Структура темы "Информация" для выпускников средней школы

Разделы: Информатика


Начало курса предмета “Информатика и ИКТ” обязательно включает в себя тему “ Информация ”.

Причем в разных школах существуют разные схемы преподавания этого предмета, и как следствие, различное количество часов в разных классах отведено для изучения этой темы.

Тип школы ФБУП

(федеральный компонент)

ФБУП

(региональный компонент и компонент образовательного учреждения)

Начальная Информатика вводится как учебный модуль предмета "Технология" в 3—4-х классах.  
Средняя Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5—7-х классах.

С 8-го класса по 1 часу в неделю и в 9-м классе — по 2 часа в неделю. Всего за 2 года обучения в основной школе — 105 часов.

Можно изучать этот предмет как в начальной школе, так и в 5—7-х классах.
Старшая В старшей школе реализовано профильное обучение. Каждое общеобразовательное учреждение реализует свой профиль или несколько профильных направлений. В выбранных профилях предмет "Информатика и ИКТ" может быть представлен на двух уровнях: базовом или профильном.  

Как видно из представленной таблицы, тему “Информация” можно изучать в начальной школе, далее в 8 классе, а потом в 10 классе (на базовом и профильном уровне).

При этом рассмотрим требования, выдвигаемые государственным стандартом, к знаниям, умениям, навыкам учащихся, сформированным в процессе изучения темы.

Тип школы знания умения навыки
Начальная основные источники информации; овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации. создания и изменения простых информационных объектов на компьютере.
Средняя освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах. овладение умениями и навыками работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Старшая (базовый уровень) освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах. овладение умениями и навыками применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ),

Требования к уровню подготовки выпускников в старших классах на базовом уровне (программы 1998 года).

Линии стандарта Уровень А (68 часов) Уровень Б (136 часов)
Информация и информационные процессы Учащиеся должны:
  • приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  • иметь представление об информационных основах процессов управления.
Учащиеся должны:
  • уметь приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  • иметь представление об информационных основах процессов управления;
  • иметь представление о методах поиска информации;
  • перечислять основные характерные черты информационного общества;
  • перечислять основные компоненты информационной культуры человека.
Представление информации Учащиеся должны:
  • знать функции языка как способа представления информации;
  • перечислять особенности и преимущества двоичной формы представления информации;
  • знать основные единицы измерения количества информации;
  • решать задачи на определение количества информации.
  • уметь представлять высказывания, используя логические операции;
  • объяснять принципы кодирования информации.
Учащиеся должны:
  • знать функции языка как способа представления информации;
  • перечислять особенности и преимущества двоичной формы представления информации;
  • знать основные единицы измерения количества информации;
  • решать задачи на определение количества информации;
  • иметь представление о принципах кодирования информации;
  • знать способы хранения и основные виды хранилищ информации;
  • объяснять вероятностный подход к определению количества информации.

Планирование темы “Информация”

№ урока

Тема

Термины курса

Домашнее задание

Форма урока

1. Информация и ее свойства.

Виды информации.

Информация. Свойства информации, виды информации. Выучить теорию Лекция
2. Виды информации.

Информационные процессы.

Информационные процессы: хранение, обработка, прием и передача информации.

Носители информации. Сигнал и его виды. Схема передачи информации. Информационный канал, пропускная способность информационного канала.

Выучить теорию Лекция
3. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Код и шифр. Длина кода. Выучить

теорию

Урок -практикум
4. Различные подходы к измерению информации.

Содержательный подход.

Качественная оценка информации. Субъективный подход к измерению информации. Количество информации. Единицы измерения информации: бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт.

.

Выучить теорию Лекция
5. Алфавитный подход. Алфавит и его мощность. Решение задач Урок решения задач

ПРИЛОЖЕНИЕ №0

6. Решение задач по теме “Алфавитный подход” Задачи из [2] Решение задач Урок решения задач
7. Вероятностный подход к определению количества информации. Вероятность события. Равновероятностные и разновероятностные события. Подсчет количества информации в этих случаях. Решение задач Урок решения задач
8. Решение задач по теме “Вероятностный подход” Задачи из [2] Подготовиться к зачетной работе Урок решения задач
9. Контрольная работа по теме "Информация".   Выучить теорию Контрольная работа
10. Информатизация общества. Основные понятия науки: вещество, энергия, информация. Информационная картина мира.

Информационная культура человека

Подготовить сообщение Создание электронного конспекта
11. Информационные основы процессов управления Информационная система, обратная связь, замкнутые и разомкнутые системы управления   Лекция
12 Обобщение темы “Информация”     ПРИЛОЖЕНИЕ №1,

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Предполагаемый результат

Учащиеся должны:

  • иметь представление об основных информационных процессах и системах;
  • иметь представление о возможности автоматизации информационных процессов.

Учащиеся должны знать:

  • что такое информатика, информация и ее свойства;
  • носители информации;
  • виды информационных процессов;
  • примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;
  • различные подходы к определению понятия "информация".

