Доклад "Полевая практика – условие развития природоведческих познаний учащихся"

Разделы: Внеклассная работа


Интегрированный курс «Природа и человек» направлен на систематизацию знаний о природе и взаимодействии с ней человека, расширяет, детализирует представления учащихся в этой области, обеспечивая более глубокое и конкретное изучение разнообразных взаимосвязей между природой и человеком.

Каждой осенью и весной в нашей школе проводятся однонедельные уроки на природе. Это экскурсии, наблюдения, эксперименты, одним словом – комплексная полевая практика.

За последние годы у нас накоплен достаточный опыт проведения полевых практик.

Комплексные полевые практики таят большие резервы в экологическом образовании. Это одна из форм организации учебно-воспитательной работы с учащимися, эти своеобразные уроки в условиях непосредственного общения с природой, дают положительные результаты в тех случаях, когда при их проведении решается комплекс задач, учитываются содержательные и воспитательные возможности ряда учебных предметов. Поэтому при подготовке к полевой практике надо тщательно продумывать систему заданий для учащихся с учетом межпредметных связей и намечать перспективу использования полученных на практике материалов, результатов наблюдений и впечатлений в последующей работе.

Примерный план полевой практики (1-6):

  1. Наше село.
  2. Рельеф, почва.
  3. Лес – природное сообщество.
  4. Растение и животные леса
  5. Луг – природное сообщество.
  6. Растения и животные луга.
  7. Водоемы нашего села.
  8. Растения и животные водоема.
  9. Строение растений. Роль в природе и практическое значение.
  10. План и карта. Ориентирование.
  11. Исторические и памятные места села.
  12. Охрана природы.
  13. Экосистема.
  14. Биосфера.

На протяжении всей полевой практики каждый учитель формирует умение наблюдать. Дети знакомятся с тем, ЧТО наблюдать и КАК наблюдать. Они приходят к выводу, что нас окружает мир растений, без которых человеческая жизнь оказалась бы невозможной, и учатся устанавливать, выявлять взаимосвязи в природе.

За этот период учащиеся обобщают свои знания и получают новые, более глубокие, ранее им не знакомые.

Как известно, успех любой работы в значительной мере зависит от организационной подготовки учителя и учащихся. Заранее необходимо сделать следующее:

  1. Наметить тему.
  2. Определить цель, задачи и составить предварительный план.
  3. Выбрав место проведения полевой практики, заранее побывать там, разрабатывать маршрут. Предусмотреть места для информации, наблюдений.
  4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, отобрать оборудование.
  5. Продумать методику проведения практики.
  6. Спланировать организационные формы деятельности учащихся, распределить задания.
  7. Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся.
  8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения практики, можно доработать план.

Примеры заданий для полевой практики

Каждой группе дается задание – составить описание леса. Заранее учитель готовит таблицу, дети должны заполнить её.

Описание леса

1.   Тип леса
2.   Высота деревьев
А) самое большое
Б) среднее
В) маленькое
3.   Общее покрытие
4.   Кустарники
5.   Высота
6.   Облик
7.   Мох
А) высота
Б) обилие
8.   Нарисовать чудо – растение

 

Весенняя практика во втором классе.

Цель: дать представление о невидимых нитях в природе.

Задачи:

  • углубить и закрепить полученные знания;
  • познакомить с условиями жизни растений, животных;
  • учить сравнивать, анализировать, делать небольшие обобщения;
  • научить определять стороны горизонта по местным признакам.

На третий день берут анализ почвы, изучают растительность, насекомых, озера и реки, делают описание и сравнение.

Состояние воды

Озеро «Хара Элгээн»

Река Вилюй.

Цвет
Прозрачность
Чистота
Вкус

 

 

Длина
Растительность
Насекомые
Рыбы
Птицы

 

 

Почему так назван

Причины загрязнения

 

 

В третьем классе составляют план местности, узнают, почему идет дождь, какие породы, выявили основное отличие экосистемы поля, какие природные стихии разрушают экосистемы.

После каждой полевой практики выпускают красочный альбом – отчет.

Тема: «Лес – растительное сообщество»

Цель: сформировать у учащихся правильное, отчетливые представления о видовом составе леса, наземной и подземной ярусности, приспособленности различных растений к совместной жизни, взаимовыявление растений, растений и окружающей среды.

Задания для самостоятельной работы учащихся:

  • определение растений, произрастающих на площади в 100 м, и выявление их количественного состава;
  • составление списка растений по ярусам, описание состава ярусов, наблюдения за животными, жизнь которых тесно связана с ярусностью леса, выявления их значения;
  • изучение влияния растений друг на друга, описание формы, измерение высоты и определения возраста взрослых деревьев и подростка на опушке и в глубине леса.

На место учащиеся знакомятся с содержанием задания, все наблюдения записывают в таблицах:

1.

 

Количественные задания

название растения

взрослые растения

подростковые

всходы

 

 

 

 

2.

Растения, растущие

обильно

редко

 

 

3.

ярусы

растения

животные, насекомые

 

 

 

4.

Место произрастания

Возраст

Высота

Форма кроны

Дерево в лесу
Дерево на опушке
Подрост на опушке
Подрост в лесу

 

 

 

После выполнения каждого задания проводится беседа о растениях, обнаруженных на данной площадке.

