Семейные встречи - способ привлечения родителей к проблемам школьной жизни

Разделы: Классное руководство


Не секрет, сегодня многие родители считают, что школа несет на себе основной груз ответственности в воспитании их детей. В связи с чем, перекладывают свои родительские обязанности на плечи школы, классного руководителя. Мотивируя своей занятостью, редко бывают в школе, редко интересуются тем, что происходит за стенами учебного заведения, в котором проводит большую часть своего времени их ребенок, а зачастую и не интересуются чем, занимается их чадо в свободное время от школы. В наш сумасшедший век многим современным родителям по ряду причин просто не хватает на это времени, но есть и такие, которые просто не занимаются воспитанием и являются социально неблагополучными, дети именно таких родителей часто находят себя на улице.

Столкнувшись с проблемой посещения родительских собраний, отношением к своим элементарным родительским обязанностям, я пришла к выводу о том, что необходимо как-то иначе построить работу с родителями и классным коллективом. С этой целью мной был разработан проект “Семейные встречи”.

Наши “Семейные встречи” направлены на развитие партнерских отношений между детьми и родителями, между родителями и школой. Основные задачи, которые были поставлены на начало реализации проекта:

  • Развивать и укреплять дружеские, партнерские отношения в семье
  • Укрепить отношения: “школа-ребенок, “родитель-школа”
  • Развивать умения приходить к общим решениям
  • Воспитывать чувство общественной значимости своей работы
  • Привитие трудовых навыков
  • Коррекция поведенческих отклонений

Девиз наших занятий звучит так: “Вместе мы можем все!” На такие встречи я приглашаю не только родителей, но и бабушек, и сестер, и братьев, словом всю семью. Наши встречи – это не только разговоры и беседы о проблемах, но обязательно, и совместные праздники: такие как “День именинника” или, например, занятия – творческие встречи. А так же “Новый год” и другие праздники, и обязательно, коллективные трудовые и творческие дела. Каждая такая встреча заканчивается чаепитием. Наши праздничные встречи строятся по принципу коллективных творческих дел, либо творческих мастерских. Часто участниками встреч становятся школьный психолог и социальный педагог, и музыкальный работник. Запланированы встречи, направленные на осуществление общественно значимых дел. Например, постройка снежных фигур во дворе школы для младших школьников и украшение школы творческими работами.

Примечание: Сам проект родился на основе ряда отдельных встреч. Мною было замечено, что на праздничные, общешкольные мероприятия родители охотнее идут в школу. А на классных мероприятиях, в которых принимают участие и дети и родители, школьники становятся другими (более открытыми, более мягкими, активными) куда – то уходит застенчивость, грубость и нежелание подчиняться определенным требованиям. Родители открывают в своих детях что-то новое, чего они раньше не замечали. Душа радуется, когда видишь, как родитель переживает за свое чадо, как приходит ему на помощь, как вместе с ребенком приходит к единому мнению, прислушивается к нему, обнимает, часто сами родители на таких мероприятиях превращаются в детей. Этот факт и стал тем самым первым шагом на пути сплочения детско-взрослого классного коллектива. 

Рис. 1 Рис. 2

Наши семейные встречи начались еще первого сентября, когда на классном часе, ребята вместе с родителями, используя технику коллажа, составили картину “Наше лето”, где рассказали, как они отдохнули этим летом вместе с родителями. Мы все делились впечатлениями, и пили чай с тортом. Важным звеном в организации сотрудничества является проведение первых встреч. Приведу краткое описание первого занятия. На первое родительское собрание родители были приглашены вместе с детьми. На собрании были оговорены основные организационные моменты предстоящей работы (решено сколько раз в месяц будут проходить такие встречи и по каким дням). Родители и дети совместно решили, что такие встречи должны проходить не реже 1 раза в месяц. Далее было предложено разбиться на пары. Родителям и детям предстояла совместная творческая работа. Они должны были придумать название и девиз своей семейной команды и главное, изготовить из подручных материалов вымпел победителя соревнований, проходящих в классе. Изготовленные вымпелы оцениваются коллективом родителей и детей. Лучший вымпел становится переходящим вымпелом класса на год. Работа семейных команд на наших встречах каждый раз оценивается специальными символами (“ухтунчики”, от слова “ух-ты”). Команда, которая соберет больше всего “ух-тунчиков”, получает переходящий вымпел домой до следующей встречи.. В классном уголке находится экран семейных соревнований, отражающий все успехи семейных команд (победил в личном рейтинге – плюс получи, победил в акции “пятерочка”- получи еще плюс, родители поучаствовали в организации семейных встреч – получите плюс, проверили и расписались в дневнике – плюс команде, и т.д) таких градаций может быть множество, столько, сколько считает нужным классный руководитель. В конце года подводится итог, победители награждаются.

