Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната

Разделы: Внеклассная работа


Такая организационная форма учебного процесса, как самоподготовка в режиме работы школы-интерната является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя.

Практика показывает, что при организации самоподготовки в школе-интернате допускаются серьёзные методические ошибки. Воспитателями не достаточно чётко прорабатываются организационные моменты. Задания иногда выполняются с использованием классной доски, при этом наблюдается массовое списывание. Воспитатели проверяют все задания учащихся группы и даже выставляют отметки. Также практикуется многократное переписывание упражнений. Воспитатели мирятся с перегрузкой учеников домашними заданиями. Время окончания самоподготовки не выдерживается; имеют место случаи, когда самоподготовка начинается сразу же после уроков или после обеда и т. д.

Следует отметить, что способы организации и виды деятельности учащихся в каждой структурной части самоподготовки значительно совершенствуются от начальной школы к старшему звену, по мере того как развивается уровень сформированности организационной и познавательной самостоятельности школьников.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приёмы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке учителем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя. Отсюда основные воспитательные задачи самоподготовки:

  • закрепить навыки самообразовательной работы;
  • воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;
  • сформировать положительное отношение к учёбе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей;
  • научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.

С 1 класса можно позволить младшим школьникам выполнять задания в индивидуальном темпе, но в пределах определенного времени. Следует приучать детей более рационально использовать время, которое предусматривается на самоподготовку, быстро и правильно подготовить свое рабочее место для занятий, сосредоточенно выполнять заданное. Чтобы правильно определить время, необходимое для выполнения домашнего задания, нужно периодически проводить выборочный хронометраж; а затем рассказывать детям, как идет работа у организованного ученика, и как нерационально тратит свое время несобранный ученик. Если большинство детей не справляются с заданием в определенное время, то необходимо попросить учителя внимательно относиться к объему домашнего задания. Процесс самоподготовки должен иметь определённую структуру. Опыт воспитателей показывает, что обязательными этапами самоподготовки являются:

  • подготовка детей к работе;
  • самостоятельное изучение материала;
  • самоконтроль и самооценка;
  • заключительный педагогический контроль.

В организационной (установочной) части самоподготовки выясняется объём домашнего задания, осуществляется выбор порядка выполнения заданий (рекомендуется начать с более трудного предмета). Необходимо проследить, чтобы дети начали подготовку с обязательного повторения правил, нашли и прочитали их в учебнике, сравнили с классной работой и лишь после этого переходили к самостоятельному выполнению письменных заданий. На этой начальной стадии самоподготовки следует использовать такие методы воспитательной деятельности, как организация деятельности и формирования опыта (учащимся необходимо научиться рациональной организации своей деятельности, чтобы работа была продуктивной, а результаты положительными). Это приучение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование, инструктаж. Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (важно, чтобы ребёнок понимал, чем занимается, ради чего он это делает). Это эмоциональное воздействие, позитивные стимулы, поощрение, ситуация морального успеха. Главными приёмами организации самоподготовки на установочном этапе являются: информирование, разъяснение, положительный пример, коллективная работа, практическая деятельность и укрепление веры в силы ребёнка. Вышеизложенные методы и приёмы наиболее эффективны в установочной части самоподготовки. Они способствуют формированию навыков самоорганизованности и самодисциплины, а также воспитанию у ребят ответственного отношения к результатам учебного труда.

Самостоятельное выполнение домашнего задания активизирует деятельность ученика по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляет её на поиск нужной информации, необходимой для успешного результата обучения.

На этапе самостоятельной работы учащиеся овладевают способами действий, приёмами учебной работы. Деятельность по совершенствованию знаний, полученных на уроке, предполагает выполнение разнообразных упражнений, закрепление знаний по учебнику и по учебным пособиям, выполнение опытов, решение задач, чтение необходимой литературы. Большое внимание на этом этапе должно уделяться самопроверке, которая осуществляется с помощью установления аналогов с выполненными ранее заданиями, различия между решёнными заданиями и теми, которые предстоит решить. В отношении самостоятельности учащихся в процессе самоподготовки определяется её дидактическая цель, которая включает формирование у школьников таких общеучебных навыков, как планирование и организация учебной работы, самооценка и самоконтроль. Недостаточная эффективность работы школьников на самоподготовке объясняется именно недостаточным развитием навыков организации и планирования самостоятельной работы. Самостоятельная работа преследует цель закрепления навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности учащихся. При этом возникают новые возможности в развитии и формировании у учеников положительного отношения к учёбе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы. В процессе основной части самоподготовки целесообразно использовать следующие методы воспитательной деятельности. Метод формирования сознания (рассказ, информирование, разъяснение), метод проблемного изложения (постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения), метод ориентировки и формирования качеств личности (упражнение, исходное требование). Основными приёмами на этом этапе самоподготовки являются: самостоятельная работа, поиск информации, практическая деятельность, коллективная работа, упражнение и переключение на разные виды деятельности. Данные методы и приёмы дают возможность развивать у ребят умения логически мыслить, находить простые решения сложных задач.

Необходимо отметить, что больше внимания при организации самоподготовки следует уделить тем организационным мероприятиям, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятия.