При возвращении с экскурсии знакомим учащихся с другими растительными сообществами, встречающимися на пути (луг, болото, водная растительность) и каждый ученик составляет письменный отчет о практике по следующему плану:

  1. Название местного леса и его местонахождения.
  2. Ярусное расположение растений, растущих в лесу. Описать условия жизни растений в каждом ярусе. Охарактеризовать особенности растений, приспособленных к жизни в каждом ярусе. Выявить роль животных, жизнь которых связана с ярусностью леса.
  3. Подобрать или сочинить стихотворение о красоте леса.
  4. Подготовить устный рассказ о значении леса в природе и жизни человека.

По итогам всех наблюдений выпускается стенд – отчет.

Наблюдения за насекомыми

  1. Наблюдение за развитием комаров.
  1. В небольших прудах, ямах с водой наловите личинок комаров. Поместите их в литровую банку с водой и небольшим количеством ила, взятого со дна этого же водоема.
  2. Наблюдайте, как передвигаются личинки, как они держатся у поверхности воды. Отметьте, меняется ли поведение личинок при приближении к банке руки или другого предмета.
  3. Проследите, как часто личинки поднимаются к поверхности воды, долго ли держатся у поверхности.
  4. Наблюдайте за появлением куколок комаров. Опишите их внешний вид. Через сколько суток из куколок вылетят комары? Присмотритесь к поверхности воды. На основе чего можно сказать, что комары уже вылетели?
  1. Наблюдения за муравьями.
  1. Отыщите на опушке леса муравейник. Установите, какой вид имеет муравейник, из какого материала он сделан. Посмотрите, что тащат муравьи в муравейник.
  2. Положите на пути движения муравьев какое-нибудь насекомое. Обратят ли внимание на неё муравьи?
  3. Посадите на муравейник несколько особей, взятых из другой муравьиной семьи, и пронаблюдайте, как будут относиться к ним «коренные жители».
    Вымажьте чужаков жидкостью, полученной из нескольких раздавленных муравьев, взятых из жилища, в которое собираетесь поместить подопытных. Проследите, изменится ли теперь отношение «коренных жителей» к этим муравьям.
  4. Выясните, в какую погоду муравьи более активны и как меняется их активность в течение суток.

Такие задания позволяют учащимся значительно расширить, осознать и углубить знания. Все наблюдения оставляют в их сознании более глубокий след, чем самый подробный рассказ или беседа об этом даже с использованием коллекций и таблиц.

Тема. Ориентирование.

  1. Ориентирование на местности.
    а) без плана
    б) с использованием плана.
  2. Определение азимута по компасу и движение по нему на маршруте.
    1. Сориентировать компас, т.е. северный конец стрелки совместить с буквой С на шкале.
    2. Не сбивая компас, следует повернуть кольцо на нем так, чтобы воображаемая линия от прорези к мушке была направлена на вершину холма. Прорезь – мушка – холм окажутся при этом на одной линии.
    3. Не сдвигая кольца, определите на шкале, там, где мушка пересекает её, отсчет в градусах.
  3. Определение азимута по плану.
    1. Сориентируйте план. Для этого положите на план компас.
    2. Не сдвигая компас, поверните план так, чтобы северный конец стрелки компаса совместился с буквой С на его шкале.
    3. Не смещая план и компас, поверните кольцо компаса, направив на объект мушку, к которому вам предстоит идти
    4. Определите по мушке на кольце отсчет в градусах на шкале.
  4. Способы съемки плана местности. Глазомерная съемка:
    • полярная,
    • маршрутная.
  5. Игра «Найди клад».
    В определенном месте прячется какой-нибудь предмет; к этому месту прокладывается 2-3 сложных маршрута. Чтобы найти «клад», приходится пройти длинный путь, определяя азимуты и измеряя расстояние. Такая игра помогает хорошо закрепить тему.

Еще помогают закреплению тем познавательные задания:

1. Подумайте, какой ориентир помог ребятам найти дорогу домой.

Возвращались ребята зимой со станции в свое село дорогой через лес. Так было ближе. Вдруг поняли, что они заблудились. Испугались ребята. И вдруг Миша увидел знакомые следы. Из всех следов, которые ему дед показывал, он только эти и запомнил.

Долго шли ребята по этим следам и вышли к жилью.

- По каким же таким следам ты нас вывел? – спросили ребята Мишу.

Миша ответил и еще добавил, что эти следы всегда к жилью выводят, животное всегда домой прибежит.

- А вы догадались, по каким следам вывел ребят Миша? (по следам собаки).

2. План и карта.

Свой путь за грибами один мальчик описал и изобразил условными знаками следующим образом:

  • От шоссе, по тропинке, через луг на юг я прошел 200 м, а затем, повернув на юго-запад, прошел еще через кустарник 300 м и вошел в смешанный лес.

П – начало пути мальчика

Соответствует ли рассказ мальчика начерченному им плану?

Заключение

Наблюдения за окружающей действительностью оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. А процесс усвоения природоведческих знаний очень сложен, он предполагает полноту и взаимосвязь восприятия, осмысления, запоминания и применение усваиваемого. Особая роль при этом принадлежит применению знаний как в знакомой ситуации, так и в новой, отличающейся от привычной. Обобщенное умение применять знание в новой учебной ситуации характеризуется следующими поисковыми действиями: распознавание объекта по признакам; наблюдение; сравнение в форме сопоставления и противопоставления; выделение главного; установление взаимосвязей; доказательство; исследование; вывод.