Классный час "Посеете действие - пожнете привычку; посеете привычку - пожнете характер; посеете характер - пожнете судьбу"

Разделы: Внеклассная работа


“Важнейший результат воспитания – готовность и способность к самовоспитанию”
А. В. Мудрик.

“Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать.”
Д. С. Лихачёв.

“Самое главное приобретение, которое необходимо сделать
ребенку в период школьного ученичества – это;
чувство собственного достоинства, вера в себя,
то, что он знает, умеет и может”.
В.А.Сухомлинский.

Задачи:

  • Закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
  • Мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, развитию позитивных качеств личности (доброжелательности, толерантности, умению сотрудничать),анализу собственных поступков, коррекции собственного поведения;
  • Способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.

Методы и формы работы:

(“солнышко”, “тучка и солнышко”, “молния” –сигнальные карточки на столах в каждой из 5 групп).

1 карточка – “солнышко” - согласен, я поступил бы также.

2 карточка – “молния” - не согласен, я бы так не поступил.

3 карточка – “солнышко и тучка” - согласен, но я бы добавил ещё кое-что.

Этими карточками пользовались при обсуждении некоторых конфликтных ситуаций, показывая собственное отношение к проблеме.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя. Столько слов уже сказано: не делай зла, будь честен, добр, справедлив... И всё-таки рискну начать разговор, потому что убеждена : слово тоже действие. Человек живет среди людей. Важно научиться уважать людей, научиться быть им полезным, нужным. В нас существует как бы два человека: внешний и внутренний. Познать в себе внутреннего человека — высшая мудрость, основа самосовершенствования. Поэтому не стоит бояться заглянуть в себя поглубже. Мы слишком бережем себя, свое сердце. Но ведь нам и дано оно для того, чтобы страдать, сочувствовать, переживать. “Посмотрите! все в мире страждет, но только человек может утолять страдания”.Как редко мы пользуемся этой возможностью. Наверное, суть самосовершенствования в том, чтобы быть постоянно обеспокоенным тем, как ослабить боль другого, насколько это возможно.

Стих. читает ученица.

Жизнь наша, как сама природа, непроста:
С жестокостью соседствует в ней доброта,
Сраженье мудрость с глупостью ведёт,
Отвага рядом с трусостью идёт.
А справедливости стрела
С пороком счёты так и не свела, за трудолюбием как тень,
Из века в век плетётся лень.
Ведь так непросто нам порой,
Решить, как поступить,
Чтоб честным быть перед самим собой,
И в трудный час душой не покривить.
И, наконец, понять,
Каким же в этой жизни быть,
Чтоб пред соблазнами любыми устоять,
И званье Человека заслужить.

Учитель: Будьте доброжелательны к людям, и они будут доброжелательны к вам. Сейчас вы услышали сказку, а следующий случай- наша реальность

II. Обсуждение жизненной ситуации( с перерывами читает учитель)

Случай на железнодорожном вокзале.

“В кассу железнодорожного вокзала огромная очередь. Было тесно, душно. Какая-то старушка, прося снисхождения к усталым, больным своим ногам, стала объяснять очереди, что ей тяжело стоять и что, если нет возражающих, она бы взяла билет без очереди. И чуть слышно добавила, что она участница войны, но, к сожалению, в спешке во время сборов уложила удостоверение на дно огромной сумки”.

Учитель прерывает чтение. Как вы думаете, какова будет реакция людей, стоящих в очереди, на просьбу старушки? Как бы вы поступили, услышав подобную просьбу?

После обсуждения учитель продолжает рассказ.

“В очереди поднялся недовольный ропот: “Сидела бы ты, бабуся, дома!, “Подумаешь, война—да когда это было, пора и забыть!”.

Голоса были молоды, раздраженно-дерзки. “Есть удостоверение — ВЫНЬ И покажи”, — крикнул дюжий парень.

...Вдруг из очереди, послышался голос: “Пропустите меня, Я с удостоверением”. И к окошку кассы двинулся высокий молодой человек со светлыми волосами. В руке он держал красную книжечку. Верхняя пуговица его пиджака расстегнулась, и стоявшие рядом люди увидели Звёзду Героя.

“До какой тебе станции, мать?” — участливо спросил он женщину. И через минуту протянул ей билет”.

Вопросы учащимся: как вы оцените поведение людей в очереди? В чем причина такой реакции на просьбу пожилой женщины? Чем продиктован поступок молодого человека, предложившего помочь старушке взять билет?

“Когда старая женщина ушла, этот человек вернулся на свое место в очереди.

Все молчали. Никто в эту минуту не смел посмотреть друг другу в глаза...”

Вопросы учащимся: 1. Какой урок преподнес молодой человек людям? В чем красота его поступка? 2. Почему окружающим вдруг стало стыдно друг перед другом? .

Вывод :В нашем мире идеальных людей не бывает. Но в каждом человеке есть что-то хорошее. Необходимо учиться видеть хорошее в себе и окружающих людях.

