Книга в жизни человека

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • представить спектр возможностей использования чтения в развитии познавательных способностей ребенка;
  • обратить внимание родителей на роль книги в воспитании детей;
  • содействовать воспитанию любви к чтению у пятиклассников и их родителей.

Участники: классный руководитель, родители учащихся; школьный библиотекарь; психолог.

До собрания учащиеся отвечают на вопросы анкеты:

  1. Чем ты занимаешься, когда заканчиваются уроки в школе:
  • занимаюсь в кружках и секциях;
  • гуляю на улице;
  • смотрю телевизор;
  • читаю книги;
  • выполняю домашнюю работу, которую поручают родители;
  • чем еще?
  1. Чем тебе приходилось заниматься в течение последнего месяца:
  • читал художественную литературу;
  • читал газеты, журналы;
  • смотрел телевизор;
  • посещал театр, музей;
  • помогал родителям по дому;
  • занимался рукоделием;
  • посещал дискотеки;
  • проводил время в компании друзей;
  • ходил в библиотеку;
  • ничего не делал;
  • что еще?
  1. Что ты читал в течение месяца:
  • классическую литературу;
  • детективы;
  • приключенческую литературу;
  • газеты;
  • комиксы;
  • что еще?

На предыдущем собрании родители отвечали на вопросы анкеты:

  1. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок:
    • любит читать сам;
    • слушать чтение взрослых;
  2. Принято ли в вашей семье читать книги вслух:
    • конечно, да;
    • нет.
  3. Можете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок:
    • безусловно, да;
    • наверное, нет.

Оформление:

  1. На классной доске записана тема родительского собрания, эпиграф:
    Книга!
    Великое слово!
    Тебя от души воспеваю,
    Люблю я тебя, люблю!
    Оду пою я книгам-
    Не в силах я им изменить.
    Они только могут в мире
    На все ясный свет пролить.(Л.Рахманина)
  2. Книжная выставка.
  3. Стулья для родителей поставлены в круг.
  4. «Корзина мнений» с карточками: «Я задумывался над этим вопросом ранее, но могу сказать, что…»; «Человек сталкивается с этой проблемой, когда…»; «Меня в этом вопросе больше всего смущает…»; «Для меня этот вопрос кажется важным, потому что…» и т. д.

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители! Я не ошибусь, если назову вас читателями со стажем. Сколько вы прочитали книг? Трудно ответить. Наверное, сотни. Чтение – одно из самых больших удовольствий в жизни. «Ведут беседу двое: я и книга. И целый мир неведомый кругом». (С.Я. Маршак)

Откроешь страницу – станет видно далеко-далеко, протяни руку, и книга заговорит, она радуется и печалится вместе с тобой, она – твой надёжный друг. Но давайте посмотрим. Сколько времени чтению уделяют наши дети, что и как они читают, не вытесняется ли книга из жизни современного подростка компьютером и телевидением. Я приглашаю вас к разговору на эту тему, но вначале предлагаю вашему вниманию анализ анкет, проведённых среди учеников и родителей нашего класса. (Психологом приводятся данные анкет. Комментирование. Выступление психолога.)

Классный руководитель: Итак, уважаемые родители, сегодня мы попробуем понять, почему наши дети уделяют недостаточное внимание книге. И совместными усилиями выработать рецепт от этой болезни.

Воспоминания…

А сейчас я предлагаю вам вспомнить, какая книга произвела на вас сильное впечатление. Возможно, это было в детстве или в юности, а может быть, совсем недавно.

Вспомним и поделимся своими воспоминаниями . Если вы не против, я начну первая.

(Родители по кругу коротко рассказывают о книге, которая произвела на них самое большое впечатление.)

Выступление библиотекаря

Как собирать домашнюю библиотеку советует академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв:

Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. …Могут сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплетов и т.д. Но и это не так страшно. Книга всегда найдёт того, кому она нужна. Например, покупает книгу человек, который украшает ими свою столовую. Но ведь у него могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой – через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда-нибудь найдёт своего читателя. Она может быть продана, и это тоже неплохо, будет какой-то запас книг, потом она опять найдёт своего читателя.

Что касается личной библиотеки, то, думаю, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял.

Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять её книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари.

Если книга вам нужна для однократного чтения, её приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздерживаться от приобретения таких книг.

