Внедрение в учебно-воспитательный процесс работы с видео, звуковыми файлами и графическими редакторами

Разделы: Информатика


«Известно, что компьютер, возникнув в системе образования, должен действовать как многогранное зеркало, отражающее всю гамму образовательных и психологических теорий, касающихся детского развития. Более того, компьютер не только внедряется в образовательный контекст, но и способен изменить этот контекст».

Многие считают, что использование компьютеризированных технологий не способствует гармоничному развитию личности современного человека, становясь причиной «Интернет - однобокости» в культурном и общеобразовательном плане. Выходом из этой ситуации может быть создание программ обучения, помогающих держать в равновесии процесс образования и воспитания, достигнуть гармонии между чувствами и интеллектом, на мой взгляд, такой программой вполне может оказаться «программа компьютерной графики и видеомонтажа».

Сегодня, когда содержание образования должно строиться, исходя из потребностей детей и требований современного общества, считаю, что умение работать в различных графических редакторах и программах видеомонтажа вполне может служить стимулом изучения информатики в школе. Более подробное изучение этих программ в базовом курсе информатики 7-9-х классов позволит повысить интерес учащихся к предмету и выполнить социальный заказ в области компьютерных технологий.

Работая учителем информатики, я столкнулась с огромным интересом детей и их желанием изучать программы, дающие возможность создавать различные виды графических работ и анимированных изображений. Причем интерес детей не ограничивается их возрастными данными, будь это ученики 7-х, 8-х, 9-х или старших классов. Приобретая элементарные навыки работы с графикой, практически у каждого из ребят появлялось желание познакомиться с программами более детально. Это стремление и желание является одним из лучших показателей актуальности изучения данных программ в базовом курсе информатики.

Курс компьютерной графики и видеомонтажа может быть построен в двух направлениях, первый ведет учащихся от традиционного рисунка и живописи к новым технологическим средствам выразительности; второй помогает воспитывать «чувство прекрасного» к искусству в целом и к «новому искусству» в том числе. Правила построения традиционного рисунка и живописи, так же как и технология составления традиционной композиции, несомненно, создают некий базис, новому искусству, создавая благодатную почву для развития гармоничной личности, так как, занимаясь компьютерной графикой, учащемуся приходится активно применять теоретические знания и развивать художественно-эстетическую сторону своей личности. Однако необходимо отметить, что компьютерная графика как самостоятельный вид искусства находится в развитии и качественных продуктов изобразительной деятельности сегодня достаточно мало. Поэтому, развивая у учащихся навыков анализа визуальных объектов и критическое мышление при восприятии произведений компьютерной графики, резонно сравнивать продукты компьютерных технологий в основном друг с другом, а не с живописью или рисунком.

«Приобщение учащихся к современной визуальной медиа-культуре и обучение восприятию информации с экрана, трансляции визуальных образов в вербальные, предполагает, конечно, некий историко-логический анализ происхождения современных технологий создания визуальных образов, рассказ о рисунке, живописи и композиции, о принципах кино и традиционной анимации, используемых при создании медиа-продукции». При этом не следует считать, что современное компьютерное искусство является логическим продуктом предшествующих культур и искусств, поэтому компьютерная графика преподносится учащимся для изучения с точки зрения самостоятельного, специфического средства выразительности, знакомит с ее возможностями и определяет роль и место в жизни современного культурного человека.

Соответственно, в теоретическом курсе компьютерной графики как средства образования представлены современные компьютерные продукты, разработанные с помощью изучаемых графических редакторов, что позволяет проводить сравнительный анализ доступных программных средств. Практическая часть курса компьютерной графики как средства образования включает блок задач по освоению инструментария конкретного графического редактора, блок заданий по освоению основ технологии создания композиций разного типа (традиционная, абстрактная и т. д.), блок творческих заданий для индивидуального и группового выполнения.

Такое построение теоретической и практической частей курса позволяет ученикам научиться оценивать уровень технического совершенства создаваемых произведений, с помощью компьютерных технологий и сравнивать их художественную ценность по отношению к традиционным произведениям изобразительной деятельности. При этом с точки зрения "технологических составляющих" структуры курса, перед теоретической частью курса компьютерной графики - наряду с общими целями образования - ставятся вполне традиционные для культурологического, художественного курса задачи развития сопереживания, отзывчивости, художественной эрудиции. В число задач также включены: умение конструировать в собственном воображении художественный образ, соответствующий идее создаваемого произведения, а также обучение художественному восприятию, представляющему обогащение созданного образа за счет своего авторского видения; умение выражать свои впечатления с помощью «графической речи», так как индивидуальность при этом раскрывается наиболее ярко.

Изучение графики также способствует практическому формированию через сравнение и аналогию представлений о различных графических редакторах, режимах работы в них.

Цели обучения – формирование и развитие у учащихся: интеллектуальных и практических умений в области компьютерной графики и видеомонтажа; интереса к изучению компьютерной графики и видеомонтажа; умения самостоятельно приобретать и применять знания; творческих способностей.

Сегодня то, что в основном графические редакторы – это интегрированные среды, ориентированные на создание Web-сайтов и презентаций, является еще одной из причин целесообразности возможности более подробного изучения графических продуктов в базовый курс, так как тема “Интернет” – одна из наиболее востребованных обществом тем.

Но для того, чтобы качественно и на высоком уровне обучать детей графике, преподаватель должен сам профессионально (не побоюсь этого слова) работать в графической среде и уметь пользоваться различными графическими продуктами.

Введение в базовый курс изучения информатики обучения графическим редакторам не только не нарушает образовательного стандарта, но и повышает творческий интерес учащихся к предмету, расширяет их кругозор в области компьютерных технологий, развивает воображение и эстетический вкус, прививает тягу к прекрасному, а также удовлетворяет спрос ребят на изучение программ подобного содержания.

Мною разработана система уроков, включающая в себя обучающие презентации (Приложение 1) и лабораторные работы (Приложение 2) по основам работы с графическим редактором Gimp, которые можно практически использовать на уроках.