Наиболее важным моментом при формировании способностей школьников к регулярной, систематической подготовке домашних заданий в условиях школы-интерната является обучение их экономии времени и сил. Детей необходимо научить рациональному распределению своих сил, вооружить их техникой индивидуальной умственной работы, так как рамки самоподготовки ограничены. Экономное расходование времени при максимальном достижении результатов должно стать для каждого ученика правилом. Учащиеся должны усвоить, что, чем больше заданий, тем значительнее нагрузка, вызванная их выполнением, тем тщательнее он должен подходить к организации и планированию труда на самоподготовке. Это поможет ему определить общее направление в работе, установить последовательность действий, представить перспективу. Все виды деятельности детей во второй половине дня взаимосвязаны. Чтобы избежать утомляемости и повышенной нервозности у детей, эффективнее применять метод стимулирования, если воспитанники знают, что после выполнения домашнего задания их ждет веселая игра или увлекательное дело, то и работают они более заинтересованно, более четко. Немаловажно убедить детей в том, что умение выполнять задание в определенной последовательности и умение проконтролировать себя: “Все ли я выполнил? Верно, ли я все выполнил?” является ответственностью за результаты своего учебного труда.

Успех самоподготовки определяется следующим:

  • к выполнению домашнего задания дети приступают в одно и то же время, восстановив работоспособность, утраченную в ходе занятий первой половины дня (после обеда, продолжительного отдыха не менее 2 часов и обязательного пребывания на свежем воздухе);
  • целесообразной регламентацией времени;
  • строгой определенностью выполнения домашнего задания, в основе которой лежит принцип: от более сложного и трудоемкого к более легкому.

В конце самоподготовки подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности. Поэтому в процессе подведения итогов воспитателю необходимо использовать метод косвенного воздействия и такие основные приёмы, как коллективный поиск, замечание, одобрение, положительный пример, моральная поддержка и укрепление веры в силы ребёнка. Метод косвенного воздействия наиболее целесообразно использовать именно в заключительной части самоподготовки, так как это способствует развитию у ребят навыков контроля и самоконтроля и самостоятельности в анализе результатов своей деятельности (приложение 1).

Каждый воспитатель всегда может проверить себя, правильно ли он руководит самоподготовкой школьников и каков результат его воспитательной деятельности. Чтобы дать самооценку своей работе, необходимо постоянно наблюдать за информированность, дисциплинированностью, организованностью, активностью своей группы. Их проявление свидетельствует о правильной организации самоподготовки.

Дисциплинированность детей можно увидеть в следующих их поступках:

  1. Все учащиеся являются на самоподготовку своевременно, без опозданий.
  2. Работают самостоятельно.
  3. Соблюдают тишину и порядок.
  4. Без разрешения воспитателя не пересаживаются с места на место.
  5. Без надобности не обращаются к воспитателю.
  6. Следят за позой и осанкой во время работы.
  7. Содержат в чистоте и порядке свое рабочее место.
  8. Следят за чистотой рук, опрятностью костюма, прически.
  9. Соблюдают правила почтительности и уважительного отношения с воспитателем.
  10. Выдерживают товарищеский тон в отношениях с одноклассниками.

Организованность группы проступает наглядно в следующих действиях воспитанников:

  1. Всё подготовлено к выполнению домашнего задания.
  2. На рабочем месте нет ничего лишнего.
  3. Экономно расходуют время на отдельные операции при выполнении задания.
  4. Четко планируют индивидуальный труд.
  5. Быстро и положительно реагируют на указание воспитателя.
  6. Умело исключают внешние помехи.
  7. Правильно понимают требования, которые предъявляет к ним организация самоподготовки.
  8. Придерживаются установленного на самоподготовке организационного порядка.
  9. Требуют организованности от своих товарищей.

Информированность воспитанники демонстрируют следующим образом:

  1. Ученики знают, что задано на дом. В дневниках есть об этом запись.
  2. Быстро находят нужное в учебниках.
  3. Им известно, как выполнять задания, где необходимо искать справку при затруднениях.
  4. Они показывают знания изученного на уроках материала.
  5. Действуют в соответствии с полученной от учителя инструкцией.
  6. Соблюдают последовательность действий.
  7. Не обращаются за разъяснениями к товарищам и воспитателю.
  8. Не испытывают нужды в посторонней помощи.
  9. Умело пользуются пособиями, учебно-письменными принадлежностями и т.д.
  10. Быстро устраняют появившиеся в ходе работы ошибки.
  11. Проявляют уверенность в правильности выполнения задания.

Об активности детей на самоподготовке можно судить по следующим проявлениям:

  1. Прилежно и в темпе работают над заданием.
  2. Аккуратно и обстоятельно выполняют все действия согласно заданию.
  3. Успевают все сделать вовремя.
  4. Успевают провести проверку своей работы.
  5. По своей инициативе используют справочный дополнительный материал.
  6. Действуют самостоятельно без посторонней помощи.
  7. Сэкономив время, продолжают заниматься учебной деятельностью.
  8. Помогают товарищам, консультируя их по способам выполнения работы.
  9. Участвуют во взаимопроверке выполненной работы.
  10. Выявляют допущенные ошибки и анализируют их.
  11. Помогают воспитателю в организации взаимопомощи и взаимоконтроля

Учебный труд с присущими только ему видами и формами деятельности играет важную роль в жизни школьников. Он требует физического и умственного напряжения, затраты сил и энергии, значительного времени. Постоянное и организованное выполнение заданий, осуществляемое в один и тот же определённый отрезок времени, благотворно воздействует на формирование привычки готовить уроки. От воспитателя зависит многое, чтобы обеспечить успех претворения замыслов учителя в жизнь, так как влияние самоподготовки на последующие за ней уроки неоспоримо.