Хочется привести пример разработки одной такой семейной встречи, посвященной празднику Пасхи. Родители вместе с детьми изготавливали пасхальные сувениры из подручных материалов. Каждый участник встречи унес что-то с собой домой. Родители и дети принесли домой атрибуты для украшения к празднику, выполненные своими руками, гордость за свой труд, заряд бодрости, а классный руководитель – энергию, оптимизм и просто хорошее настроение

Сценарий семейной встречи: “Пасха в нашем доме”

Цель: Простроить взаимоотношения родителей и детей, научить приемам организации праздника.

Задачи: Формировать умение работать в паре, развивать коммуникативные качества участников, умение слышать и слушать, формировать ответственность, внимательность, умение заботиться о другом человеке, уважать свой труд и труд других людей, научить приемам организации праздника,

Ход занятия: Мероприятие направлено на организацию сотрудничества между родителями и их детьми. Совместная деятельность сильно сближает людей друг с другом. Вот мы и решили установить этот мостик. Занятие построено в игровом режиме. Семейным командам вместе с педагогами предстоит на веселом паровозе промчаться по станциям, на которых совместными усилиями “родиться” чудо. Результат работы творческой встречи – пасхальные сувениры для украшения дома (пасхальные яйца, выполненные разными способами и декоративная подставка (гнездышко) под яйца). Каждая станция имеет свое название: песенная, сеновальная, яичная, пасхальная. Каждое название станции закодировано- его нужно разгадать,например:

2
Е
4
О
6
А
8
Ь
1
С
3
Н
7
Л
9
Н
11
Я
5
В
10
А
(Станция сеновальная) и т.д.

Станция 1. «Песенная»

На этой станции, участникам предлагается отгадать на какой праздник поются такие песни: Участники прослушивают данные композиции

  1. “Как на масляной неделе ой блины, блины летели” народная
  2. “Коляда, коляда.” народная
  3. “Вербочки” К.Орбакайте. См. Приложение (После прослушивания данной песни, объявляется тема занятия. Выясняется, что знают семейные команды об этом празднике и преподносится краткая справка)

Под звуковое сопровождение: “ Мы едем, едем, едем в далекие края…” веселый паровоз подъезжает к следующей станции.

Вторая 2. «Сеновальная»

Рис. 3

На этой станции предлагается из сена соорудить пасхальное гнездышко.

Материалы: сено- главный строитель- ный материал, тонкая атласная тесьма, картон, клей ПВА, клей- пистолет, скорлупа яиц, перья.

Этап выполнения:

  1. Берем небольшой пучок сена, формуем его в тонкий длинный пучок.
  2. Нескольких местах перетягиваем пучок атласной лентой.
  3. Скручиваем пучок в кольцо и крепко стягиваем лентой. Можно подклеить клеевым “пистолетом.”
  1. Из картона вырезаем круг диаметром равным кольцу из сена.
  2. Смазываем по краю круг клеем или клеевым “пистолетом” и прикладываем кольцо из сена.
  3. Декорирование. Поверх сенного кольца небрежно побросать перья, создать эффект только что спрыгнувшей с гнезда курицы.
  4. Небольшие скорлупки внутри смазать клеем, приложить на кольцо и легонечко придавить так, чтобы скорлупа слегка потрескалась. Вот и все!

Гнездо – готово.