Учитель: ( Эпиграф)“Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать. ”   Д. С. Лихачёв.

Дмитрий Сергеевич видел свой нравственный долг в воспитании культурой. Много сил отдавал публицистическим выступлениям в прессе, по телевидению, книгам, рассчитанным на самый широкий круг читателей. К молодёжи обратил он свои замечательные “Письма о добром и прекрасном”, которые начал так: “…Для восприятия красоты окружающего человек должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях”.

Вам было задание прочитать “Письма о добром и прекрасном” Д. С. Лихачёва. Каждой группе предложено сейчас прочитать строчки из писем Д.С.Лихачёва, посовещаться и назвать строчку из этого письма , в которой заключена , на ваш взгляд, важная мысль.

Таким образом мы сделаем краткую памятку для каждого ученика нашей школы.

Итоги работы групп:

1 группа:

Любовь к своей Родине- это любовь к своему городу, гордость своей историей.

В письмах Лихачёв говорил, что каждый человек должен думать о смысле своей жизни.

Всегда следовать путями доброты.

Шуткой восстанавливается душевное равновесие.

Жить для других, ведь другие будут о тебе помнить.

2 группа:

Восприятие художественного произведения всегда сотворчество.

Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и нравственных ценностей он живёт.

Не быть равнодушными к нашему прошлому.

Архитекторы, строящие в старых городах, должны знать историю “ своих” городов и чувствовать их красоту.

Искусство слова- самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры.

3 группа:

Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом..

Молодость- это время сближений. Нужно беречь друзей.

Самая большая ценность в мире- жизнь; чужая, своя.

Жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни.

Быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

4 группа:

Человек с первого дня своего рождения развивается.

Человек должен быть интеллигентен!

“Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”.

Читайте стоящие книги , а не просто чтиво.

Учение- вот что сейчас нужно молодому человеку с малого возраста. Учитесь любить учиться!

5 группа:

Воспитанный человек- это тот, кто хочет и умеет считаться с другими.

Настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье.

Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии.

Всё, что сделано с душой, идёт от души,- это и есть духовная культура”.

Счастливый- это тот, кто умеет жертвовать собой ради любимого дела.

Учитель: Хотите стать академиком или просто образованным и культурным человеком? Тогда нам с вами по пути! К достижению цели приступаем уже сегодня. Вот программа–минимум от Д.С.Лихачёва, одного из образованнейших людей XX века. Каждый из вас лично для себя смог выделить самое главное, сдайте эти листочки.

Дерзайте, будущие академики! В ваших руках собственная судьба и судьба планеты!

Ведь “Важнейший результат воспитания – готовность и способность к самовоспитанию”А. В. Мудрик.

 Игра “Истории из корзины” (развивает речь, умение думать в заданном направлении).

Учитель. Я принесла сегодня корзинку, в которой много различных историй. Мы попробуем соотнести выводы , к которым придём из этих реальных историй , к которым привёл нас Д. С. Лихачёв. Работать будем теми же группами.

(“солнышко”, “тучка и солнышко”, “молния”, ” –сигнальные карточки на столах в каждой из 5 групп).

1 карточка – “солнышко” - согласен, я поступил бы также.

2 карточка – “молния” - не согласен, я бы так не поступил.

3 карточка – “солнышко и тучка” - согласен, но я бы добавил ещё кое-что.

Этими карточками мы будем пользоваться при обсуждении ситуаций. Сначала слушаем историю, потом обсуждаем , затем показываем сигнальную карточку.

Задание для 1 группы.

Послушайте басню Эзопа и определить смысл этой басни?

Солнце и ветер.

Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.

- Я докажу, что я сильнее, воскликнул ветер.- Видишь человека в плаще. Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.

Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.

Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился.

Тогда солнце выглянуло из-за тучи, добродушно улыбнулось путнику и согрело его своими лучами. Вскоре старик сам снял свой плащ.

Каков смысл этой басни?

Ученица: Вы помните старую сказку?

Маленький енот собирал в лесу хворост. Он набрал большую вязанку сухих веток и отправился домой. По чтобы попасть к себе в норку, ему нужно было перейти речку. Мост через нее был старый, скрипучий, и енот очень-очень боялся. Осторожно перебирая лапами, он уже подходил к берегу... Случайно взглянул вниз. О ужас! На него смотрел кто-то лохматый, сердитый. Енот быстро показал ему кулак — чудище тоже показало кулак, енот пригрозил палкой — палкой пригрозили и ему... Енот бросился бежать. Запыхавшийся, он прибежал к маме. “Никогда, никогда я больше не войду в лес. В речке живет кто-то злой и страшный...”—“Ну, малыш, не пугайся так сильно,—утешала его мама. — Попробуй улыбнуться чудищу”.

Енот снова пошел на мост, собрал все свое мужество и взглянул вниз...

Чудище смотрело на него. Енот нагнулся и... улыбнулся — снизу на него смотрело добродушное, милое, веселое существо.

