Развитие речевых компетенций учащихся. Изложение с элементами сочинения. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


ЦЕЛИ:

  • формировать умения собирать материал, систематизировать его,
  • отбирать определённые языковые средства, соответствующие публицистическому стилю;
  • совершенствовать умения высказывать собственную точку зрения на заданную тему;
  • развивать монологическую и диалогическую речь;
  • способствовать воспитанию активной гражданской позиции.

ТИП УРОКА: урок развития речи

МЕТОДЫ: беседа, частично-поисковый

ОФОРМЛЕНИЕ: репродукция Триумфальной арки, использование презентации.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Работа с текстом.

III. Задание группам.

а) группа архивариусов – выяснить значение словарных слов, помещённых в рамке, и записать их на доске.

СПРАВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

Архитектура

  1. искусство проектирования, возведения и художественное оформление строений;
  2. характер, стиль постройки.

Апофеоз -

  1. прославление возвеличивание к-л. лица, явления, события;
  2. театр. заключительная торжественная массовая сцена спектакля или праздничной программы, прославляющая народ, героя…
  3. в Др. Греции обряд обожествления к-л. героя.

Аллегория - выражение отвлечённого понятия в конкретном художественном образе, иносказание.

Горельеф – скульптурное изображение на плоской поверхности, при котором фигура выступает на половину своего объёма.

Барельеф – изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.

Зодчий – строитель, архитектор.

Зодчество – искусство проектировать и строить здания; архитектура.

Монумент – (книж) архитектурное или скульптурное сооружение в память о к-л. историческом лице, событии.

Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, узор и сочетание геометрических, растительных или животных элементов.

б) группа искусствоведов – дать исторические справки о Бове, Иване Витали и Иване Тимофееве.

СПРАВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

Бове Осип Иванович (1784-1834) - уроженец Петербурга; ему принадлежит инициатива создания центральных московских ансамблей: новый вид по его проекту получила Красная площадь. Были снесены лавки, здания Торговых рядов расчленены широкими плоскими аркадами, декорированы парными колоннами. Создана Театральная площадь с Большим театром (1821-24), по его архитектурному проекту Александровский сад окружил значительную часть Кремля зелёным кольцом.

Архитектура носила гражданственный характер, отражала национальный патриотический подъём, вызванный событиями 1812 года. Вместе с Бове А.Д. Захаров, П. Клодт, Жилярди стремились создать в центре Москвы обширные площади, сады, монументальные сооружения широко публичного значения.

Иван Петрович Витали (1794-1855) получил навыки скульптора в частной мастерской Трискони в Москве. Ему принадлежат скульптурные фонтаны на Театральной и Лубянской площадях Москвы, скульптурные части Триумфальных ворот (1830), скульптурное убранство Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца в Москве, точные по характеристике портретные бюсты А.С. Пушкина, 1827.

в) группа словистов – стилистов.

Определить стиль текста. Доказать, выбрать слова и словосочетания, служащие доказательством.

г) художники – практики.

Найти в тексте описание памятника и соотнести с репродукцией.

д) рабочая группа.

Выписать ключевые слова и словосочетания, необходимые для написания изложения.

IV. Устное сочинение-описание.

V. Подведение итогов.

VI. Д/З: написать сочинение: «Нужно ли знать историю создания памятников архитектуры?»

Приложение 1

Приложение 2