Методическая разработка урока окружающего мира "Кто посадил в лесу березы?"

Разделы: Начальная школа


Цель: выявить способы размножения растений с помощью семян.

Задачи:

  • продолжить работу детей с разными источниками информации.
  • научить искать научную информацию в художественном тексте.
  • научить пользоваться презентацией как источником информации.
  • продолжить работу по формированию навыков групповой работы

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, учебник, иллюстрации

Способ организации учащихся: групповая работа

Ход урока

1-й этап. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, проверьте готовность к уроку.  Сегодня мы начинаем большой эксперимент с растениями. Вы уже умеете планировать опыты, проводить измерения. Я думаю, что на уроке вам пригодятся эти умения.

2-й этап. Постановка учебной задачи

У. Сейчас я прочитаю вам письмо своего знакомого, который недавно побывал в лесу. Вот что он пишет: “…Однажды, бродя про лесу, я заметил три молодые березки, росшие у обочины дороги. Вроде бы ничего удивительного. Но деревца росли на одинаковом расстоянии друг от друга, и это меня заинтересовало.

Скоро совершенно в другом месте я снова увидел ту же картину. Похоже было, что кто-то специально посадил тут деревья. На этот раз березок было семь – целая шеренга. Присматриваясь, я стал замечать, что такие “посадки” встречаются довольно часто. Неужели березки кто-то сажал? Нет, не может быть! Тогда почему же они растут так ровно, на одинаковом расстоянии друг от друга?”

– Знакомый в конце письма обратился с просьбой: помочь раскрыть секрет лесных березок. Хотите ли вы помочь в разгадывании этого удивительного события? Как вы поняли, на какой вопрос вам предстоит ответить?

Дети. Почему в лесу деревья растут рядками, на одинаковом расстоянии друг от друга, хотя их никто специально не сажал.

У. Где вы можете найти ответ на этот вопрос? В каких источниках информации?

Д. Книги, фильмы, иллюстрации, рисунки, фотографии, презентации…

У. Чтобы вы за урок успели разобраться с этим странным случаем в лесу, давайте разделимся на команды. Каждая группа будет работать с одним источником информации.

Одна группа будет искать ответ в тексте, который я случайно нашла в энциклопедии “Почемучка”, другой я принесла альбом с фотографиями леса, животных, птиц и растений. Может быть, они вам помогут найти ответ на вопрос. А третья команда может посмотреть презентации, которые я нашла на сайтах: www.danilova.ru/storage/present.htm, viki.rdf.ru (Развитие цветка, Размножение растений и другие)

3-й этап. Решение частно-практической задачи

(Работа в группах.)

Работа первой команды с текстами

Тексты для работы (Приложение).

Возможные задания:

  1. Прочитать тексты и подчеркнуть ключевые слова.
  2. Нарисовать модель ситуации, описываемой в тексте, и пересказать текст с выделением ответа на поставленный вопрос.
  3. Составить ответ на вопрос в виде “комикса” – рисунки с подписями.

Работа второй команды с иллюстрациями

Возможные задания:

  1. Составить фоторассказ о размножении растений.
  2. С помощью выбранных иллюстраций подготовить ответ на поставленный вопрос.
  3. Выбрать наиболее подходящие иллюстрации для составления процесса с описанием условий, при которых растения будут расти на одинаковом расстоянии.

Работа третьей команды с презентациями

Возможные задания:

  1. Посмотреть презентации и выбрать для показа слайды, иллюстрирующие способ размножения растений, при котором они будут посажены “самостоятельно” на одинаковом расстоянии.
  2. Составить свою презентацию о способах размножения растений, используя предложенные презентации и фотографии.

4-й этап. Обсуждение

У. К какой разгадке пришла каждая из команд? Мне не терпится узнать ваши ответы и написать своему знакомому письмо.

Возможные варианты ответов

Ученик 1. Наша команда пришла к выводу, что семена растений могут распространяться с помощью ветра. Но вот почему они растут на одинаковом расстоянии мы так и не смогли понять.

Ученик 2. Мы пришли к выводу, что семена растений могут распространять птицы и звери, которые ими питаются. Может быть, они кидают их на землю через определенное время в полете, поэтому получается на одинаковом расстоянии.

Ученик 3. Мы увидели, что человек тоже может распространять семена. Но вряд ли он нечаянно будет кидать семена растений на одинаковом расстоянии. Тем более, что семена берез человеку ни к чему. Мы думаем, что семян берез много, а прорастают только некоторые, видимо потому, что они как-то закрепляются в земле. Наверное, человек идет и притаптывают некоторые семена в землю, поэтому они прорастают. А остальные переносятся ветром с места на место.

У. Все ваши версии, конечно, верные, семена растений действительно размножаются разными способами. Какая группа, на ваш взгляд, точнее ответила на вопрос, поставленный нам в письме?

Д. Группа 3 точнее ответила на вопрос, потому что объяснила, почему именно на одинаковом расстоянии растут березы.

У. Вы знаете, а ведь я получила второе письмо от своего знакомого. Пока он ждал нашего ответа, он еще раз сходит в лес. И вот, что он пишет во втором письме:

“…И вдруг я заметил следы человека. Я пошёл по этим следам. И вдруг… Я остановился и огляделся вокруг – весь снег был усеян черными точками. Да это же семена берез! Летом на березах висят зеленые “колбаска”. К осени они созревают и как будто высыхают. А зимой ветер срывает эти “колбаски”, и они рассыпаются на тысячи крошечных “самолетиков”. И вот они лежат передо мной.

Мне надо было торопиться. Ноя стоял и смотрел. Вот снова налетел ветер. Он сгреб снег, а вместе с ним и семена берез, потащил их и часть бросил в ямку. В те самые ямки, которые остались от следов человека, прошедшего впереди меня… ”

У. Совпала ли версия группы 3 с разгадкой, которую прислал мой знакомый во 2 письме?

Д. Да.

5-й этап. Рефлексия

У. Что вы узнали сегодня на уроке?

Д. Мы узнали способы размножения растений и разгадали “секрет” лесных посадок деревьев.

6-й этап. Домашнее задание

У. Дома я предлагаю вам создать один из источников информации с ответом на данный вопрос. Это может быть рассказ, рисунок или презентация, с помощью которых вы расскажите тем, кто не знает, почему в лесу растения растут рядками.