Писатель С.Соловейчик, автор книги «Учение с увлечением», утверждает:

Без собственных книг жить трудно…

К концу десятого класса у каждого должно быть дома около четырёхсот собственных книг. Нет своей книги – нет возможности вдруг, когда придёт нужда, когда вспыхнет острое желание, прочитать её. Свою книгу читаешь по-другому, она ближе тебе, ты не торопишься, не боишься, что книга уйдёт – и вместе с ней невозвратно уйдёт её мир. Собирать книги – это дело отцов. Отцы должны оставлять детям библиотеки книг. Это их обязательный долг перед детьми. Возможно, что ваш отец жил трудной жизнью и не мог собрать хоть маленькой библиотечки – что ж, отца винить ни в чём нельзя, это неблагородно. Но самому пора понемногу закладывать семейную библиотеку – для себя, для детей, для внуков и правнуков.

Но не единой личной библиотекой жив сегодня читатель. Тот же С.Соловейчик советует:

Когда идут в библиотеку, обычно пользуются абонементом – берут книги домой. Между тем при многих библиотеках есть очень хорошие читальные залы. По необъяснимой причине книга в зале, взятая на час, больше «твоя», чем взятая домой. В библиотеке читаешь более сосредоточенно; в библиотеке можно взять одну, другую, третью, найти полистать их, подержать в руках. Иногда достаточно подержать книгу несколько минут, чтобы составить о ней некоторое представление – правда, бывает и ошибочное. В библиотеке не просто читаешь – живёшь в мире книг; они захватывают, они не так безмолвны. Дома можно читать, а можно и еще чем-нибудь заняться. В библиотеке читаешь. Там прекрасно все, особенно тишина. Нигде нет такого рода тишины, как в библиотеке, - с шорохом перелистывания страниц, с тихим разговором на выдаче. В библиотеке живая тишина. От неё не покой, а лёгкое возбуждение, торжественный лад. Да и сам способ проводить время в библиотеке – один из лучших способов. Многие не знают, куда податься вечером. Как куда? Да в библиотеку, в читальный зал! Там и друзей найдёшь среди завсегдатаев, там и человеком себя почувствуешь. А уходишь из библиотеки – приятная усталость, даже немного голова кружится.

Это с непривычки…

Даётся краткий анализ читательских формуляров учащихся класса. Обзор новинок литературы.

Классный руководитель:

«Корзина мнений».

Никто не станет отрицать, что проблема, связанная с нелюбовью и нежеланием детей читать, существует. В последние годы в средствах массовой информации всё чаще можно видеть и слышать дискуссии о том, нужна ли вообще современному подростку книга. Может быть, её могут заменить компьютер и телевизор? Предлагаю высказаться по данным проблемам. Давайте мысленно представим себе, что в центре круга стоит корзина. Попробуем набрать в неё наши мысли о том, какие сложности мы наблюдаем в решении данной проблемы. Посмотрим, велика ли эта корзина, каково её содержание.

Выступление родителей о том, какие сложности возникают в процессе формирования у детей интереса к чтению. (используются карточки с началом фразы для более быстрого формулирования мыслей).

Заключительное слово учителя.

Книга – своеобразный путеводитель общества от дикого состояния к современной цивилизации. «Чтение книг…как пища и питье… Книги открывают новый свет. Питают ум, научают познавать людей и предметы и внушают бодрость и силу духа. Они разгадывают «таинство сердца и разверзают недра природы» - так считали наши предки.

Родителям предлагается памятка, содержащая советы о том, как заинтересовать ребёнка чтением, привить любовь к книге.

Памятка родителям.

  1. Чаще читайте детям вслух.
  2. Старайтесь выбрать книги с красочными иллюстрациями, удобным для чтения шрифтом.
  3. Выбирайте для совместного чтения с детьми самые интересные эпизоды.
  4. Старайтесь заинтересовать ребёнка сюжетом, прерывая чтение или рассказ на самом интересном месте.
  5. Показывайте детям личный пример. Читайте сами как можно больше.

Литература:

  1. «Читаем, учимся , играем». Сборник сценариев, вып.4. М., 1998г.
  2. «Собранье пёстрых дел». Н.Е.Щуркова. Смоленск, 1996г.
  3. «Любителям чтения о книгах и библиотеках», М., 1993г.