Интегрированный урок-панорама (география + литературыа) "Лесная зона России" (8-й класс)

Разделы: География, Литература

Класс: 8


Цель: Дать знания о лесах России, показать их разнообразие, способствовать формированию чувства любви к родной природе, ответственности за неё. Развивать кругозор учащихся, компьютерную грамотность. Развивать творческие способности учащихся, умение анализировать текст, находить и использовать изобразительно-выразительные средства.

Оборудование: карта природных зон России, компьютер, проектор, презентации “Лесная зона России”, “Звуки леса”, атласы. На доске план характеристики природной зоны. Выставка книг о лесе, природе.

Деятельность учителя: ставит цели и задачи урока, организует работу с картами, работу с текстом, проводит викторину, оценивает презентации, организует творческую работу. Подводит итоги урока. Курирует работу по подготовке детских презентации к уроку.

Деятельность учащихся: подготовка презентаций, работа с картой, выразительное чтение стихотворений, выполнение творческих работ, участие в викторине.

Ход урока

Урок начинается с чтения стихотворения Владимира Приходько “Лес”.

Полюбуйся – маскарад!
Лес меняет свой наряд.
Снял зелёный – мерит новый:
Жёлтый, красный и лиловый,
Затевает карнавал!..
Закружился клён с осиной,
Утки крячут под лозиной,
Лес танцует…
Вдруг – устал…
Дни бегут за днями следом.
Лес утих и поредел,
Притворился дряхлым дедом…
Поседел…
Похолодел…
Но меня ты не обманешь
Белой шапкой снеговой.
Ты по-прежнему живой!
Ты опять зелёным станешь
И опять меня притянешь
Клейкой почкой
И травой,
Птичьей песней хоровой!

1. Учителя географии и литературы говорят о целях и задачах урока.

Затем учитель географии вспоминает с учащимися, как даётся характеристика природных зон, каким пользуются типовым планом, учащиеся находят его в тетради.

2. Самостоятельная работа

Работа учащихся с картой атласа “Природные зоны” (на доске интерактивная карта “Природные зоны России”), ребята изучают карту и дают ответы на вопросы:

  1. какова площадь лесов в России?
  2. какую долю страны они занимают?
  3. какие виды лесов есть в России?
  4. какие леса встречаются в Чувашии? (лучшие ответы оцениваются учителем).

Идёт фронтальная работа с классом по плану характеристики природной зоны: положение, климат зоны лесов.

3. Знакомство с зоной лесов

(Презентация “Лесная зона России”. Презентацию можно посмотреть, связавшись с автором статьи.)

4. Учитель литературы проводит беседу о теме леса, природы в творчестве русских писателей, ведёт работу с текстом (В. Песков “Лес в октябре”). В ходе работы с текстом ученики определяют стиль текста, тип речи, главную мысль, изобразительно – выразительные средства, использованные писателем в данном произведении.

Лес в октябре

Месяц жёлтых метелей. Сначала листок за листком тихо валятся книзу. Но вот покрепчал мороз – и клён на опушке как будто за ночь остригли. Рыжая причёска ворохом лежит возле ног. И всё кругом теряет лист за листом. В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка. Листья кружатся в медленном танце, повисают на паутинах, золотым шитьём ложатся на ёлки, на зелёные подушки кукушкина льна, на тёмные шары можжевельника и тихие окна лесной воды. Лесные дороги покрылись жёлтым ковром. Листья не поблекли и не подсохли ещё, глушат шаги, мягкой подстилкой лежат в колее, в сырую погоду липнут на тележное колесо, вертятся мохнатым кругом. Листья ещё не успели прикрыть грибы, ещё можно найти грузди, опёнки, россыпи медных пахучих рыжиков. Напоказ стоит ядовитая красота мухоморов.

Дожди. Туман. Белая соль мороза. С каждым днём всё гуще огонь листопада. И приходит, наконец, день жёлтой метели. Закружилось, перепуталось всё в лесу. Шорох, мелькание жёлтого, красного. Вихри, круговороты. Листья кружатся в просеках, с опушки уносятся в поле, сугробами собираются по канавам…

Стихло всё. Лес тот и не тот. Стоит прозрачный и грустный, как после пожара. Далеко видно и далеко слышно. Листья жухнут и начинают шуршать. И всё в лесу настороженно слушает этот шорох... (В. Песков)

6. А теперь послушаем звуки леса и отдохнём…(Приложение 1).

Ученица читает стихотворение Кузьменковой Ольги “Лес”

Ах, как красив наш лес родимый!
Ты только присмотрись:
Осинка шепчется с рябинкой,
А сосны рвутся ввысь,
Берёза кланяется тополю,
И ели встали в хоровод,
А клён в свои ладоши хлопает,
И всё шумит, растёт, живёт.
И как богат наш лес родимый!
Вокруг ты оглянись:
Грибы, орехи и малина
По лесу разбрелись.
А костяника с земляникой
На солнце греют бок.
Нам шепчут клюква и брусника:
“Сорви меня, дружок”.
Лисицы, волки и медведи
В глухом лесу живут,
А зайцы, белки – их соседи,
Мелькают там и тут.
Остановись, постой минутку:
Услышишь трели соловья,
Увидишь журавля и утку,
Рой мошкары и комарья.
Всё перечислить невозможно,
Чем так богат лес – исполин.
Всё сохранить несложно:
Нас очень много – лес один!

