Цели урока:
- выяснить, какие опасности могут подстерегать нас в лесу;
- закрепить понятия “съедобные и несъедобные” грибы и ягоды;
- научить детей правилам поведения, если рядом летают жалящие насекомые (пчелы, осы, шмели, шершни)
Оборудование:
- картинки с изображением бытовых предметов,
- кроссворд “Грибы”,
- карточки с вопросами для игры “Крестики-нолики”,
- картинки с изображением грибов, ягод, цветов, насекомых.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи.
На уроке будем учиться видеть опасности и избегать их, повторим правила безопасности в квартире, будем отгадывать загадки, играть в игры.
3. Страничка календаря.
Весна всему свой голос дарит –
Воде, листве, земле – всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
Всё началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
Несётся плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвет,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижеру смотрит в рот.
- Кто же этот дирижер? О каком времени года говорится в этом стихотворении? (О весне)
- Найдите лишнее слово и объясните – почему.
Апрель, март, февраль, май
- Какой весенний месяц в природе сейчас? М.М. Пришвин назвал март – весной света, апрель – весной воды, май – весной цветов.
- Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
Весна да осень – на дню погод восемь.
Весна напоит – осень накормит.
Не пугай, зима, весна всё равно придёт.
В народе каждый месяц имеет еще одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе.
Март – протальник.
Рано затает – долго не растает.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Апрель – снегогон.
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.
Май – травень.
Май холодный – год хлебородный.
Когда цветет черемуха – всегда живет холод.
- Посмотрите на доску и при помощи определений расскажите, какая сегодня погода.
СОЛНЕЧНАЯ ВЕТРЕНАЯ ТИХАЯ МОРОЗНАЯ ПАСМУРНАЯ |
ОБЛАЧНАЯ ДОЖДЛИВАЯ ХОЛОДНАЯ ЯСНАЯ |
- Какая сегодня температура воздуха? Что необычного заметили в природе.
4. Проверка домашнего задания.
На прошлых уроках мы с вами познакомились с какими опасностями можно встретиться дома и как их избежать.
Расскажите, чем могут быть опасны эти предметы и как с ними нужно обращаться?
Приложение1
- Что означают эти знаки?
Приложение 2
- А теперь поиграем в игру “Крестики-нолики” (2 ученика)
Мы повторили, какие правила безопасности надо соблюдать дома. А теперь отправимся в лес, где тоже нужно уметь видеть опасности и избегать их.
- Вот тропинка, по которой мы отправимся в путь. С нами пойдет Красная Шапочка.
Закройте глаза и послушайте звуки леса (звучит аудиозапись).
- А вот и грибная опушка. Смотрите какие разные грибы здесь растут.
(Появляется Ведьма)
- Собирайте, дорогие ребятки! Складывайте в корзину, складывайте!
- Ой, Кто это?
Ведьма суп варить решила:
Змей сушеных покрошила,
Развела большой костер
И поставила котел.
Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор –
Отыскала мухомор,
Для приправы – бузины,
Для отравы – белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отличной свежей тины…
Сыпчик вышел – то, что надо:
Целых 20 литров яда!
- Хотелось бы вам попробовать этого супчика? Почему? (несъедобные грибы и ягоды)
- Давайте поможем собрать грибы в корзину Ведьме и Красной Шапочке.
(ребята выходят к доске называют грибы и ягоды и раскладывают по корзинам)
- Давайте посмотрим, какие грибы в корзине у Красной Шапочки, какие у Ведьмы.
- Какие правила надо помнить, собирая грибы?
- Что нужно сделать, если вы сомневаетесь – съедобный гриб или нет? (спросить у взрослых или не брать совсем).
Сделаем вывод: НЕ ВСЯКИЙ ГРИБ В ЛУКОШКО КЛАДУТ!
Отправимся дальше по лесной тропинке. Здесь целые заросли лесных ягод, но все они съедобны и полезны.
- Какие ягоды вам знакомы?
- Какие еще не назвали?
- Почему надо остерегаться этих ягод? (ядовитые)
Сделаем вывод: НЕ ВСЯ ЯГОДА, ЧТО КРАСНАЯ, СЪЕДОБНА
А на этой поляне трав и цветов видимо-невидимо. Какие цветы вы узнали?
Но есть среди них и ядовитые – вредные для здоровья. (ландыш, дурман)
Не спеши брать в рот первую попавшую травинку.
Вывод: МИР, ЧТО ОГОРОД: В НЕМ ВСЕ РАСТЕТ.
Среди цветов можно увидеть много насекомых. Давайте их рассмотрим.
Пчела, шершень, оса, шмель.
- Чем они похожи?
- Про этих насекомых мы прочитаем в учебнике (С.33)
- Как же надо себя вести, если рядом летают жалящие насекомые?
- Что предпринимать, если вас все-таки ужалили?
5. Закрепление нового материала.
Для закрепления нового материала разгадаем кроссворд.
- Не скрою, не белый –
Я, братцы, попроще
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик) - Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай
Это - … (Сыроежки)! - Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка
Шляпка есть, нет головы (Гриб) - Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята) - Он в осиннике родится,
Как в траве ни притаится,
Все равно его найдем:
Шляпка красная на нем.(Подосиновик) - И под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею
Первый найден … (Боровик) - Из-под травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички
Рыжеватые … (Лисички)
- Какое слово получилось в выделенном столбце?
Назовите съедобные и несъедобные грибы кроссворда.
Назовите съедобные лесные ягоды.
Назовите несъедобные лесные ягоды.
Назовите жалящих насекомых. Как предотвратить укус жалящего насекомого.
Молодцы! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Спасибо за урок.