Учащиеся должны уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах переводить из одной единицы измерений информации в другую;
  • определять информативность сообщения, используя алфавитный подход;
  • определять скорость информационного потока;
  • различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный.
  • определять информативность равновероятных событий;
  • сравнивать сообщения, записанные с помощью различных алфавитов, по информативности (величине объемов информации).

Примечание

При изучении темы в 8 классе предполагается не проводить уроки №7,8,10, 11.

А далее в 10 классе на базовом уровне провести несколько уроков повторения по теме, и далее уроки №7, 8, 10, 11.

Если же преподавание в старшем классе предполагает профильный уровень, то количество часов по теме зависит от общего количества часов на предмет в данном профиле.

Типовые задачи к уроку №4 “Содержательный подход”

  • определять, информативно или нет сообщение, если известны способности к его восприятию конкретным субъектом: для субъекта, у которого известны способности к восприятию информации,
  • определить то сообщение, которое будет для него информативным;
  • выбрать из списка субъектов с заданными способностями к восприятию сообщений того, для которого оно будет информативно/ неинформативно.

Типовые задачи к уроку №5, 6 “Алфавитный подход”

  • зная мощность алфавита, определить (в байтах, килобайтах, мегабайтах) объем информации в сообщении заданной длины;
  • зная объем информации в сообщении (в байтах, килобайтах, мегабайтах) и его длину (в символах), определить мощность алфавита, на котором оно записано (передается);
  • зная объем информации в сообщении (в байтах, килобайтах, мегабайтах) и мощность алфавита, на котором оно записано (передается), определить его длину (в символах);
  • зная объем информации (в байтах, килобайтах, мегабайтах) и время ее передачи (в секундах, минутах, часах), определить скорость информационного потока (в байт/с, килобайт/с, мегабайт/с);
  • зная скорость информационного потока (в байт/с, килобайт/с, мегабайт/с) и время его передачи (в секундах, минутах, часах), определить объем переданной информации (в байтах, килобайтах, мегабайтах);
  • зная объем информации (в байтах, килобайтах, мегабайтах) и скорость ее передачи (в байт/с, килобайт/с, мегабайт/с), определить время ее передачи (в секундах, минутах, часах).

Соотношение единиц информации можно увидеть в ПРИЛОЖЕНИИ№ 0

Типовые задачи к уроку №7,8 “Вероятностный подход”

  • зная число равновероятных или разновероятных событий (исходов), определить информативность реализации любого из них;
  • зная информативность реализации одного из совокупности равновероятных или разновероятных событий, определить количество этих событий;

Типовые задачи к уроку №10 “Информатизация общества”

  • определять принадлежность той или иной профессии к информационной или другим сферам деятельности:
  • для заданной профессии определить сферу деятельности, к которой она принадлежит;
  • выбрать из списка профессий ту, которая решает те или иные задачи с точки зрения теории информации.

Наиболее трудным, на мой взгляд, представляется урок, посвященный вероятностному подходу к измерению информации.

Понятийные трудности, связанные с этой темой, заключаются в следующем:

  • необходимо сформировать у учащихся само понятие вероятности (они с этим понятием сталкиваются в курсе математики 7 класса, а далее к нему не обращаются );
  • надо показать непротиворечивость всех подходов к измерению информации;
  • при этом у ребенка должно быть сформировано понятие о том, что одно и то же сообщение, измеренное с точки зрения технического (алфавитного) и вероятностного подхода, может иметь разный вес.

Эти трудности можно разрешить,

  • посвятив часть первого урока именно формированию самого понятия вероятность (в некоторых случаях полезно рассматривать формирование этого понятия с помощью именно геометрической вероятности);
  • обсуждая приведенные в курсе задачи, необходимо рассматривать их со всех возможных подходов.

Техническая же трудность заключается в следующем: в курсе математики 10 класса у детей еще нет понятия логарифма, а задачи, в которых уравнение вида 2i=N решается в целых числах, не всегда методически интересны.

Эту трудность можно преодолеть, сделав раздаточный материал в виде таблицы логарифмов.

Я предлагаю сделать сравнительный анализ всех подходов к измерению информации. В зависимости от группы, я могу при организации повторения остановиться на значимых характеристиках содержательного и алфавитного подхода, предложив ребятам потом в моей лекции самим выбрать значимые характеристики вероятностного подхода.

Либо учащиеся при повторении темы делают сообщения о ранее изученных подходах, и я предлагаю ребятам сравнить их, выделяя самостоятельно (а иногда и с помощью учителя) критерии сравнения. Далее, когда я начинаю свой рассказ о вероятностном подходе к измерению информации, то я также выделяю эти критерии сравнения (В качестве примеров такой работы можно продемонстрировать приложение №1, приложение №2 ).

Результатом работы может быть таблица, подобная приведенной в ПРИЛОЖЕНИИ №3.

Список литературы:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы.- М., Бином, Лаборатория знаний, 2008 год
  2. Задачник-практикум в двух томах под редакцией И. Семакина, Е. Хеннера- М., Лаборатория базовых знаний, 1999 год