7. Учитель географии: пришло время домашнего задания: ребята выступают с презентациями, подготовленными дома (о сосне, берёзе, лиственнице – самых распространенных породах деревьев России и главном дереве Чувашии – дубе). У учащихся на партах лежат листочки для оценки презентаций по 5- балльной системе, подсчитывают баллы ассистенты (Приложение 2).

8. Викторина о лесе.

Викторина.

1. До сих пор в художественной и научно-популярной литературе можно встретить такие выражения: “корабельный лес”, “корабельная роща”. Какое растение при этом имеется в виду? (сосна).

2. Хорошо известно, что во время бури ветер выкорчевывает ели, тогда как сосны ломает. Чем объясняется этот факт? (строение корневой системы).

3. Лесничие давно обратили внимание на то, что у сосны, растущей в лесу, нижние ветки очень быстро отмирают, тогда, как у ели в таких же условиях почти полностью сохраняются в течение жизни. Объясните: почему? (сосна – светолюбивое дерево).

4. Это произошло в 1596 г. Знаменитый путешественник Жак Картье отправился в экспедицию к берегам Канады. Через некоторое время все на корабле заболели цингой. Когда корабль подошел к реке Святого Лаврентия, 26 матросов умерли. Высадившись на берег, путешественники не нашли в окрестных лесах ни лимонов, ни овощей. Индейцы, живущие в этих местах, дали путешественникам несколько советов, которые помогли им вылечиться от страшной болезни. Что же посоветовали индейцы? (пили отвар хвои или жевали хвою).

5. Самое высокое дерево из распространенных в России хвойных растений – достигает 70 м. Укороченных побегов нет. Хвоя одиночная, плоская. Шишки прямостоячие, при созревании рассыпающиеся. Образует темнохвойные леса на обширной территории Сибири. Древесина используется в производстве бумаги, из коры добывают ценный бальзам (пихта).

6. Светолюбивое дерево, образующее светлые леса. Древесина твердая, смолистая, долговечная. На укороченных побегах – пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. Шишки мелкие, созревают в течение года, но держатся на ветвях несколько лет. Широко распространена на Урале, в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (лиственница).

7. Высокое дерево, образующее леса на обширной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На укороченных побегах – пучки из 5 хвоинок. Дает ценную древесину и крупные съедобные семена, называемые орешками, из которых добывают ценное масло (кедр).

8. Сколько кубических метров воздуха очистит лес площадью 40 гектаров за 5 лет, если известно, что 1 гектар лесного массива за год очищает от углекислого газа и пыли 18 млн куб м воздуха?(3600 млн куб м)

9. В 1 куб м городского воздуха содержится около 5000 микробов. Сколько микробов в 1 куб м лесного массива, если известно, что их содержание в лесу ниже в 9 раз?(555)

10. Ученым давно известно, что зеленые насаждения значительно уменьшают количество пыли в атмосферном воздухе. Ими было подсчитано, что над 50 кв. км леса в воздухе находится около 50 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства – в 11 раз больше. Сколько тонн пыли может находиться над 100 кв. км безлесного пространства(1100 тонн).

11. Дерево это любимо в народе, почитается как символ весны, молодости и чистоты. Чудесным его плодам в мифах и сказках разных народов приписывается волшебная сила, а неповторимая красота этого цветущего дерева весной радует душу и воспевается поэтами, художниками и музыкантами (яблони).

12. Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, которую люди надеялись перенести на поля. Поэтому оно стало символом праздника Колосяницы, а после принятия на Руси христианства – Троицы.

Дерево это украшали лентами, вокруг водили хороводы, плели из его ветвей венки (берёза).

13. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. Их изображение есть на гербах, медалях и монетах многих стран. Дерево это является одной из лесообразующих пород Северного полушария.

Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему чудодейственную силу и посвящали его богу грома и молнии Перуну. Изображение Перуна вырезали только из древесины этого дерева (дуб).

14. Деревом жизни называют люди это растение. Оно сыграло важную роль в развитии многих культур и цивилизаций.

Ветвь этого дерева является символом мира, изображена на гербах многих стран и на флаге Организации Объединенных Наций (ООН) (финиковая пальма).

15. С глубокой древности ветвь этого дерева является символом достатка и благополучия. Это дерево уже более 4500 лет выращивают во всех субтропических странах ради плодов, содержащих до 50–70% масла.

Упоминания об этом дереве встречаются в папирусах Древнего, Египта, оно изображено на монетах, древних вазах и амфорах (оливковое дерево).

8. Пришла пора вновь отдохнуть: ученики знакомят учащихся с календарём друидов для данного класса, выполненным в форме презентации, ребята узнают, какие “деревья” учатся в их классе.

9. Учитель литературы: настала пора для творческой работы. Учащиеся пишут работы в разных жанрах (эссе, синквейн, репортаж, стихотворение). Время для выполнения работы – 5–7 минут (в это время показ презентации с музыкой “Осенние зарисовки”).

10. После окончания работы некоторые из ребят зачитывают свои работы перед классом.

11. Домашнее задание: читать §24

12. В заключение урока учителя подводят итоги, выставляют оценки и награждают небольшими призами авторов лучших презентаций, лучших творческих работ, победителей викторины и активных учащихся.