Внеклассное мероприятие для учащихся 6-го класса "Чай пить - приятно жить"

Разделы: Внеклассная работа


Цели.

  1. Познакомить с ценностью чайных напитков. Развивать мотивацию здорового образа жизни.
  2. Активизация мыслительных процессов в ходе выполнения практической работы, анализа заданий, отгадывания кроссворда.
  3. Формирование и закрепление волевых качеств и умений: самостоятельности, ответственности, активности, дисциплинированности через коллективный труд.
  4. Формирование эстетической культуры и соблюдение правил этикета.

Ход занятия

Приветствие. Сообщение темы занятия. Тренинг «Как вы себя чувствуете?»

Учитель. Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда дома и в школе все хорошо, когда его любят, когда рядом есть друзья, с кем можно поделиться радостью и горем, поговорить о том ,о сем. Антуан де Сент Экзюпери сказал: … (учащимся предлагается собрать цитату из разрозненных слов «Самая большая роскошь на свете-это роскошь человеческого общения».)

Словарная работа.

Учитель. Замените слово «роскошь» близким по смыслу.

Ученики. Красота, прелесть.

Учитель. Что значит общаться?

Ученики. Сотрудничать, поддерживать дружеские или деловые связи.

Учитель. Если вас приглашают на чай, значит, вас приглашают к общению. Согласно древнему обычаю, не полагалось спрашивать гостя об имени не накормив, не напоив его чаем.

Даже такой зловредный персонаж как Баба-Яга, повинуясь обычаю гостеприимства, сначала кормила, поила Иванушку, а затем выясняла новости. После этого ей трудно оставаться враждебной, она смягчалась и даже помогала Ивану.

- Как вы думаете, почему Баба-Яга становилась добренькой?

Ученики. Может потому, что выпив чая, невозможно оставаться злым.

Учитель. Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая. Что же это за напиток такой - чай? Почему он пользуется такой популярностью?

Чай - это высушенные, зеленые, свернувшиеся листочки чайного куста. Молодой листочек по-китайски называется «Тцайей» - отсюда и произошло слово «чай». Самым распространенным является черный, зеленый и красный чай (каркаде). Расскажите, как появился чай в разных странах.

Ученик. Китайская легенда гласит: «Давным-давно пастухи заметили, что овцы, пощипав листья вечнозеленого растения, становились резвыми и подвижными. Пастухи тоже попробовали жевать листья чая, но они были очень горькие и невкусные. Но однажды они согрели воду на костре и оставили ее немного остыть. В сосуд попали листья, и вода стала необычайно ароматной и вкусной.

Ученик. Забавна история появления чая в Англии. Английские моряки присылали своим женам чай. Те, не зная, что с ним делать, заливали листья водой, долго варили и подавали на стол со сметаной.

Ученик. В середине 17 века чай появился в России. Тяжел был путь китайского чая к русскому столу. Его везли на верблюдах, телегах, санях, переправляли на паромах. Около года караван с чаем добирался до Москвы. Поэтому чай стоил очень дорого. Для крестьян был недоступен и пили его в особых случаях, по праздникам. Тогда возникло выражение «чайком побаловаться».

Учитель. Чай - это богатая аптека. Он повышает умственную активность, устраняет усталость, утоляет жажду, согревает в холод, придает бодрость и поднимает настроение. Люди любят и ценят чайный напиток. Они стараются его красиво упаковать. (Предлагается выставка различных видов упаковки чая). Они стремятся сделать удобным его употребление. (учащиеся рассматривают разнообразные пакетики с чаем, ложечки для заваривания, ситечки и т.п.). Дают чаю привлекательные, звучные названия. (Учащиеся перечисляют названия чая).

Учитель. Чтобы заварить чай, надо иметь 2 чайника: один - заварной чайник, другой - с кипящей водой. Сначала надо кипятком ополоснуть заварной чайник, затем засыпать заварку (чайной ложкой по количеству людей, пьющих чай). Затем залить кипятком на 1/3 часть и накрыть грелкой. Через 5 минут долить заварной чайник доверху. Если при заваривании появилась пена, значит чай заварен правильно.

Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь подобен яду змеи». Расскажите, что вы еще знаете о чае.

Ученики.

- В разлитом чае не должно быть чаинок.

- Детям нельзя пить крепкий чай.

- Чай хранят в плотно закрытой посуде, в темном месте.

- Его лучше хранить в стеклянной или керамической посуде.

- Срок хранения чая до двух лет.

- Традиционный английский чай, это чай с молоком.

- Японский чай - зеленый, а в черный чай добавляют лимон.

- В Монголии в чай добавляют жирные бараньи косточки.

Учитель. В войну вместо заварки использовали тертую сухую морковь. Чай получался оранжевого цвета и был полезен. Вкус чая улучшают различными добавками. Это сливки, молоко, лимон, ягоды, травы. Чай из трав и листьев растений полезен и дешев. Определите по запаху листья какого растения используют для заваривания. (Учащимся предлагают по запаху определить содержание мешочков сухими травами, листьями, ягодами.)

Ученик.

Если хворь с кем приключится, чаем можете лечиться.
Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает
и сонливость переборет, и с усталостью поспорит.
сокрушит любой недуг, чай здоровью – лучший друг!

Учитель. Чтобы продолжить занятие, разгадаем кроссворд.

  1. Как называется процесс определения качества пищи?
  2. Название сервировочной салфетки.
  3. Описание приготовления какого-либо блюда.
  4. Напиток, способный разрушить здоровье, семью, жизнь.
  5. Порядок поведения, принятый в обществе.
  6. Сладкие блюда и напитки, которые подают в конце застолья.
  7. Электроприбор для приготовления сухариков.
  8. Закрытый бутерброд.
  9. Маленький, закусочный бутерброд.
  10. Мешочек с душистой сухой травой или цветами.

К Р О С С В О Р Д .

Учитель. Сервировка зависит от меню, от посуды, от события, по поводу которого накрывается стол. (Одна команда учеников заваривает чай с использованием «ключа», другая команда сервирует стол, выбирая из предложенных предметов сервировки необходимые. По окончании учащиеся проводят взаимный анализ результатов работы).

К Л Ю Ч.

2 – 3 – 4 – 1 – 5

2. Приготовить заварку.

3. Вскипятить воду.

4. Ополоснуть заварной чайник кипятком.

1. Всыпать чай и залить кипятком.

5. Накрыть грелкой, подождать 5 минут.

Учитель. Хорошие манеры – залог хорошего настроения и аппетита культурного человека. Еда в приятной спокойной обстановке доставляет удовольствие. (Командам предлагаются тексты, в которых надо вставить пропущенные слова).

Т Е К С Т Ы.

Не следует сидеть за столом боком, вытягивать (что?) (ноги).

Все, что можно аккуратно взять: хлеб, печенье, фрукты – берут из общего блюда (чем?) (рукой).

Есть надо беззвучно, не торопясь, с закрытым (чем?) (ртом).

Нужно сидеть прямо, не класть (что?) (локти) на стол.

Размешивая сахар, не стучать (чем?) (ч/ложкой) о чашку.

Окончив есть, приборы кладут в свою (что?) (тарелку).

Учитель. Очень хочется, чтобы все ,что вы узнали, осталось с вами навсегда. Чтобы вы всегда могли принять гостей, чтобы ваш дом был спокойным и уютным, и на сердце каждого, вошедшего в него, было тепло от чашечки чая.

(Занятие заканчивается чаепитием со сладкими блюдами, приготовленными учениками совместно с родителями).