Художественно-графический профиль

Разделы: Технология


В этом классе веду три профильных предмета:

  • черчение (2 часа);
  • декоративно- прикладное искусство (2часа);
  • современный дизайн (1 час).

Работать в таком классе трудно, но очень интересно. Приходится работать над собою, изучать новые предметы и новые технологии.

Разработала авторские программы по вышеперечисленным предметам.

Если предмет “Черчение” не вызвал у меня трудностей, то информацию по дизайну и декоративно-прикладному искусству собирала “по крупицам” (Интернет, книги журналы…)

На уроках декоративно-прикладного искусства использую гендерный подход (гендер – социально-биологическая характеристика с помощью которой дается определение “мужчина” или “женщина”), так как в классе девочки и мальчики занимаются вместе, что в программе по технологии не предусматривалось. В преподавании декоративно-прикладного искусства гендерный аспект должен учитываться, прежде всего, в общетехнологическом компоненте содержания через исторический контекст. Для учащихся очень важно научиться оценивать “интегральный” смысл происходящих технологических перемен. Можно проиллюстрировать возможности применения гендерного подхода на примере уроков декоративно-прикладного искусства. В основу изучения предмета положен метод творческих проектов. В течении учебного года учащиеся выполняют четыре проекта. Разработка их сочетается с упражнениями, направленными на приобретение определенных знаний и навыков с дизайн-анализом. Дизайн-анализ – это активный способ освоения технологических знаний. Выполнение проекта – это целостный процесс исследования, обдумывания, принятия решения, планирования, изготовления и оценки изделия. Тема первого творческого проекта: “Работа с кожей”. Учитывая особенности гендерного подхода, мною были предложены различные идеи, которые будут интересны как девочкам, так и мальчикам, учащиеся оценивают и выбирают наиболее удачную на свой взгляд, затем они прорабатывают ее до такой степени, чтобы можно было задуманное выполнить.

Одной из черт хорошего проекта является взаимодействие между процессами обдумывания, исследования, экспериментирования и принятия решения. Они продвигаются от изготовления простых пейзажей, цветов и линий к освоению понятий композиция и баланс, стремятся к гармонии, когда визуальные компоненты сочетаются в единое целое.

Выполнять проекты можно с помощью компьютерного дизайна (САД).

Второй проект был коллективным. Класс разделился на группы по интересам. Тема проекта: “Работа с бумагой”. Разнообразные идеи были предложены мною. Результатом работы стали бумажные проекты жилых зданий, элементы украшения интерьеров, бумажная пластика. И опять на помощь пришел компьютер.

Работа на уроках декоративно-прикладного искусства была бы бесперспективной без уроков по дизайну, где мы изучаем законы композиции, баланс, цвет, свет, гармонию, стили и часто работаем в компьютерном классе.

Сегодня недостаточно чтобы каждый урок был просто интересным, он должен быть каждый раз новым, ярким, самобытным, что пожалуй возможно обозначить определением “инновационный”. Сегодня учащимся очень импонирует использование современных технических средств в комплексе с изучением богатого культурного наследия народов Карачаево-Черкесии.

Особенно нравятся детям творческие работы, например:

  • изобрази время года, используя цветовую гамму;
  • нарисуй свое настроение;
  • передай цветом страх и радость.

Мы часто посещаем выставочный зал республиканского Музея-заповедника, где демонстрируются лучшие работы художников Карачаево-Черкесии.

Даже если учащиеся профильного класса не станут дизайнерами, они будут достаточно эстетически развитыми личностями. Ни один художник или дизайнер не сможет стать хорошим специалистом без знаний черчения. Сегодня методика черчения тесным образом связана с дидактикой цель которой раскрыть общие закономерности успешного обучения, обеспечить прочное и осознанное усвоение учащимися системы знаний, умений и навыков.

 Убеждена что простой пересказ параграфов у доски на уроке черчения не целесообразен. Для проверки степени усвоения пройденного материала использую карточки с накладной калькой, на которой сразу выполняется задание, что экономит время. Разработанные мною тесты, перфокарты, пазлы, разноуровневые задания помогают мне при опросе и выполнении графических работ, что является одной из задач личностно-ориентированного подхода к учащимся.

На уроках закрепления пройденного материала использую обучающие игры: домино, лото, загадочные проекции, найди предмет по описанию, установи взаимосвязь между видами, “Крестики-нолики”, “Счастливый случай”…

Особую трудность черчение вызывает у детей, с плохо развитым пространственным воображением. Для облегчения восприятия разработала объемное пособие - развертку, состоящую из трех плоскостей. Демонстрируя развертку, помещаю в нее деталь и заранее выполненные чертежи видов. Хорошо воспринимаются учащимися разноцветные кубики, спичечные коробки, призмы.

Ребята с удовольствием выполняют творческие задания. Например, при изучении темы “Деление окружности на равные части”, мальчиков привлекает воспроизведение наградных знаков или эмблем различных автомобильных фирм, а девочкам интереснее создавать эскизы ювелирных украшений.

Темы по черчению в разделах “Сечения” и “Анализ геометрической формы предмета” перекликаются с темами геометрии, дополняя друг друга, поэтому даю их вместе с учителем математики, что дает формирование интегрированного подхода при решении задач и улучшает усвоение пройденного материала, как по черчению, так и по геометрии.

На уроках черчения знакомимся с понятием “примитив” в графическом редакторе в системе Auto CAD. Ребята учатся определять координаты для построения точки, строить отрезок, луч, эллипс, геометрические тела.