Урок "Культура России в XVIII веке"

Разделы: История и обществознание


Задачи урока.

  • Образовательные –охарактеризовать основные направления развития русской культуры первой половины XVIII в. (на примере С.-Петербурга), раскрыть характер петровских преобразований, определить значение развития культуры России XVIII в.
  • Воспитательные – способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, гордости и любви к наследию своего народа, уважению к культурному достоянию России.
  • Развивающие – создавать условия для развития эстетического вкуса, творческой активности, способности к художественному творчеству.

Понятия урока: классицизм, барокко, сентиментализм, светское образование.

Презентация

Ход урока

Вступление.

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в XVIII век. Представьте, что наш авиалайнер приземлился на земле града Петра. И наш кабинет превращается в комфортабельный автобус, а я, ваш учитель, буду гидом на протяжении всего нашего путешествия.

Я расскажу вам о строительстве Петербурга, об архитектурных памятниках XVIII века. Мы побываем с Вами в Академии наук и в Академии художеств, театре. Увидим замечательную петербургскую скульптуру, заглянем на ассамблею.

В ходе нашей экскурсии Вам предстоит заполнить маршрутные листы с заданиями.

Архитектура.

При Петре I строительство, особенно в его «парадизе», новой столице России, приняло размах исключительный. А начиналось всё так. На Заячьем острове по приказу Петра выросла Петропавловская крепость. Затем под прикрытием пушек, стоявших на бастионах крепости, появляются жилые дома. Для строительства «парадиза» были приглашены мастера из Западной Европы: архитекторы, скульпторы, живописцы, гравёры. Над возведением Петербурга трудились итальянские архитекторы Трезини, Шлютер, Леблон, Микетти, а также русские зодчие М. Земцов, П. Еропкин, И. Коробов.

Познакомимся с лучшими постройками Петровской эпохи. В Петропавловской крепости по проекту Трезини начали строить новый каменный Петропавловский собор с необычайно высокой колокольней, общая её высота -121,8 м. Это было самое высокое здание тогдашнего Петербурга. Золочёный шпиль, словно гигантский сверкающий меч, вонзается в небо. Шпиль, как архитектурная форма, пришёл из Западной Европы, только там их не золотили. В Петербурге неожиданно совместились две эти традиции. Выработался новый смешанный стиль с использованием иноземных и местных мотивов.

Петербург - единственный в те времена город, который развивался по заранее определённому плану. Строительство шло, в основном, на левом берегу Невы. Пётр не мог расстаться с идеей, сделать центр города на Васильевском острове, и туда постепенно перевели порт, таможню, гостиный двор. Построили специальное музейное здание Кунсткамеры. Здесь же узким фасадом к набережной стоит здание С-Петербургского университета. А дома вельмож выглядели примерно так: высокое крыльцо, белые декоративные детали на ярком фоне, изощрённые завершения боковых выступов, овальные слуховые окна. Это Кикины палаты (все объекты показываются на экране).

Главными отличительными чертами всех построек Петровского времени является их целесообразность, практическое назначение, строгая и простая планировка зданий, простота композиционных построений.

Во второй четверти века в архитектуре господствует классицизм. Это направление в искусстве 17-19 вв., обратившееся к античному наследию, как к идеалу. Для архитектуры характерны: монументальность, величественность, простота, торжественность, гармония, строгая пропорциональность, симметрия. Они отражают идеи патриотической гордости, триумфа и мощи государства.

В Петербурге и его окрестностях замечательные творения в этом стиле оставили Г. Камерон, Д. Кваренги, И.Е. Старов. Это Таврический дворец (Старов), Академия наук (Кваренги), Смольный институт (Кваренги) (слайды).

Продолжаем путешествие по северной столице и знакомимся с творениями в стиле барокко. Барокко – одно из направлений искусства XVI-XVIII вв., отличавшееся декоративной пышностью, динамичными сложными формами, контрастностью и живописностью. Используются такие элементы, как колонны, лепка, скульптуры.

В стиле барокко работал знаменитый Варфоломей Растрелли. Сын скульптора К. Растрелли учился за границей. По его проектам возвели много сооружений в Москве, Петербурге, Киеве. Но самым значительным, из всех созданных архитектором сооружений, был Зимний дворец, в Петербурге, тот, что и поныне украшает центр города. (Слайд). Зимний дворец – здание новое по архитектурной форме, но вместе с тем его облик свидетельствует о преемственности развития национальной художественной культуры в архитектуре. Длинное, вытянутое вдоль набережной, здание кажется «вылитым» из одного гигантского куска. Обратите внимание на изломанные формы, множество декоративных ваз, статуй, разнообразие форм оконных наличников. Это элементы «барокко». Впервые в русском зодчестве Растрелли применяет свободно стоящие колонны, как декоративные украшения. Дворец своей горизонтальной протяжённостью, как бы сливается с равнинным пейзажем города, с Невой. Для Растрелли характерно широкое применение цвета на фасаде. И в этом он продолжает старую традицию двухцветной окраски.

