Урок по теме "Государственная территория России"

Разделы: География


Задачи:

  • Сформировать понятие "государственная территория".
  • Показать изменение географического положения России после распада СССР.
  • Дать представление об особенностях зоны Севера в России.
  • Актуализировать знания о природных богатствах России.
  • Формировать умения работать с картосхемами, составлять таблицы, анализировать материал, делать выводы.

Оснащение урока:

  • Политико-административная карта России.

Содержание урока:

I. Проверка знаний и умений по теме "Российская Федерация"

Возможные варианты проверки:

Работа на контурной карте - провести границу России, подписать автономные округа.

Фронтальная беседа по вопросам:

Особенности федеративного устройства Российской Федерации.

Процесс формирования административно-территориального деления России в ХХ веке.

Экспресс-опрос:

Сколько субъектов в Российской Федерации?

Сколько республик? Краев? Областей? Городов федерального значения? Автономных областей? Автономных округов?

Сколько республик входило в состав СССР до 1991 года?

Как называется субъект, в котором мы живем?

В каком федеральном округе и экономическом районе он расположен?

Сколько федеральных округов выделяется на территории России? С какой целью они выделены?

Сколько всего экономических районов?

Проверка выполнения практической работы №1 "Субъекты РФ".

II. Вводная беседа

Эпиграфом к данному уроку могут стать слова Н. Забилы:

Как велика моя страна,

Как широки ее просторы!

Учитель вновь возвращается к тому факту, что Россия - самая большая страна в мире. Даже такие крупнейшие страны, как Канада, США, Китай почти в два раза меньше России. Огромное пространство не могло не наложить отпечаток на характер россиян, на особенности экономики и политики. Ярким примером этому может послужить отрывок из произведения А. И. Ильина "О России"

"-Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в легкий, далекий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких нет у других народов.

-Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадежною осенью и бурною, страстною весною. Она дала нам почувствовать разлив вод, безудерж ледоходов, бездонность омутов, зной засухи, бурелом ветра, хаос метелей и смертные игры мороза...

-О, эти цветущие луга и бескрайние степи! О, эти облачные цепи и гряды, и грозы, и молнии, и сверкания! О, эти темные рощи, эти дремучие боры, эти океаны лесов! Эти тихие озера, эти властные реки, эти безмолвные заводи! Эти моря - то солнечные, то ледяные! Эти далекие, обетованные, царственные горы! Эти северные сияния! Эти осенние хороводы и побеги звезд! От вас прозрели наши вещие художники. От вас наше видение, наша мечтательность, наша песня..."

III. Получение новых знаний

Первоначально учитель формирует у учащихся понятие "государственная территория". За основу можно взять объяснение, приведенное в тексте учебника (Дронов В. П. "География России. Хозяйство и географические районы. С. 11), и в процессе совместной работы, обсуждения прочитанного составить схему "Государственная территория". Её учащиеся переносят в тетрадь.

На следующем этапе урока необходимо вспомнить, что такое географическое положение региона, в данном случае, страны. Уточнив ответы, учитель объясняет, как изменилось географическое положение России после распада Советского Союза.

Учитель: В течение длительной истории географическое положение нашей страны неоднократно менялось. Если проанализировать только последний этап: распад СССР в 1991 году, то сейчас Россия имеет следующие особенности географического положения.

Российская Федерация занимает восточную часть Европы и весь север Азии, а Российский сектор Арктики простирается до Северного полюса, тогда как южная точка территории расположена несколько ближе к экватору, чем к Северному полюсу.

В Европе границы современной РФ примерно совпадают с границами Российской империи к моменту ее основания (начало XVIII в.). После 1991 года рубежи России отодвинулись на несколько сотен километров восточнее прежних границ СССР. Калининградская область сейчас представляет собой своеобразный "остров", оторванный от основной территории России.

Изменились и южные границы страны, они оказались смещенными к северу.

В целом Россия стала более континентальной, так как самый большой отрезок морских границ она сохранила только на Северном Ледовитом океане, где судоходство затруднено. К тому же более четверти всей территории удалено от морей более чем на тысячи км. От ближайшего незамерзающего моря удалено на это расстояние 86 % территории.

