"Роль имен прилагательных в речи" ( урок-исследование)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные:
    • ознакомление с ролью имён прилагательных в языке;
    • учить определять имена прилагательные в контексте;
    • создать оптимальные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся об имени существительном и имени прилагательном.
  • Развивающие:
    • развивать умение анализировать, обобщать;
    • развивать орфографическую зоркость, речь, творческое воображение, внимание, память.
  • Воспитательные:
    • дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
    • воспитывать интерес к предмету;
    • создавать условия для воспитания уважительного отношения к мнению одноклассников.

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, программное обеспечение – Microsoft Office 2007.

Урок ведется на фоне презентации (Приложение 1).

Ход урока

Этап урока

Содержание

Приложение

1

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы должны провести исследование и ответить на вопрос: какую роль в речи выполняют имена прилагательные?

 

2

Оформление работы.

– Какой сейчас месяц, число? Откройте тетради, оформите работу.
– Какое это время года?
– Назовите признаки весны.

 

– Сегодня у нас на уроке гость – весеннее солнышко со своими друзьями лучиками. Каждый луч принёс своё задание, которое поможет вам ответить на главный вопрос урока.

Приложение 1, слайд 1.

3

Обобщение ранее полученных знаний.

1-й луч предлагает вам внимательно прочитать слова и записать их в 2 группы.

 

(ручка, яркое, золотая, коса, гребень, красные, добрый, норка).

Дети называют слова I и II группы, учитель меняет слова местами.

I группа: ручка, коса, гребень, норка.

II группа: яркое, золотая, красные, добрый.

– По какому признаку вы определили слова в I группу? (Это имена существительные).

– Докажите. (Они отвечают на вопрос «что?», обозначают предмет).

– Какой ещё признак объединяет эти слова? (Многозначность).

Дети приводят по несколько значений каждого слова.

Слайд 2.

Ручка:

  • рука ребёнка;
  • часть предмета, за которую его держат или берут рукой, рукоятка;
  • часть мебели, служащая опорой для рук, подлокотник;
  • письменная принадлежность.

Слайд 3.

Коса:

  • сплетение вместе пряди волос,
  • сельскохозяйственное орудие,
  • идущая от берега узкая полоска земли, отмель.

Слайд 4.

Гребень

  • продолговатая пластинка с рядом зубьев для расчёсывания волос,
  • нарост на голове некоторых птиц и пресмыкающихся,
  • вершина горы,
  • верх волны.

Слайд 5.

Норка
• пушной зверёк,
• жилище животного, вырытое глубоко в земле.

– Как уточнить значение многозначных слов? (По смыслу предложения, в котором это слово встретилось).

– Какие признаки имён существительных вы знаете? (Существительные бывают одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные, единственного и множественного числа, женского, мужского и среднего рода).

Слайд 6.

4

Наблюдение над именами прилагательными.

Обратимся ко второй группе слов.

– Лучик спрашивает, что общего у всех этих слов?

– Дополните эту группу слов своими примерами.

2-й луч спрашивает, для чего нужны в русском языке такие слова?

Мы с вами сейчас внимательно посмотрим сценку, которую подготовили ваши одноклассники, и ответим на его вопрос.

Мама убегает на работу и второпях даёт задание своим детям:

Мама: Маша, свари, пожалуйста, кашу. А ты, Коля, сходи в магазин за хлебом.

Маша: Какую кашу сварить? Манную, рисовую, пшённую или гречневую?

Коля: А какого хлеба купить, белого или чёрного?

Мама: Кашу - рисовую, хлеба – белого.

– Спасибо, ребята.

– Какую роль сыграли имена прилагательные? (Сделали ясным смысл задания. Они нужны, чтобы речь была точной).

3-й луч предлагает вам послушать тексты.

А) Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

Б) Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

– О чём был первый текст? Второй? (О весне)

– Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите.

– Что же отличает первый текст от второго? (Наличие имён прилагательных. С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания).

 

– 4 луч пришёл с таким заданием. Попробуйте наиболее точно описать зимний и весенний снег. Распределите данные прилагательные по столбикам и запишите.

– Оказывается, если точно описать предмет с помощью имён прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

Слайд 7.

– 5-й луч предлагает вам поиграть. Одному ученику я даю картинку с изображением предмета. Он его описывает, а вы угадываете, что это. (помидор, лимон, огурец).

– А теперь попробуйте описать себя с помощью имён прилагательных. Начинайте со слова «Я». (Я – смелый, …).

– Для чего понадобились имена прилагательные? (для описания и уточнения).

– С помощью имён прилагательных можно описать у существительных величину, форму, вкус, цвет и т.д. Всё это называется одним словом – признаки.

Слайд 8.

– 6-й луч хочет узнать, что уточняют имена прилагательные?

Для этого выполните его задание «Кто какой?»

В левом столбике даны слова, обозначающие признак предмета, а справа столбик слов, которые хотят найти свою пару. Поможем им?

– Запишите получившиеся словосочетания

– С какими словами не получилось словосочетание? Почему? (Имена прилагательные уточняют только имена существительные).

Слайд 9.

5

Итог.

Итак, мы ответили на все вопросы лучиков и, значит, можем ответить на главный вопрос урока: какую роль в речи выполняют имена прилагательные? (Они нужны, чтобы речь была точной, выразительной, чтобы описывать предметы).

Слайд 10.

6

Домашнее задание.

А вот домашнее задание вам даст солнышко. Издавна солнышко сравнивают с самым дорогим, что есть у человека, с мамой. Опишите с помощью имён прилагательных свою маму.

Слайд 11.