Цель:
- представить спектр возможностей использования чтения в развитии познавательных способностей ребенка;
- обратить внимание родителей на роль книги в воспитании детей;
- содействовать воспитанию любви к чтению у пятиклассников и их родителей.
Участники: классный руководитель, родители учащихся; школьный библиотекарь; психолог.
До собрания учащиеся отвечают на вопросы анкеты:
- Чем ты занимаешься, когда заканчиваются уроки в школе:
- занимаюсь в кружках и секциях;
- гуляю на улице;
- смотрю телевизор;
- читаю книги;
- выполняю домашнюю работу, которую поручают родители;
- чем еще?
- Чем тебе приходилось заниматься в течение последнего месяца:
- читал художественную литературу;
- читал газеты, журналы;
- смотрел телевизор;
- посещал театр, музей;
- помогал родителям по дому;
- занимался рукоделием;
- посещал дискотеки;
- проводил время в компании друзей;
- ходил в библиотеку;
- ничего не делал;
- что еще?
- Что ты читал в течение месяца:
- классическую литературу;
- детективы;
- приключенческую литературу;
- газеты;
- комиксы;
- что еще?
На предыдущем собрании родители отвечали на вопросы анкеты:
- Что чаще всего предпочитает ваш ребенок:
- любит читать сам;
- слушать чтение взрослых;
- Принято ли в вашей семье читать книги вслух:
- конечно, да;
- нет.
- Можете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок:
- безусловно, да;
- наверное, нет.
Оформление:
- На классной доске записана тема родительского собрания, эпиграф:
Книга!
Великое слово!
Тебя от души воспеваю,
Люблю я тебя, люблю!
Оду пою я книгам-
Не в силах я им изменить.
Они только могут в мире
На все ясный свет пролить.(Л.Рахманина) - Книжная выставка.
- Стулья для родителей поставлены в круг.
- «Корзина мнений» с карточками: «Я задумывался над этим вопросом ранее, но могу сказать, что…»; «Человек сталкивается с этой проблемой, когда…»; «Меня в этом вопросе больше всего смущает…»; «Для меня этот вопрос кажется важным, потому что…» и т. д.
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! Я не ошибусь, если назову вас читателями со стажем. Сколько вы прочитали книг? Трудно ответить. Наверное, сотни. Чтение – одно из самых больших удовольствий в жизни. «Ведут беседу двое: я и книга. И целый мир неведомый кругом». (С.Я. Маршак)
Откроешь страницу – станет видно далеко-далеко, протяни руку, и книга заговорит, она радуется и печалится вместе с тобой, она – твой надёжный друг. Но давайте посмотрим. Сколько времени чтению уделяют наши дети, что и как они читают, не вытесняется ли книга из жизни современного подростка компьютером и телевидением. Я приглашаю вас к разговору на эту тему, но вначале предлагаю вашему вниманию анализ анкет, проведённых среди учеников и родителей нашего класса. (Психологом приводятся данные анкет. Комментирование. Выступление психолога.)
Классный руководитель: Итак, уважаемые родители, сегодня мы попробуем понять, почему наши дети уделяют недостаточное внимание книге. И совместными усилиями выработать рецепт от этой болезни.
Воспоминания…
А сейчас я предлагаю вам вспомнить, какая книга произвела на вас сильное впечатление. Возможно, это было в детстве или в юности, а может быть, совсем недавно.
Вспомним и поделимся своими воспоминаниями . Если вы не против, я начну первая.
(Родители по кругу коротко рассказывают о книге, которая произвела на них самое большое впечатление.)
Выступление библиотекаря
Как собирать домашнюю библиотеку советует академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв:
Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. …Могут сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплетов и т.д. Но и это не так страшно. Книга всегда найдёт того, кому она нужна. Например, покупает книгу человек, который украшает ими свою столовую. Но ведь у него могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой – через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда-нибудь найдёт своего читателя. Она может быть продана, и это тоже неплохо, будет какой-то запас книг, потом она опять найдёт своего читателя.
Что касается личной библиотеки, то, думаю, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял.
Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять её книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари.
Если книга вам нужна для однократного чтения, её приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздерживаться от приобретения таких книг.
