Формирование познавательного интереса у дошкольников на логопедических занятиях

Разделы: Работа с дошкольниками


В дошкольном, да и в общешкольном, образовании сейчас, по моему мнению, складывается достаточно серьёзная ситуация. Учитель в наше время потерял свой статус как источник знаний, что было в начале 20 века. Книги, телевидение, кино, компьютер, Интернет - вот носители информации, знаний. Многие педагоги сетуют на то, что у детей теряется интерес к учёбе, к получению знаний. Ведь не всегда учитель может конкурировать с ярким динамичным фильмом, компьютерной игрой или программой по телевизору.

Определённо должна измениться роль учителя, педагога в системе образования, а соответственно и задачи деятельности учителя. Я считаю, педагог должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка, ученика познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению.

Воздействие на мотивационную сферу дошкольника, в том числе и на формирование мотивации учения, может и должна осуществляться в двух направлениях: непосредственно через личностно значимую деятельность ребёнка и опосредованно - через личностно значимых субъектов (педагога, родителей).

Важнейшим условием успешного учения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов учения. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства желание детей поступить в школу, с другой - развитие любознательности и умственной активности.

Как же развить любознательность и умственную активность, дошкольников, как помочь формированию учебной мотивации?

Формирование этих качеств непосредственно связано с выделением познавательных задач, которые первоначально не выступают для ребенка как самостоятельные, вплетаясь в практическую деятельность. На занятиях в детском саду происходит постепенный переход от выполнения заданий, облеченных в форму игры или одного из продуктивных видов деятельности, к выполнению заданий собственно познавательного характера. На фронтальных и подгрупповых занятиях предпочитаю использовать интегрированный подход, обеспечивая смену детской деятельности, что в свою очередь способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе. Это предупреждает переутомление и дефицит внимания.

Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активно и с желанием выполняют все предложенные задания. Им легко оречевлять свои действия, делать простейшие выводы, обобщения...

Не менее важное условие успешности учения заключается в достаточной произвольности, управляемости поведения, обеспечивающей реализацию мотивов учения. Произвольность поведения складывается, прежде всего, в игре, которая способствует переводу требований взрослого в потребность самого ребенка. Ребенок в игре учится подчиняться определенным правилам.

В недрах игры рождается учебный мотив. В игре ребенок познает новые области действительности. Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно сменяя друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых знаний. Потребность в знаниях является важнейшей составляющей учебной мотивации.

В игре формируется также необходимый для успешного обучения в школе внутренний план действия, то есть способность действовать в уме. Опыт практического преобразования ситуаций, который ребенок приобретает в игре, приводит в дальнейшем к их теоретическим преобразованиям, что служит основой развития теоретического мышления (А.В.Запорожец).

Мне представляется наиболее интересным и менее разработанным для формирования учебной мотивации метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций. В разработке этого метода нужно выделить следующие моменты:

  • специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;
  • «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;
  • перенесение акцентов на поисковую деятельность;
  • свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;
  • общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;
  • введение значимой для детей мотивационной деятельности.

Задача состоит не только в том, чтобы формировать у детей чёткую систему знаний, но и вызвать устойчивый интерес и потребность в получении этих знаний.

Таким образом, можно выделить основные приёмы и методы развития учебной мотивации дошкольников, которые я стараюсь использовать в своей работе:

а) использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

б) создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности;

в) моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей;

г) широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций.

В настоящее время в дошкольной логопедии накоплен богатый опыт, позволяющий применять в практической деятельности не только новые инновационные технологии, но и по-новому пересматривать арсенал традиционных средств, приёмов, игровых упражнений и учебных заданий.

 «Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни безнравственными... Но что значит дать разумное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать... материал, пригодный для разнообразных занятий ребёнка, для его игр, упражнений, усовершенствования органов и чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье», - писала сто лет назад Е.Н. Водовозова, известный русский педагог, в своей книге «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста».

У логопедов дошкольников существует проблема, как донести «сухой» учебный материал до маленького человека, чтобы он воспринял его, получил и закрепил определённые умения, навыки, знания, впитал бы их в себя как губка. Хотелось бы, чтобы обучение было естественным, без напряжения для детской личности. Конечно, на помощь приходит игра, важный и необходимый вид деятельности в детском возрасте. Важно только не «заигрываться» на занятиях, необходимо найти ту «золотую середину» между игрой и необходимыми учебными заданиями. На своих занятиях я тоже ищу эту «золотую середину», когда игра становится средством достижения поставленных обучающих задач.

Ещё детям нравятся сказки, истории, поэтому при составлении конспектов занятий, я стараюсь придумать сюжетную канву для занятия и тогда, казалось бы, скучные задания, становятся интересными, увлекательными и выполняются с лёгкостью и желанием.

Предлагаю ознакомиться с конспектами занятий по обучению грамоте в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи:

  1. «Звук Вь. Дифференциация звуков В-Вь». Приложение 1.
  2. Комплексное итоговое логопедическое занятие в старшей группе «Путешествие по стране сказок». Приложение 2.
  3. Итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе «На поиски клада». Приложение 3.

Основным приёмом на этих занятиях является метод создания игровой проблемно-поисковой ситуации, который позволяет на протяжении всего занятия активно и плодотворно усваивать учебный материал.

Литература

  1. Безруких М.М. Чему и как учить ребёнка до школы. - М.: Вентана-Граф, 2004.
  2. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей. - М.: Дрофа, 2001.
  3. Божович Л.И. Избранные психологические труды, - М.,1995
  4. ВенгерЛ.А., Мухина B.C. Психология. -М., 1988.
  5. ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений: В 6 т. -М., 1984. -Т. 4.
  6. Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л. А. ВенгераиВ.В. Холмовской. -М.,1978.
  7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. -М., 1999.
  8. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. - М., Воронеж, 1997.
  9. Мухина B.C. Детская психология. - М.,1992.
  10. Мухина B.C. Возрастная психология. - М.,1997.
  11. Нижегородцева Н..В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе. - М. Туманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  12. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л.Венгера. -М., 1988.
  13. Пасс Ю.В., Соловьёва Е.В. Ты научишься читать –М.: Владос, 1994
  14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. - М.: Изд-во Альфа, 1993. в 2 ч.
  15. Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1985.