Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Русская природа в музыке и поэзии"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. пробудить интерес к поэзии и музыке – помочь выразить зрительные образы при чтении стихотворений и прослушивании музыкальных произведений, понять настроения, чувства поэта и композитора;
  2. воспитание чувства прекрасного через взаимосвязь музыки и поэзии;
  3. воспитание патриотизма.

Тип урока: интегрированный урок.

Оборудование: портреты Чайковского и Есенина, несколько картин природы Центральной России, где жили композитор и поэт, грамзаписи. Дети приносят листы чистой бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Слово учителя

- Ребята, на прошлых уроках литературы звучали стихи Баратынского, Полонского, Плещеева, Никитина, Майкова.

Сегодняшний урок, я думаю, тоже не пройдет для вас бесследно. Вы познакомитесь с новыми именами и творениями. У нас в гостях Пётр Ильич Чайковский и Сергей Александрович Есенин.

- Что вы о них знаете?

- Почему же сегодня у нас именно эти два человека?

Вы почувствуете, как сливаются два вида искусства: живое слово поэта и музыка.

Однажды, это было давно, в детских журналах «Мирок» и «Проталинка» появились стихи молодого начинающего поэта Сергея Есенина. В них звучала нежная любовь к Родине, незатейливой природе среднерусской полосы. Вы видите её на этих картинах.

В русской поэзии есть много стихов о родной природе, но Сергей Есенин по-новому показал её просторы: поля, луга, деревушки. Стихи Есенина по простоте образов, прозрачности слова, красочности близки народным произведениям. Вот послушайте, как звучит одна и та же тема в устном народном творчестве и в стихотворении Есенина.

Давным – давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили её, только о ней и говорили.

Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету ту девушку, и превратила злая колдунья её в дерево.

А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольное, ветки зеленые, как косы, перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает.

Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его берёзкой.

Злится ещё пуще колдунья. Напустила она холоду. Только берёзка по-иному красавицей обернулась. В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся.

А вот как рассказывает о зимней березке Есенин (Ребята обратите внимание на язык стихов, мою речь. Возможно, вам понравятся, запомнятся какие-то слова, выражения: эпитеты, метафоры, сравнения. Запишите их на листочке. Они вам еще пригодятся.)

(Чтение стихотворения С.Есенина «Береза»)

Правда, красивы народная сказка и стихотворение поэта? А что вы заметили в них общего?

А теперь послушайте другое его стихотворение о зиме.

(Чтение стихотворения «Поёт зима, аукает».)

Мы не только увидим с вами зиму, но и услышим. Что же вы услышали?

Столько же красок, движения, звуков и в стихотворении «Пороша».

(Чтение стихотворения «Пороша»)

Какие новые звуки вы услышали? Верно, звон бубенчиков под дугой, скрип снега.

Эти же звуки вы сейчас услышите и в музыке. И поможет нам в этом великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Он создал альбом произведений, который называется «Времена года».

Послушайте его музыкальную пьесу «Тройка»

(Звучит «На тройке» /Ноябрь/ , Чайковского)

Отшумели зимние метели, зазвенела весенняя капель. И радуют сердце самые первые цветы. Снег еще не сошел, лишь кое-где чернеют проталинки, а эти цветочки покачивают белыми фарфоровыми бубенчиками. Вы узнали их?

(Звучит пьеса «Подснежники» /Апрель/)

Вы можете сделать наброски рисунков.

А вот уже появились первые листочки, зашумело зеленое море. Запылала белым пожаром черемуха.

(Чтение стихотворения «Черемуха».)

Отшумели весенние ручьи, отгорели буйным пожаром черемуховые и сиреневые заросли, отпели голосистые соловьи. Наступило красное лето.

(Чтение стихотворения «С добрым утром»).

Что вам понравилось в этом стихотворении? Если вам дать краски, какие картины природы вы бы нарисовали, прослушав его?

(Устное рисование. Кто-то по желанию может делать наброски рисунков на листе).

А это музыкальное произведение вам знакомо?

(Звучит «Баркарола» /Июнь/)

Июнь. Длинные летние дни, прозрачные вечера, нежная голубизна неба, чистота кучевых облаков. Природа в расцвете сил. И в музыке вы слышите такое же спокойствие, величавость, неторопливость.

Летят дни. То ветром их обвевает, то дождиком поливает. После дождя в колее поселка осталась лужа. В лесном сумраке она напоминает осколок большого зеркала. Посреди ее плавал желтый березовый листок. Не осень ли прихорашивалась возле этого зеркала и обронила золотое монисто?

И вот в золото оделись все деревья. Да, уже осень. Она плачет редким холодным дождем. Березы и осины бесшумно роняют листья на поникшие травы. Речные струи подхватывают осиротевшие листочки и бережно несут их.

Вслушайтесь, какое настроение навевают стихотворение и музыка?

(Стихотворение Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» читается на фоне «Осенней песенки /Октябрь/ Чайковского).

Грустное, печальное настроение, что ушло лето, прошумела листопадом золотая осень. Скоро, совсем скоро повеет зимней стужей.

Какая же тема прозвучала сегодня на уроке?

Верно, тема природы, Родины.

Вы почувствовали, как поэзия и музыка выражают одни и те же мысли, переживания.

Какие мысли и чувства возникли у вас?

Как вы думаете, почему Чайковский и Есенин так образно, нежно писали о Родине, один музыкой, другой стихами?

(Потому что Родина для них – самое дорогое, сокровенное. Они помогают почувствовать глубокую любовь к ней. И за это мы им бесконечно благодарны.)

А теперь, ребята, пока ассистенты собирают и развешивают ваши рисунки на магнитной доске, прочтите, какие слова, выражения вам запомнились, понравились. Вы их сможете включить в свое сочинение.

Пришла очередь и рисункам. Как вы считаете, отразили они тему урока? Какие рисунки вам больше всего понравились? Почему?

Д/з: Дома, ребята, вы напишите сочинение или закончите рисунок на тему «Мое любимое время года».