Писатель С.Соловейчик, автор книги «Учение с увлечением», утверждает:
Без собственных книг жить трудно…
К концу десятого класса у каждого должно быть дома около четырёхсот собственных книг. Нет своей книги – нет возможности вдруг, когда придёт нужда, когда вспыхнет острое желание, прочитать её. Свою книгу читаешь по-другому, она ближе тебе, ты не торопишься, не боишься, что книга уйдёт – и вместе с ней невозвратно уйдёт её мир. Собирать книги – это дело отцов. Отцы должны оставлять детям библиотеки книг. Это их обязательный долг перед детьми. Возможно, что ваш отец жил трудной жизнью и не мог собрать хоть маленькой библиотечки – что ж, отца винить ни в чём нельзя, это неблагородно. Но самому пора понемногу закладывать семейную библиотеку – для себя, для детей, для внуков и правнуков.
Но не единой личной библиотекой жив сегодня читатель. Тот же С.Соловейчик советует:
Когда идут в библиотеку, обычно пользуются абонементом – берут книги домой. Между тем при многих библиотеках есть очень хорошие читальные залы. По необъяснимой причине книга в зале, взятая на час, больше «твоя», чем взятая домой. В библиотеке читаешь более сосредоточенно; в библиотеке можно взять одну, другую, третью, найти полистать их, подержать в руках. Иногда достаточно подержать книгу несколько минут, чтобы составить о ней некоторое представление – правда, бывает и ошибочное. В библиотеке не просто читаешь – живёшь в мире книг; они захватывают, они не так безмолвны. Дома можно читать, а можно и еще чем-нибудь заняться. В библиотеке читаешь. Там прекрасно все, особенно тишина. Нигде нет такого рода тишины, как в библиотеке, - с шорохом перелистывания страниц, с тихим разговором на выдаче. В библиотеке живая тишина. От неё не покой, а лёгкое возбуждение, торжественный лад. Да и сам способ проводить время в библиотеке – один из лучших способов. Многие не знают, куда податься вечером. Как куда? Да в библиотеку, в читальный зал! Там и друзей найдёшь среди завсегдатаев, там и человеком себя почувствуешь. А уходишь из библиотеки – приятная усталость, даже немного голова кружится.
Это с непривычки…
Даётся краткий анализ читательских формуляров учащихся класса. Обзор новинок литературы.
Классный руководитель:
«Корзина мнений».
Никто не станет отрицать, что проблема, связанная с нелюбовью и нежеланием детей читать, существует. В последние годы в средствах массовой информации всё чаще можно видеть и слышать дискуссии о том, нужна ли вообще современному подростку книга. Может быть, её могут заменить компьютер и телевизор? Предлагаю высказаться по данным проблемам. Давайте мысленно представим себе, что в центре круга стоит корзина. Попробуем набрать в неё наши мысли о том, какие сложности мы наблюдаем в решении данной проблемы. Посмотрим, велика ли эта корзина, каково её содержание.
Выступление родителей о том, какие сложности возникают в процессе формирования у детей интереса к чтению. (используются карточки с началом фразы для более быстрого формулирования мыслей).
Заключительное слово учителя.
Книга – своеобразный путеводитель общества от дикого состояния к современной цивилизации. «Чтение книг…как пища и питье… Книги открывают новый свет. Питают ум, научают познавать людей и предметы и внушают бодрость и силу духа. Они разгадывают «таинство сердца и разверзают недра природы» - так считали наши предки.
Родителям предлагается памятка, содержащая советы о том, как заинтересовать ребёнка чтением, привить любовь к книге.
Памятка родителям.
- Чаще читайте детям вслух.
- Старайтесь выбрать книги с красочными иллюстрациями, удобным для чтения шрифтом.
- Выбирайте для совместного чтения с детьми самые интересные эпизоды.
- Старайтесь заинтересовать ребёнка сюжетом, прерывая чтение или рассказ на самом интересном месте.
- Показывайте детям личный пример. Читайте сами как можно больше.
Литература:
- «Читаем, учимся , играем». Сборник сценариев, вып.4. М., 1998г.
- «Собранье пёстрых дел». Н.Е.Щуркова. Смоленск, 1996г.
- «Любителям чтения о книгах и библиотеках», М., 1993г.