Ещё одно иностранное влияние распространилось в русской архитектуре XVIII в. сентиментализм. Направление, культивировавшее повышенный интерес к душевной жизни, проявлению чувств. Сентиментализм отразился в парковой архитектуре (гроты уединения, беседки, стилизация дикой природы). (Слайд на экран)

По окончании рассказа об архитектуре учащимся предлагается заполнить I задание маршрутного листа.

Скульптура.

Продолжаем экскурсию. В петровское время скульптура носила, в основном, прикладной орнаментальный характер. Но уже в эту же пору у нас работали великие мастера.

Бартоломео Растрелли. Бронзовый бюст Петра I. (слайд)

Скульптура эта не копия, и не слепок человеческого лица, тела. Растрелли много лет работал над образом Петра I. Снял маску и сделал восковой бюст царя, а затем скульптуру. Олицетворением ума, воли, энергии представляется Пётр в скульптуре Растрелли. Зритель, глядя на него, понимает, что изображённый человек – государственный деятель и полководец. Здесь реализм и барокко.

Позднее скульптурное творчество испытало влияние классицизма. На русской почве он дал прекрасные образцы, отмеченные величественностью, лаконичностью и поэтической выразительностью, человечностью и теплотой.

В 1788 г. В Петербурге был открыт знаменитый Памятник Петру I (автор Э-М. Фальконе) (слайд), названный Пушкиным «Медный всадник». И в то время и сейчас памятник производит сильное впечатление. Пётр, властным уверенным жестом, останавливает поднявшегося на дыбы коня. Впечатление усиливает решение постамента. Он напоминает очертание огромной волны, которая мощным рывком подняла на вершины своего гребня, всадника. Согласно правилам классицизма скульптор одевает Петра в «героическую» одежду, голову венчает вместо короны лавровым венком. С левой стороны фигура Петра кажется спокойной и уравновешенной, если подойти к памятнику спереди начинает казаться, что конь мчится прямо на зрителя. Жест руки угрожающий, утверждающий. Знаменитый монумент стал эмблемой Петербурга.

Большую роль в формировании русской скульптуры сыграла Академия художеств. Она воспитала плеяду замечательных мастеров. Среди них Ф.Шубин, М. Козловский. Их произведения составляют гордость русской и национальной культуры.

Скульптор – реалист Фёдор Иванович Шубин (слайд), земляк Ломоносова, тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Учился также за границей. По возвращении в Петербург он приобрёл славу лучшего скульптора. Им созданы бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потёмкина. (слайд на экран). Но реализм Шубина не мог быть по праву оценён его вельможными заказчиками. В период зрелости таланта Шубина происходило становление русского классицизма, героизм этого стиля остался чужд Фёдору Ивановичу. Он не мог отказаться от реализма в своём творчестве. Вскоре его забыли. Последний период жизни этого скульптора был очень тяжёл. Он умер в бедности.

А классицизм завоёвывает ведущее место в русской скульптуре. В эти годы приобретает известность М. Козловский, автор замечательного «Самсона» в Петергофе, памятника Суворову в Петербурге.

Вторая половина XVIII в. стал периодом становления русской национальной культуры и науки.

Переходом к вопросу изучения науки и просвещения служит инсценировка.

(Разыгрывается учащимися).

Пётр I (обращаясь к Меншикову): А скажи-ка, Данилыч, как у вас идут дела?

Меншиков: Продвигаемся помаленьку. Вот вчерашнего дня в церкви Преображения по окончании службы солдаты при выходе стригли бороды прихожанам, а кто не подчинился, ну того наказывали маленько.

Пётр I: Маленько?

Меншиков: Побили батогами.

Пётр I (обращаясь к Головину): А скажи-ка, Гавриил Иванович, как там наши юноши за границей обучаются, когда я их экзаменовать буду?

Ведущий: Пётр I носил перстень с печатью «Аз есмь в чину учимся и учащихся мя требую». И сам подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того же от других.

Головин: На днях вернутся из-за границы пятеро. Да вот, Пётр Алексеевич, неохотно наши дворяне за границу едут, не хотят учиться.

Пётр I: А мы указ издадим о запрещении молодым дворянам жениться, если школы не окончили.

К Петру I бросается молодой щёголь.

Щёголь: Батюшка царь! Не издавай указ, хочу жениться, невеста больно хороша, Елизавета Бутурлина.

Пётр I: Так женись! Как звать-то тебя?

Щёголь: Василий.

Пётр I: А невеста-то далеко, Василий?

Щёголь: Да здесь она, Ваше величество.

Пётр I: Так зови её!

Парень выводит смущённую Лизу Бутурлину.