Россия - самая северная (точнее, высокоширотная) из крупных стран мира; средняя параллель материковой части страны (без учета арктических островов) проходит по широте Санкт-Петербурга - около 60° сш. В схожей по географическому положению Канаде к северу от этой широты живет в пределах Северо-Западной территории и Юкона несколько десятков тысяч жителей (0,2 % всего населения страны). Немногим больше насчитывает население штата Аляска (США), тогда как в России севернее 600, даже без Санкт-Петербурга, проживает около 8 млн чел. Только половина площади России находится к югу от этой суровой широты. По другим подсчетам геоцентр России расположен гораздо севернее - у полярного круга (66°25`), в Эвенкийском автономном округе у озера Виви, где с 1992 г. установлена 7-метровая стела.

Столь северное и континентальное положение делает Россию страной с самыми суровыми климатическими условиями. В то же время южные районы России (Дагестан) расположены несколько ближе к экватору, чем к Северному полюсу. Большая часть населения страны сосредоточена в южной ее половине (главным образом на юго-западе), тогда как остальные 3/4 ее территории имеют экстремальные природные условия для развития экономики, особенно сельского хозяйства.

Проанализировать размеры экономически эффективной территории России учащиеся могут по таблице 3 на с. 13 учебника.

Учитель: Мы видим, что страны, расположенные в южных широтах и имеющие преобладающий равнинный рельеф (Австралия, Бразилия, США), практически на 100% могут экономически эффективно использовать свою территорию. Тогда как северные страны (Россия, Канада) или страны с горным, пустынным рельефом (Китай), имеют лишь 30-50% продуктивной части своей территории. Северное расположение России сказывается на увеличении расходов на топливо и энергию, больших затратах средств на проведение транспортных путей, строительство, освоение ресурсов.

Зона Севера в России. Для характеристики этого обширного региона нашей страны учитель может организовать небольшую практическую работу.

Задания:

  1. По тексту с. 14 учебника выберите общие сведения о зоне Севера.
  2. По рис. 4 на с. 15 учебника заполните таблицу "Ресурсы зоны Севера".
  3. Проанализируйте полученные данные и сделайте выводы об особенностях зоны Севера.

В итоге работа может иметь такой вид:

Площадь зоны Севера в России - 11,9 млн км2.

Доля в общей площади России - более 70%.

Население - 11, 7 млн чел.

Ресурсы зоны Севера в России

Регион Площадь, млн км2 Население, млн чел Полезные ископаемые Лесные ресурсы Промысловые животные Индекс стоимости жизни
Дальний Север 5,4 1,7 Горючий газ, каменный и бурый уголь, медные, никелевые, оловянные руды, золото. Незначительные. В больших количествах. 1,8-2,0
Средний Север 3,1 3,8 Нефть и горючий газ, каменный и бурый уголь, железные, никелевые, медные руды, слюда, апатиты, алюминиевое сырье, графит, золото, алмазы, строительный камень. Значительные. В больших количествах. 1,5-1,7
Ближний Север 2,1 6,0 Нефть и горючий газ, бурый и каменный уголь, железная, оловянная руды, поваренная соль, строительный камень. Значительные. Отсутствуют. 1,2-1,6

Вывод: Наибольшую площадь занимает район Дальнего Севера (5,4 млн км2). Большая часть населения проживает в районе Ближнего Севера (6,0 млн чел.). Конечно, это связано с более благоприятными природными условиями Ближнего Севера. Средний и Ближний Север имеют более широкий набор полезных ископаемых (топливных, рудных, химических и т.д.). Возможно, полезные ископаемые Дальнего Севера еще не полностью разведаны из-за суровых природных условий. Зона Дальнего Севера - это зона арктических пустынь и тундры, поэтому лесные ресурсы здесь незначительны. Однако моря Северного Ледовитого и Тихого океанов богаты промысловыми животными. Суровость природы сильно влияет на индекс стоимости жизни: он самый высокий (1,8-2,0) на Дальнем Севере.

После выполнения практической работы следует актуализировать знания учащихся о природных богатствах России, полученные в курсе географии России 8 класса. Учащиеся рассказывают о природных ресурсах нашей страны, учитель систематизирует ответы, задает наводящие вопросы, помогает в случае затруднений.

Учитель: Россия располагает огромными природными ресурсами - минеральными, водными, гидроэнергетическими, биологическими. Обилие и разнообразие ресурсов во многом обеспечило индустриализацию страны в ХХ в., в отдельные периоды ее истории экспорт минерального сырья и топлива, леса, пушнины играл важнейшую роль в экономике. Могут ли эти природные богатства обеспечить процветание России в будущем?

Экстремальные природные условия многих районов страны многократно усложняют и удорожают организацию добычи, обустройство необходимого для освоения ресурсов населения. При этом снижается и производительность труда.

