Лесные опасности. Окружающий мир. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  1. выяснить, какие опасности могут подстерегать нас в лесу;
  2. закрепить понятия “съедобные и несъедобные” грибы и ягоды;
  3. научить детей правилам поведения, если рядом летают жалящие насекомые (пчелы, осы, шмели, шершни)

Оборудование:

  • картинки с изображением бытовых предметов,
  • кроссворд “Грибы”,
  • карточки с вопросами для игры “Крестики-нолики”,
  • картинки с изображением грибов, ягод, цветов, насекомых.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи.

На уроке будем учиться видеть опасности и избегать их, повторим правила безопасности в квартире, будем отгадывать загадки, играть в игры.

3. Страничка календаря.

Весна всему свой голос дарит –
Воде, листве, земле – всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
Всё началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
Несётся плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвет,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижеру смотрит в рот.

- Кто же этот дирижер? О каком времени года говорится в этом стихотворении? (О весне)

- Найдите лишнее слово и объясните – почему.

Апрель, март, февраль, май

- Какой весенний месяц в природе сейчас? М.М. Пришвин назвал март – весной света, апрель – весной воды, май – весной цветов.

- Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

Весна да осень – на дню погод восемь.

Весна напоит – осень накормит.

Не пугай, зима, весна всё равно придёт.

В народе каждый месяц имеет еще одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе.

Март – протальник.

Рано затает – долго не растает.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Апрель – снегогон.

Из березы течет много сока – к дождливому лету.

Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.

Май – травень.

Май холодный – год хлебородный.

Когда цветет черемуха – всегда живет холод.

- Посмотрите на доску и при помощи определений расскажите, какая сегодня погода.

СОЛНЕЧНАЯ

ВЕТРЕНАЯ

ТИХАЯ

МОРОЗНАЯ

ПАСМУРНАЯ

ОБЛАЧНАЯ

ДОЖДЛИВАЯ

ХОЛОДНАЯ

ЯСНАЯ

- Какая сегодня температура воздуха? Что необычного заметили в природе.

4. Проверка домашнего задания.

На прошлых уроках мы с вами познакомились с какими опасностями можно встретиться дома и как их избежать.

Расскажите, чем могут быть опасны эти предметы и как с ними нужно обращаться?

Приложение1

 

- Что означают эти знаки?

Приложение 2

- А теперь поиграем в игру “Крестики-нолики” (2 ученика)

Мы повторили, какие правила безопасности надо соблюдать дома. А теперь отправимся в лес, где тоже нужно уметь видеть опасности и избегать их.

- Вот тропинка, по которой мы отправимся в путь. С нами пойдет Красная Шапочка.

Закройте глаза и послушайте звуки леса (звучит аудиозапись).

- А вот и грибная опушка. Смотрите какие разные грибы здесь растут.

(Появляется Ведьма)

- Собирайте, дорогие ребятки! Складывайте в корзину, складывайте!

- Ой, Кто это?

Ведьма суп варить решила:
Змей сушеных покрошила,
Развела большой костер
И поставила котел.
Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор –
Отыскала мухомор,
Для приправы – бузины,
Для отравы – белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отличной свежей тины…
Сыпчик вышел – то, что надо:
Целых 20 литров яда!

- Хотелось бы вам попробовать этого супчика? Почему? (несъедобные грибы и ягоды)

- Давайте поможем собрать грибы в корзину Ведьме и Красной Шапочке.

(ребята выходят к доске называют грибы и ягоды и раскладывают по корзинам)

- Давайте посмотрим, какие грибы в корзине у Красной Шапочки, какие у Ведьмы.

- Какие правила надо помнить, собирая грибы?

- Что нужно сделать, если вы сомневаетесь – съедобный гриб или нет? (спросить у взрослых или не брать совсем).

Сделаем вывод: НЕ ВСЯКИЙ ГРИБ В ЛУКОШКО КЛАДУТ!

Отправимся дальше по лесной тропинке. Здесь целые заросли лесных ягод, но все они съедобны и полезны.

- Какие ягоды вам знакомы?

- Какие еще не назвали?

- Почему надо остерегаться этих ягод? (ядовитые)

Сделаем вывод: НЕ ВСЯ ЯГОДА, ЧТО КРАСНАЯ, СЪЕДОБНА

А на этой поляне трав и цветов видимо-невидимо. Какие цветы вы узнали?

Но есть среди них и ядовитые – вредные для здоровья. (ландыш, дурман)

Не спеши брать в рот первую попавшую травинку.

Вывод: МИР, ЧТО ОГОРОД: В НЕМ ВСЕ РАСТЕТ.

Среди цветов можно увидеть много насекомых. Давайте их рассмотрим.

Пчела, шершень, оса, шмель.

- Чем они похожи?

- Про этих насекомых мы прочитаем в учебнике (С.33)

- Как же надо себя вести, если рядом летают жалящие насекомые?

- Что предпринимать, если вас все-таки ужалили?

5. Закрепление нового материала.

Для закрепления нового материала разгадаем кроссворд.

  1. Не скрою, не белый –
    Я, братцы, попроще
    Расту я обычно
    В березовой роще. (Подберезовик)
  2. Вдоль лесных дорожек
    Много белых ножек,
    В шляпках разноцветных,
    Издали приметных.
    Собирай, не мешкай
    Это - … (Сыроежки)!
  3. Под сосною у дорожки
    Кто стоит среди травы?
    Ножка есть, но нет сапожка
    Шляпка есть, нет головы (Гриб)
  4. Нет грибов дружней, чем эти,
    Знают взрослые и дети, -
    На пеньках растут в лесу,
    Как веснушки на носу. (Опята)
  5. Он в осиннике родится,
    Как в траве ни притаится,
    Все равно его найдем:
    Шляпка красная на нем.(Подосиновик)
  6. И под старою сосною,
    Где склонился пень-старик,
    Окружен своей семьею
    Первый найден … (Боровик)
  7. Из-под травки прошлогодней
    Вылезают на свободу
    Неразлучные сестрички
    Рыжеватые … (Лисички)

- Какое слово получилось в выделенном столбце?

Назовите съедобные и несъедобные грибы кроссворда.

Назовите съедобные лесные ягоды.

Назовите несъедобные лесные ягоды.

Назовите жалящих насекомых. Как предотвратить укус жалящего насекомого.

Молодцы! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Спасибо за урок.