Пётр I: Хороша у тебя невеста, Василий. Когда свадьба-то?

Василий: Да хоть завтра.

Пётр I: А школу-то закончил?

Василий: Нет, батюшка-царь, не хочу учиться.

Пётр I: Ну, Василий, тогда с женитьбой придётся повременить. Вот школу окончишь, тогда и на свадьбу зови.

Василий: Батюшка-царь, Пётр Алексеевич!..

Пётр I: И не проси, Василий. Вначале учиться, а потом жениться.

Учитель: сначала учиться, а потом жениться! Таков был указ царя.

Наука и просвещение.

Этот материал предложен ученикам в качестве домашнего опережающего задания.

Предлагаю экскурсантам по этой теме викторину:

  1. Назовите школы, открывшиеся в XVIII в.
  2. Назовите учебники и учебные пособия этого периода.
  3. Как называлась первая печатная газета, что в ней публиковали?
  4. Сколько существовало учебных заведений в XVIII в.
  5. Назовите нововведения, которые облегчили процесс обучения.
  6. Назовите годы открытия Академии наук, Московского университета, Академии художеств.
  7. Кто автор реформы образования и воспитания в России первой половины XVIII в.
  8. Каков основной смысл этой реформы?
  9. Назовите научные достижения учёных этого периода.
  10. Какой стиль утвердился в русской литературе, кто его родоначальник?
  11. Какими ещё именами представлен русский классицизм первой половины XVIII в.?
  12. Какой ещё стиль зарождается в русской литературе?

За правильные ответы учащиеся получают жетоны, количество их в балах заносят в маршрутный лист.

Итак, в 1725 г была открыта Академия наук, в 1755 г. основан первый русский Московский университет. 1757 –первая в России Академия художеств.

Театр

В XVIII в. возникали любительские театры в школах, училищах. Вельможи заводили свои театры, набирали в труппы одарённых крепостных. Так возник крепостной театр. Особенно славилась труппа графов Шереметьевых.

Театр стал одним из очагов национальной культуры. В 1756 г. возник профессиональный театр. Помещался театр в демократической части Петербурга на Васильевском острове. Театр должен был обслуживать широкие круги городского населения. Первым актёром стал Ф.Г. Волков. Он дал жизнь русскому национальному театру. (Слайд). Основу его театральной деятельности составляли национально-патриотическая тематика, просветительство, классический репертуар (трагедии Сумарокова). Для Волкова театр не был забавой, приятным времяпрепровождением. С подмостков сцены он призывал зрителей к добру и человечности. Русский театр XVIII в. вошёл в историю, как театр трагический, театр гражданских чувств и патриотических идей.

А.П. Сумарокову – российскому поэту и драматургу удалось создать для русского театра отечественный репертуар. А.П. Сумароковым написано 9 трагедий. Подлинную славу современников принесла Сумарокову трагедия «Дмитрий самозванец». Давайте представим себе эту театральную постановку.

Учащиеся читают отрывки из трагедии Сумарокова А.П. «Дмитрий-самозванец»

Сей муж отечества смертельная был рана;
Зрим в образе его убийцу и тирана.
За варварство злодей утратил наконец,
Безвременно и жизнь, и скипетр, и венец.

Перед царём должна быть истина бессловна;
Не истина, царь - я, закон -монарша власть,
А предписание закона царства страсть.
Невольник тот монарх, кто презрит те забавы,
В которых вольности препятствуют уставы…

Блаженство завсегда народу вредно;
Богат быть должен царь, а государство бедно.
Ликуй, монарх, и всё под ним подданство стонь!
Всегда способный к труду нежирный конь,
Смиряемый бичом и частою ездою
И управляемый крепчайшею уздою.
Когда бы ты не царствовал злонравно,
Димитрий ты иль нет, сие народу равно.

Кроме трагедий, Сумароковым написаны 12 комедий. Автор высмеивал чудака и мота, ленивца и глупца, а также невежество, грубость, бюрократизм, характерным для него является неприкрытый интерес к положению крепостных крестьян. В этом плане примечателен диалог в комедии «Вздорщина» между помещицей и слугой Розмарином

Инсценировка

Бурда: Да лошадей-то и без вины стегают.

Розмарин: Стегают и людей без вины иные господа: да и продают их так же, как и лошадей.

Бурда: Да вит между не благороднова-то человека и лошади разности-то не много.

Розмарин: Мы, сударыня, ни воронопегими, ни гнедопегими никогда не рождаемся: да все такими же шерстьми, какими и вы, и сена не ядим.

Бурда: Как то ни есть, да вы не дворяня.

Розмарин: Не дворяня, не дворяня! Будто дворянское-то имя и первое на свете достоинство! Будто ето великое тогда титло, когда я лицом ко ставцу сесть не умею.