Рис. 4

Станция 3. «Пасхальная»

На этой станции предлагается составить рецепт приготовления пасхальной выпечки (пасхи или кулича.) Командам выдается лист, на котором в все ингредиенты и процесс приготовления перепутаны и записаны беспорядочно . Задание: Внимательно прочтите написанное, соедините в единый текст – рецепт. Вам необходимо найти соответствие между действиями, продуктами и количеством:

действия количество продукты
Положить в миску

Взять

Прибавить

Протереть

через сито

растертый с

смешать всю

массу как следует

8 штук

500 грамм

500 грамм

500 грамм

2 кг

творог

сметана

желтки

масло

Изюм

ваниль

натертый миндаль

Далее, после того как заслушаны команды, выявляется победитель- та команда, которая наиболее точно воспроизвела рецепт к оригиналу

Рецепт пасхи: Сырная пасха

Взять: 2 кг творога, 500 грамм сахара, 500 грамм масла, 500 грамм сметаны, 8 желтков, изюма, ванили, натертого миндаля – по вкусу.

Протереть сквозь сито творог и масло, прибавить сахар, стертый с желтками, прибавить изюм, ваниль и миндаль. Смешать всю массу как следует, и положить в деревянную форму “пасочницу”, выложенную внутри тонким чистым полотенцем или марлей. Положить дощечку и на нее очень тяжелый груз. Перевернутую форму надо поставить острым концом вниз в какую- ни будь банку или кастрюлю, чтобы было куда стекать отжимаемой жидкости. 10 мин.

После этого каждая команда в подарок получает рецепт приготовления кулича и пасхи.

Станция 4. «Яичная»

На этой станции предлагается изготовить для гнездышка яички и яички для пасхального дерева.

Материалы: Пустое, выдутое и промытое яйцо, атласные ленты разной ширины, бусины разного размера, бисер, пайетки, кусочки ткани и клей(ПВА, пистолет, момент)

Этапы работы:

Вариант 1. Подготовить материалы: лоскуты ткани, лента. Фигурно вырезать лоскуты ткани небольшими кусочками примерно 2*2 см. Смазать их клеем и в хаотичном порядке наклеивать друг на друга. Работу украсить бусинами. Завязать из атласной ленты бант и наклеить на верхушку яйца.

Вариант 2. Подготовить материалы: тесьма, пайетки или бусины, предварительно окрашенное яйцо, клей. Ровно посередине окрашенного яйца по всему диаметру приклеить тонкую тесьму. На не оклеенную площадь яйца в разноброс приклеить пайетки. Сверху приклеить бант

Вариант 3. Пустое яйцо по всему диаметру, все целиком обклеивается тесьмой различной по цвету. Сверху приклеивается большая бусина.

Каждая группа выполняет по одному яичку, выбирая любой способ изготовления.

Можно предложить детям отдельно от родителей выполнить яйца для дерева, которое украсит интерьер школы.

Материалы: картон, цветная бумага, галаграфическая цветная бумага, атласная лента, нитки, игла, клей, ножницы.

Этапы выполнения:

  1. Обвести шаблон овальной формы на однотонную цветную бумагу
  2. Вырезать и наклеить на шаблон.
  3. Выполнить аппликацию (узор) из геометрических фигур
  4. Сверху проколоть иглой отверстие, пропустить через него нить, сделать петлю
  5. Из атласной ленты завязать бант и приклеить его на место прокола.

Подводится итог работы. Объявляются победители конкурсов. Во время работы лучшим командам выдавались жетоны. Анализируем наши работы, выбираем лучшие.

Рис. 5

Заканчивается мероприятие совместным исполнением песни “Вербочки” под караоке. Все мероприятие длиться 60 минут.

“Вербочки”

Мальчики да девочки
Свечечки да Вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся
Прохожие крестятс
И пахнет весной.
Ветерок удаленький
Дождик, дождик маленький
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.

В продолжении мероприятия – чаепитие, во время которого происходит рефлексия.

Все желающие фотографируются на память и высказывают на бумаге и вслух свое отношение к празднику.

Праздник получился веселый, полный эмоций и впечатлений!