Потенциальные запасы природного газа составляют 35 % мировых - 212 трлн м?, из них 159 трлн м? - на суше.

Запасы нефти - около 19,5 млрд т. Подавляющая часть запасов газа и нефти находится за Уралом (в месторождениях Западной Сибири), там же расположены и перспективные районы Красноярского края, Центральной Якутии, шельфа Сахалина. В европейской части месторождения истощены, надежды возлагаются на шельф Баренцева моря.

Балансовые запасы угля превышают 200 млрд т, половина из них - каменный уголь, пятая часть пригодна для коксования. Более половины можно разработать открытым способом. Самый большой Канско-Ачинский бассейн, на втором месте Кузнецкий бассейн с каменным углем. Вместе на Западную и Восточную Сибирь приходится 4/5 всех запасов угля России - при том, что самые крупные бассейны (Ленский, Тунгусский и др.) еще почти не разведаны.

Велика обеспеченность России железными рудами, запасы их более 55 млрд т. Разведано 107 месторождений, из них в 11 крупных сосредоточено до 4/5 всех запасов. Более половины всех запасов сосредоточено в пределах Курской магнитной аномалии.

Из руд цветных металлов в России имеются крупные месторождения меди и никеля. Используются главным образом медные руды Урала, никель добывается в районе Норильска.

Многочисленные месторождения золота на обширных пространствах от Урала до Чукотки (только крупных около 100 в 28 регионах).

Из ценных нерудных полезных ископаемых отметим алмазы (18 крупных месторождений) - в основном на западе Якутии

Всего в России 20 тыс. месторождений ценных видов сырья, из которых 7,5 тыс. разрабатываются - это без учета месторождений торфа, горючих сланцев, минеральных строительных материалов и др. полезных ископаемых. Но многие виды полезных ископаемых или отсутствуют, или пока не открыты, или слабо разведаны. Многие месторождения истощены длительной эксплуатацией. В результате некоторые виды ресурсов дефицитны, добыча других не является экономически эффективной.

Значительно лучше положение с неисчерпаемыми и возобновимыми видами ресурсов.

Многие страны мира испытывают трудности с водоснабжением. В России же объем речного стока около 4,3 тыс. км3 в год - почти по 30 тыс. м3 на каждого жителя. Правда, большая часть стока приходится на малонаселенные районы Азиатской России. Большое значение имеют запасы подземных пресных и минеральных вод, которые есть во всех районах. Велик энергетический потенциал рек России.

Россия - одна из самых лесных стран мира. Около 45% всей площади ее территории покрыто лесом. 3/4 всех запасов приходится на ценную древесину хвойных пород.

Моря и внутренние воды России всегда славились большими рыбными ресурсами, в том числе ценнейших видов (осетровые, лососевые, сиговые). В настоящее время внутренние водоемы эту славу утратили (загрязнение вод, гидростроительство). Сохранили рыбопромысловое значение дальневосточные моря.

IV. Подведение итогов урока

В качество заключения по теме урока можно прочитать текст с. 16 учебника.

Закрепить полученные знания поможет обсуждение проблемы: с. 16 учебника. Учащиеся рассматривают два противоположных взгляда на большие пространства России и высказывают свою точку зрения.

Домашнее задание

 2, письменно задание 4 на с. 5 рабочей тетради (Дронов В. П.), устно "Внимание! Проблема!" на с. 16 учебника.

Рекомендуемая литература

  1. Агранат Г. А. Российский Север в опасности. Надо исправлять государственную политику // География. Еженедельное приложение к газете "Первое сентября". 2004. № 1. С. 3-7. № 2. С. 25-30. № 3. С. 10-13.
  2. Гладкий Ю. Н., Соколов О. В., Файбусович Э. Л. Экономическая и социальная география: Пособие для поступающих в вузы. - М.: Просвещение, 1999. - С. 121-122, 129-134.
  3. Голубчик М. М. Географическое положение России: новые черты и проблемы // География в школе. 1993. № 4. С. 3-11.
  4. Голубчик М. М. Региональные аспекты геополитической стратегии России // География в школе. 2001. № 1. С. 7-15.
  5. Паневина Г. Н. Пространства России // География. Еженедельное приложение к газете "Первое сентября". 2001. № 9. С. 11-13.
  6. Удинцова С. П. Воспитание на уроках географии // География в школе. 2001. № 4. С. 46-47.