Под воздействием театра развивались умы, совершался сложный процесс «очищения» самих зрителей через сострадание к судьбе сценических героев.

К концу века получают распространение сентиментальные постановки: пасторальные комедии, оперы, слёзные драмы. Основоположником этого направления среди актёров стал В. Померанцев.

Живопись.

На нашем пути остановка в Академии художеств, которая дала России немало талантливых художников. В XVIII в. передовые художники этого времени начинают искать новые пути для создания глубокого достоверного образа человека. Художнику надо было показать решительных и деятельных людей своего времени, сильных характером и духом.

Братья Иван и Роман Никитины, А. Матвеев рисовали Петра, членов его семьи, сподвижников. В жанре миниатюрного портрета на эмали изображали Петра, его жену художники Адольский Н., Мусикийский Г. В середине и второй половине столетия получили известность живописцы-классицисты А. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой», Г. Угрюмов «Торжественный выезд А. Невского в Псков». «Чувственные» сюжеты, пасторальность присущи картинам сентиментального направление: портреты М. Иванова, пейзажи С. Щедрина. Выдающееся место в русской живописи заняли художники В.Л. Боровиковский, Д.Г. Левицкий, Ф.С. Рокотов.

Петровские преобразования затронули и повседневный быт всех слоёв общества. Дворяне сменили старинные одежды, тяжёлые, длинные и неудобные на более простые и удобные европейские камзолы, костюмы, сбрили бороды, курили табак. Подобные новшества прививались и среди купцов и других слоёв населения.

Власти стали больше следить за чистотой улиц, благоустройством, тишиной в городах. Строить новые здания, улицы, площади старались по плану «регулярно», особенно в Петербурге. В обеих столицах заводили аптеки, пожарные команды. Мостили улицы. С целью повышения культуры общения дворян завели ассамблеи. На них присутствовали и женщины, что вызывало недовольство приверженцев старины.

Для обучения хорошим манерам, издали «Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению». А петровские указы повелевали быть вежливыми друг с другом.

Юноша читает отрывок из книги «Юности честное зерцало».

И, по-прежнему, самым главным развлечением ассамблей и праздников были танцы. Заглянем на ассамблею (Пары исполняют менуэт).

По случаю побед в походах и сражениях устраивали народные гулянья с триумфальными шествиями и арками, фейерверками и маскарадами, угощениями и выступлениями плясунов, фокусников, акробатов. Крестьянский же быт изменился незначительно.

Наша экскурсия подходит к концу.

В XVIII в. начали своё становление отечественные наука и просвещение. Уже тогда мы заявили о себе такими именами, как Ломоносов, Крашенинников, Державин, Татищев. В новый этап своего развития вступило русское искусство. Несмотря на большое влияние европейских традиций, именно в XVIII веке начинается формирование русского национального искусства, полного патриотизма и гордости за свою Родину.

Теперь вы, уважаемые экскурсанты, заполняйте до конца маршрутный лист, в котором не забудьте написать и свои отзывы по уроку.

Маршрутный лист.

I. Разнесите в два столбика характеристики стилей: классицизм и барокко
монументальность, декоративность, простота, пышность, симметрия, сложные формы, торжественность, обилие украшений, строгая пропорциональность, идеи патриотической гордости и мощи государства, динамичность, сложные формы.

II. Соотнесите:

1. Шубин

А. Зимний дворец.

2. Фальконе

Б. Учебник «Арифметики»

3. Растрелли В.

В. Портрет Лопухиной.

4. Боровиковский

Г. Первый русский театр.

5. Левицкий

Д. Скульптура «Медный всадник»

6. Волков

Е. Бюст М.В. Ломоносова.

7. Магницкий

Портрет М.А. Дьяковой

III. Итоги викторины.

IV. Сделайте вывод по уроку

  • Особенности русской культуры XVIII в.
  • Что нового и полезного вы узнали на уроке?
  • Ваши отзывы об уроке.

Использованная литература.

  1. Учебник «История России кон. XVII-XIX вв.», А.И. Буганов, П.Н. Зырянов, М., Просвещение. 2006 г.
  2.  Глинка Н., «Строгий, стройный вид». М., Детская литература, 1992 г.
  3. Гончарова Т.И. «Исторические вечера в школе». М. Просвещение. 1992 г.
  4. История России «Новая столица Петербурга», М., «Белый город», 2001 г
  5. Культура. Я познаю мир. М. Астрель. 2000 г.
  6. Лотман Ю.М. «Беседы о русской культуре» С-Петербург. Искусство С-Пб. 2001 г.
  7. Мезин С.А. «История русской культуры 10-18 в.в.» М. Издательство гуманитарного центра. 2000 г.
  8. МХК. Я познаю мир. М. Астрель 2003 г.
  9. «Русское искусство». Детская энциклопедия. М., «Белый город», 2000 гг.