Попробуйте улыбнуться — не мудрое ли правило?

Вывод: Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на нее. И добрым делом помочь. К сожалению, люди подчас не стремятся к этому. Гораздо проще обругать, сделать замечание, усмехнуться, чем похвалить другого. Неловко бывает поблагодарить шофера автобуса, который дождался вас на остановке, пока вы бежали к автобусу, или сказать продавщице спасибо за быстрое обслуживание. Даже сказать маме, как хорошо она выглядит сегодня, как идет ей новое платье, мы не всегда успеваем. Но я глубоко уверена в том, что, говоря и поступая по-доброму, мы увеличиваем добро в мире.

Показывают своё отношение карточкой.

Задание для 2 группы.

Оцените поведение подростков в следующей ситуации:

“Пришел к Борьке товарищ и сказал:

- Здравствуйте, бабушка!

Борька весело подтолкнул его локтем:

- Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:

- Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать.

А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:

- А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои и чужие. Она у нас главная.

- Как это – главная? – заинтересовался Борька.

- Ну, старенькая всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это”.

Слайд. В.А. Сухомлинский писал: “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь… Именно в детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств”.

Вывод: Старость нужно уважать.

Показывают своё отношение карточкой.

Задание для 3 группы.

Притча о старике

Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.

За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей.

Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.

Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”.

Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они обижали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.

Показывают своё отношение карточкой.

Задание для 4 группы.

Дайте оценку поведению девушек

“Они сидели на скамейке, гримасничали, курили. По одежде трудно было определить их пол. Но по голосам догадался — это девушки. Одна нарочито громко рассказывала о парне, пересыпая речь непотребными словами. Прохожие шарахались, старались обойти группу стороной. Когда же пожилой мужчина сделал им замечание, то услышал град таких реплик, что в смущении быстро отошел прочь”.

Вопрос:. Как вы думаете, такое поведение — признак современности или результат невоспитанности?

Показывают своё отношение карточкой.

Задание для 5 группы.

Российский психолог А. И. Кочетов предложил правила общения. Выскажите свою точку зрения. Со всем ли вы согласны? Может быть, что-то из предложенного вам кажется лишним или неверным? А может, вы хотите что-нибудь добавить?

  1. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни., решительно обрывайте посмевшего за глаза осуждать других.
  2. Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже и кажется вам второстепенным. Ни в коем случае нельзя сходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
  3. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную дозу насмешек.

Показывают своё отношение карточкой.

Учитель: Ребята, можно ли добавить мысли психолога А. И. Кочетова к памятке?

Не судите о людях за глаза.

Умейте выслушать людей, не перебивая

Шутите в меру

Учитель: “Самое главное приобретение, которое необходимо сделать
ребенку в период школьного ученичества – это;
чувство собственного достоинства, вера в себя,
то, что он знает, умеет и может”.
В.А.Сухомлинский.

Рефлексия: Учитель предлагает в сигнальных карточках выразить своё отношение к проблеме, рассматриваемой на занятии.

А. Экзюпери сказал: “Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения”.У нас в гостях библиотекарь- Надежда Никодимовна., которая рассказала о художественных книгах по самообразованию о воспитании , психологические настрои и установки.

Приложение:

СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - БОЛЬШАЯ РАБОТА. (Э. МЕЖЕЛАЙТИС).

ТОЛЬКО ТОГДА СТАНЕШЬ ЧЕЛОВЕКОМ, КОГДА НАУЧИШЬСЯ ВИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА В ДРУГОМ. (А.РАДИЩЕВ).

ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ ПОТОМУ, ЧТО ОН ЧЕЛОВЕК.(В. СУХОМЛИНСКI4Й).

ЖИВИ И ДЛЯ ДРУГИХ, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ДРУГИЕ ЖI’IЛI4 И ДЛЯ ТЕБЯ. (Э. БОЭСИ).

ХОЧУ СТАТЬ ХОРОШИМ

(Психологические настрои)

Я хочу стать вежливым, тактичным человеком, чтобы людям было прйятно общение со мной.

Я вижу себя вежливым, тактичным.

Я способен во всякой обстановке быть вежливым, тактичным.

Все знают меня как вежливого, тактичного человека.

Мне очень нравится быть вежливым.

Я глубоко осознал, я до конца понял, что мне очень приятно быть вежливым, тактичным человеком.

КАК ЗАВОЕВАТЬ ДРУЗЕЙ И ОКАЗАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ЛЮДЕЙ.

(Психологические установки)

  1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
  2. Улыбайтесь им.
  3. Помните, что имя человека-это самое сладостное и важное для него слово.
  4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себя.
  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  6. Внушайте вашему собеседнику, что вы убеждены в его значительности.

Литература:

  1. Д. С. Лихачёв. “Письма о добром и прекрасном”
  2. Е.Л. Просолова. “В союзе с красотой”.- М.: Просвещение,1986.
  3. “Мысли и изречении”,-составитель С. Х. Карин, Казахское государственное издательство, Алма-Ата, 1964.