Оптимизация научно-методической деятельности в образовательном учреждении

Разделы: Администрирование школы


Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитание и развитие школьников.

Задача методической работы состоит в создании такой адаптивной, образовательной среды, где бы максимально был реализован потенциал учащегося и педагогического коллектива в полном соответствии с социальными и личностными запросами.

Кроме того, важнейшими задачами методической работы являются:

Задачи методической работы

  • внедрение в практику прогрессивных управленческих и педагогических технологий;
  • совершенствование планирования;
  • совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
  • совершенствование аналитической деятельности;
  • активизация работы М\О;
  • совершенствование информационного обеспечения;
  • совершенствование организации творческой исследовательской деятельности педагогов и учащихся;
  • выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей;
  • формирование оптимального учебного плана с учетом уровня развития и потребностей обучающихся;
  • расширение содержания программной довузовской подготовки учащихся;
  • освоение и внедрение в практику работы компьютерных технологий.

Формы организации методической и научно-экспериментальной работы:

  • Педагогические чтения и научно-практические конференции;
  • Тематические задания методических объединений;
  • Проведение смотров творческих работ;
  • Обзоры научной, педагогической литературы;
  • Семинары-практикумы;
  • Методические оперативки;
  • Деловые игры;
  • Творческие отчеты отдельных учителей, получившие общее признание за их мастерство и опыт;
  • Методические недели;
  • Психологические семинары.

Это традиционные методы, но надежные формы организации методической работы. С их помощью осуществляется реализация образовательных программ и базисного учебного плана нашей школы-интерната №30, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий.

Таких, как:

  • Технология проектного метода;
  • Технология адаптивного обучения на всех уроках и всех ступенях обучения;
  • Технология личностно ориентированного обучения учащихся;
  • Технология развития познавательного интереса;
  • Технология обучения укрупненными дидактическими единицами;
  • Технологии КСО (коллективный способ обучения, работа организуется в парах сменного характера, что позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых) и ТРИЗ (технология решения изобретательных задач).

В результате проведения целенаправленной работы учитель выходит на новый уровень, а, следовательно, и взаимодействие в системе «Учитель – ученик» дает более эффективные результаты обучения, формирует и развивает личность учащегося, включает его в самообразовательную, научно-исследовательскую деятельность.

На основе этого практикой работы школы-интерната №30 ОАо «РЖД» выработана определенная структура методической службы.

Приложение 1

Это структура многоуровневая, включающая различные виды и формы методической работы.

Создание научно-методического совета обусловлено постепенным преобразованием методической работы в научно-методическую. Главная цель научно-методического совета – это непрерывное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие его эрудиции и компетентности в области определенной науки при сотрудничестве с высшими учебными заведениями.

Методические цикловые объединения и творческие группы учителей, работающие над определенной проблемой, созданы в таком составе и при таком наборе предметов, которые с точки зрения педагогики необходимы и достаточны для успешной работы.

Организована школа педагогического мастерства : курсы повышения квалификации; участие в работе школьных и городских М\О; участие в работе дорожных и городских конференциях и семинарах; участие в дорожных конкурсах «Учитель года», «Школа года»; самообразование; аттестация.

Школа молодого специалиста: работа со студентами КнАГПУ и педагогического колледжа; шефство над молодыми учителями учителей со стажем; открытые уроки учителей высшей квалификационной категории; методическая неделя (обмен опытом); участие молодых специалистов в работе соответствующего методического объединения.

При построении адаптивной системы управления методической службой нашей школы-интерната №30 ОАО «РЖД» мы используем ряд методологических подходов:

  • системно-деятельный;
  • мотивационный;
  • рефлексивный;
  • личностно ориентированный;
  • культурологический.

Технологии формирования адаптивной системы управления методической службы школы – это, прежде всего, построение ее на диагностическо-прогностической основе. Проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценка – неотъемлемая часть управления. Но главная задача не в том, чтобы дать учителю экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать его к самостоятельному осмыслению и решению своих проблем. Для этого нами были созданы индивидуальные папки учителей – своего рода диагностические блоки, которые позволяют каждому педагогу отрефлексировать собственную деятельность, определить особенности деятельности и личностные ориентиры:

  • выявить методы, формы и средства достижения результата;
  • наметить пути и перспективы развития инновационного опыта по алгоритму:

В диагностические блоки учителей входят:

  • анкета по изучению профессиональной готовности учителей к применению современных образовательных технологий в педагогической деятельности;
  • входная диагностика по проблемам современных педагогических технологий;
  • индивидуальный план работы учителя по четвертям;
  • отчеты учителей по прохождению учебных программ и итогам успеваемости;
  • диагностика качества знаний учащихся по предметам;
  • показатели оценки результативности деятельности учителя за год.

Темы педагогических советов, конференций, темы индивидуальных работ, планирование школьных занятий, открытые уроки планируются именно из заявок учителей.

Анализ анкетирования позволяет выявить, с одной стороны, опыт учителя и его умения, с другой стороны - его пробелы. На основе этого составляется диагностическая карта школы. И очень легко разделить вопросы, требующие изучения на разных уровнях методической работы:

  • педсовет;
  • самообразование учителя;
  • тематика занятий «Как стать хорошим учителем»;
  • открытые уроки;
  • аттестационные испытания учителя.

Учителя школы осознают необходимость постоянного самоанализа своей педагогической деятельности, самосовершенствования, а это – основа творчества.

Следующим этапом качественного обновления управления методической службы нашей школы стала организация этой работы на основе программно-целевого подхода.

На учебный год был составлен программно-целевой план, включающий следующие периоды:

Период

Задачи

Диагностический

Анализ эффективности работы М\О по теме школы; определение задач на новый этап деятельности

Прогностический

Создание необходимых условий для обеспечения разработки и освоения инноваций, реализация темы

Организационный

Создание необходимых условий для обеспечения разработки и освоения инноваций, реализации программы развития школы по следующим разделам:

  • организационный;
  • кадровый;
  • научно-методический;
  • материально-технический;
  • финансовый;
  • нормативного обеспечения;
  • мотивационный;

Практический

  1. Организация систематической профессиональной подготовки кадров.
  2. Диагностирование уровня творческого развития учащихся на каждом этапе работ.
  3. Организация работы по базисному плану.
  4. Обобщение передового педагогического опыта.
  5. Личностно ориентированное обучение учащихся.
  6. Профессиональное обучение учащихся.
  7. Формирование общеучебных навыков и умений.
  8. Организация работы методической службы

Опираясь на поставленные задачи, нами была определена следующая структура методической работы на год.

Структура плана методической работы на год. Приложение 2

Такой подход к планированию научно-методической работы разработан для разрешения наиболее важных проблем педагогической практики. Применение программно-целевого подхода к управлению методической службой делает ее работу целенаправленной, конкретной, адресной, мобильной, направленной на популяризацию исследовательской и проектной работы учителей и учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что основой научно-методической деятельности в школе является:

  • Проблемно-ориентированный анализ и самоанализ;
  • Научно-педагогическое исследование – разработка концепции педагогического труда;
  • Локальные (прикладные) исследования;
  • Творчество;
  • Диалогическое общение.

В соответствии с этим, результатами научно-методической деятельности можно считать:

  • Развитие личностного опыта учителя, его субъективности;
  • Рост профессионализма;
  • Совершенствование методического мастерства;
  • Формирование методологической компетентности.

В конечном итоге:  ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Приложение 3