Знакомство с якутским писателем Сивцевым Д.К.

Разделы: Начальная школа


Цель: Знакомство с творчеством известного якутского писателя Суорун Оммолоном. Вызвать интерес к народному творчеству якутского фольклора, используя загадки, стихи, песни, народные приметы. Познакомить обучающихся с певчей птицей куорэгэй (жаворонок), привить любовь к родному краю.

Задача: Усовершенствовать знания, полученные ранее при работе со словарем используя технологию групповой работы.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Знакомство с новым материалом:

1.- Сегодня мы познакомимся с народным писателем Якутии, это Суорун Омоллон – Сивцев Дмитрий Кононович (14.09.1906 ) - народный писатель РС(Я). Герой Социалистического Труда, лауреат государственных премий РС (Я) имени П.А.Ойунского и имени А.Е.Кулаковского.

Родился в Таттинском улусе. Был секретарем ревкома в наслеге. Учился в Якутском педагогическом техникуме, работал артистом и руководителем национальной группы при русском народном театре г. Якутска. Был редактором Якутского книжного издательства, заведовал сектором языка и письменности Института языка и культуры при Совнаркоме Якутской АССР, заведовал литчастью Якутского музыкально-драматического театра, отделом редакции журнала "Хотугу сулус". Суорун Омоллон в литературу вступил как прозаик и драматург. Его "Кузнец Кюкюр" (1932) считался лучшим произведением русской драматургии. Известны заслуги С. Омоллона и в развитии якутской музыкальной драматургии. Ему присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и ЯАССР. Д.Сивцев - автор учебников и учебных пособий. Инициатор и руководитель работ по организации музея политической ссылки в Черкехе и музея "Дружбы" в Соттинцах

Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народа и "Знаком почета", медалями. За заслуги в области педагогических наук награжден медалью К.Д.Ушинского.

(Показ биографии и творчество писателя на интерактивной доске).

2. - А сейчас мы рассмотрим самое раннее произведение писателя «Куорэгэй» которую он написал, учась в 7 классе.

III. Показ на интерактивной доске. Текст «Куорэгэй уйата»

- Найдите выделенное слово и переведите его.

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение А.В. Жуковского на русском языке «Жаворонок». А. теперь мы через творчество Дмитрия Кононовича мы узнаем о птице куорэгэй. Для этого мы с вами будем работать по группам.

Цель: В работе по группам вы должны обратить внимание в творчестве Сивцева Д.К. какие жанры он использовал в своем творчестве?

IV. Практическая работа. Работа по группам

Цель: самостоятельное ознакомление с разными жанрами творчества писателя, с переводом с якутского языка на русский используя накопленный опыт (словари) и защита своих работ на лучший перевод того или иного жанра.

- Мы с вами разделились на 4 группы:

1 группа работает над переводом текста.

Куорэгэй уйата.

Саас буолбута. Куох от ууммутэ. Куорэгэй кэлбитэ. Кини куорэгэйэ кото – кото ыллабыта. Онтон куорэгэй уйа туттубута. Комус сыммыт уурбута. Сотору туорт куорэгэй о5ото костубутэ.

Куорэгэй о5олорун олус таптыыра, короро. Кун уотуттан, ардахан хаххаллыра. Араас остоох, суостаах кыыллартан харыстыыра. Куруутун ас таhан аhатара.

Сотору уйа куранах булта. Туорт кыра куорэгэйдэр коппуттэрэ.

Куорэгэй уйатын о5олор баран корбуттэрэ. Уай сибэкки анныгар бара. Олус диэн ыраас этэ: биир хах/ сыыс – бох ханан да суо5а.

Ону корон Айыына кыыс эппитэ: - О, куорэгэй ыраас, чэбэр да эбит. Уйата, ырааhа, биhиги дьиэбитинээ5эр культурнай, - диэбитэ.

2 группа выразительное чтение стихов и исполнение песни «Куорэгэй»:

Куорэгэйчээн, куорэгэйчээн,
Комустуурэ куомэйчээн.

Куну быhа ыллыыгын,
Дьырылыыгын, дьырылыыгын.

Хоруйдаата куорэгэйим:
«Мин дьоннору коччутэбин\

Ырыа ылыыр – таптыыр идэм,
Ырыа ылыыр – таптыы улэм»

3 группа перевод народных примет связанных с жаворонком:

Куну – дьылы билгэлээhин

Ардах туhэр кэмигэр куорэгэй ыллаата5ына, ардах уурайар.

Куорэгэй ардах кэлэригэр ыллабакка иhийэн, от быыhыгар саhар.

Куорэгэй кэстубэт урдуккэ сылдьан ырыата дьырылыыр буолла5ына, кураан куну куутэ5ин.

Куорэгэй эрдэ кэллэ5инэ, ичигэс саас буолар.

4 группа загадки, пословицы

Таабырынна таай

Кун сирин коччуутэр кордоох кунду ырыаллах Куорэли эрилик баар уhу.

Ырыа5а уорэммэтэх эрээри ырыаhыт баар уhу, мэлииппэ5э уорэммэтэх мэлииппэhит баар уhу.

Ос хоhоонноро

Биhиги да аллааспытыгар отон уотуо, куорэгэй ыллыа.
Котор онунэн, киhи ойунэн.

На выполнение работ дается 10 минут.

- Какая группа готова защищать свою работу?

- Может, у кого есть дополнения по этому заданию?

В II группе мы прослушали песню «Куорэгэй», даю вам 1 минуту для размышления.

- Какое настроение вызвала в вас эта песня?

- Какие чувства вызывает? Прислушайтесь к себе.

- Давайте сейчас подытожим нашу работу. Каждая группа думает, что они узнали от другой группы?

- Кто хочет дополнить?

V. Рефлексия:

- Работа, чьей группы вам понравилась?

- Чей ответ вам больше всего понравился?

- Кого и за что ты хочешь похвалить?

Спасибо за урок.