте себя стоящем на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые ромашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду.

Вы идете к центру поляны и останавливаетесь там… Это не только центр поляны, но, вам кажется, что это и центр вашего существа, вы остаетесь с ним и зачарованные, в состоянии блаженного погружения, пребываете здесь в течение некоторого времени. Вы вслушиваетесь в ощущение своего тела, образы, проникающие в ваше сознание, в загадочную картину мира, окружающего вас со всех сторон. Вам бы хотелось стоять здесь еще и еще…, но пора возвращаться домой.

А теперь вы возвращаетесь обратно на опушку леса, откуда началось наше путешествие. Сделайте глубокий вдох и откройте глаза.

Ведущий. Кто из вас что видел?

Дети. Я видел лес. А я деревню. А я полянку с цветочками.

Ведущий. А какие были цветы?

Дети. Ромашки и колокольчики.

Ведущий. А как они пахли?

Дети, вдыхая воздух. Вкусно.

Ведущий. Да действительно цветы очень приятно пахнут. А что ещё приятно пахнет?

Дети. Духи, туалетная вода.

Ведущий. А что из пищи вкусно пахнет?

Дети. Пирожное. А ещё курица. Колбаса! Колбаса!

Ведущий. А как вы думаете, что будет, если вы будете принимать наркотики?

Дети. Мы не будем чувствовать запахи.

Ведущий. Молодцы! Какие вы все умные все знаете.

Работа мозга и наркотики.

Ведущий. Наркотические вещества «прямой наводкой» бомбандируют мозг. Нервные клетки головного мозга погибают. В результате пропадает воля, интерес к учению, теряется ориентация в пространстве, начинают преследовать кошмары, в короткий срок развивается слабоумие.

Исследования показали, что в процессе наркомании мозг стареет как никогда быстро. Есть данные, согласно которым мозг наркомана подобен мозгу старика. Вы видели яблоко, которое долго-долго лежит? Что с ним происходит?

Дети. Оно становится таким сморщенным и не красивым.

Ведущий. Также и мозг наркомана усыхает и сморщивается, как залежалое яблоко. Таким образом, наркомания – это процесс ускоренного старения. И действительно, по психологическим проявлениям и по поведению наркозависимые люди очень похожи на стариков. Им ничего не надо, для них характерны капризы, состояние беспомощности, - все как у некоторых пожилых людей, страдающих старческими психическими расстройствами.

Наркотики и кашель.

Ведущий. Вы любите гулять? Лепить снежки? Кататься с горки?

Дети. Да! Да!

Ведущий. А если вы долго гуляете и все промокли что с вами может случится?

Дети. Мы заболеем. Будем чихать, и кашлять, а ещё у нас поднимется температура и заболит горло.

Ведущий. Кашель – это защитная, полезная для жизни реакция. Человек, начавший принимать наркотики, отключает защитный механизм кашля. Когда долго лежат продукты что с ними случается?

Дети. Они гниют. Фу.

Ведущий. А ещё что?

Дети. Они не вкусно пахнут и там ползают червяки.

Ведущий. А когда вы кашляете что вы откашливаете?

Дети. Такое желтое и противное.

Ведущий. Да это слизь. А вы представляете, что наркоманы не могут кашлять и все это остаётся у них в лёгких. В легких наркомана накапливается слизь, гной, компоненты дыма, пыли. Его легкие можно сравнить с переполненной плевательницей: не может отхаркнуть наружу, а значит, плюет в самого себя, во внутреннее пространство своих легких. Представляете, что же происходит со слизью, которая остается в лёгких наркомана.

Дети. Фу! Она гниёт.

Ведущий. Правильно. Мокрота разлагается, гниет, микробы размножаются.

Хотите принимать наркотики и ни когда не кашлять?

Дети. Нет!

Наркотики и сердечно-сосудистая система.

Ведущий. Значение сердца и сосудов всем хорошо известно. Сердце у нас работает как насос, оно помогает крови двигаться по сосудам. А кровь в свою очередь обеспечивает доставку в ткани всех необходимых веществ и выведению из тканей «отходов».

Наркотики способствуют угнетению сосудодвигательного центра, а вследствие этого снижению кровяного давления и замедлению пульса.

По этой причине у наркомана всегда ухудшаются функции сердечно-сосудистой системы, «очистка» клеток и тканей уменьшается. А значит, большая часть отходов остаётся в организме человека. А помните что происходит с отходами?

Дети. Да.

Ведущий. Также уменьшается снабжение клеток необходимыми веществами. Функции всех клеток слабеют, и весь организм дряхлеет, как в глубокой старости. Наркоман уже не в силах справляться с обычным объемом работы.

Как возникает наркотическая виртуальность или феномен опьянения?

Ведущий. Яркость образов наркотического опьянения со временем падает, и наркоман начинает терять тот «кайф», который он получал раньше. Он уже не испытывает тех наслаждений, которые у него были на ранней стадии наркозависимости, исчезает феномен наслаждения. На этом этапе наркоман стремится уже не к наслаждению, а к снятию ломки, т. е. к физическому выживанию. В начальной стадии наркозависимости потребление наркотиков дает радость, жизнь кажется интересной и яркой. А потом все это кончается, и радость исчезает, но потребность остается, обостряется.

Скажите, что нового вы сегодня узнали о последствиях наркомании?

Дети. Наркоманам трудно дышать и они могут даже забыть как это делать.

Они не чувствуют вкуса пищи и запахов. Они не умеют кашлять и у них плохо работает сердце. Они худые.

Ведущий. Молодцы. Всё правильно сказали. Можно только ещё добавить, что у наркоманов обычно не бывает детей, а среди родившихся часты случаи уродств.

А вы будете пробовать наркотики?

Дети отвечают и морщатся. Нет! Нет!

В конце занятия желательно предложить детям нарисовать те последствия наркомании, которые произвели на них наибольшее впечатление.

Литература: Р.Р. Гарифуллин Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. –М.:ТЦ Сфера,2002. – 64 с.