Внеклассное мероприятие "Путешествие в деревню Гармошка"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: расширение представления о малых жанрах народного фольклора.

Задачи:

  1. Обогатить знания учащихся об устном народном творчестве, развивать умение узнавать малые жанры народного фольклора (загадки, прибаутки, поговорки, шутки).
  2. Развивать внимание и интерес к окружающему миру, культуре русского народа через знакомство с народным фольклором. Развивать память и речь, формировать нравственные привычки и обучать навыкам поведения.
  3. Воспитывать интерес к русской культуре, любовь к Родине. Формировать художественный вкус

Оборудование: класс оформлен в русском народном стиле. Используется слайдовая презентация (приложение).

Ход занятия

Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня нам с Вами предстоит отправиться в необычное путешествие.

А вот нам пришло письмо, в котором всё это указано. Прошу Вас прочитать письмо вслух всех собравшихся.

(Читают дети).

Здравствуйте, ребятишки,
Озорники, шалунишки.
Я самовар Тимошка
Из деревни Гармошка.
В гости Вас к себе зову,
Сладким чаем угощу.
Жду Вас всех в своей избушке
Возле леса на опушке,
Чтобы вы поторопились,
Чтоб в лесу не заблудились,
Посылаю карту вам
Я её составил сам.

См. Слайд 1 (открывается карта путешествия).

Учитель:

Отправимся в путешествие к Тимошке?
Путешествие, ребята, не удастся без труда.
Отвечайте дружно, хором,
Вы к труду готовы?...

Впереди вас ждёт река
Широка и глубока.
Вы по мостику пройдите
И словечки доскажите.

Что получится у вас, вы расскажите сейчас.

См. Слайд 2

Пословицы:

Труд человека кормит, а лень портит.

Кончил дело – гуляй смело.

Без труда не вытащить и рыбку из труда.

Землю красит солнце, а человека труд.

Делу – время, потехе - час.

Учитель: Что в них общего? Чему они вас учат?

Дети: Эти произведения устного народного творчества имеют поучительный смысл.

Речку одолели и вперед смелее.

На дворе трава,
На траве дрова.

Кто повторит, не перепутав слова?

Кто сможет произнести скороговорку и не ошибиться?

(Работа со скороговорками). См. слайд 3

Учитель: Для чего используют скороговорки? А сможете ли вы отличить скороговорку от пословицы?

Ткачи ткали ткани на платье Тане.

Поспешишь – людей насмешишь.

Грамоте учиться – всегда пригодиться.

Пять утят – пять опят. У тёти – утята, а у Пети – опята.

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (загадка, детям устраивают «ловушку»).

Полдороги, полпути
Мы уже смогли пройти,
А теперь отдохнем
И хоровод заведем.

(Звучит народная музыка)

Русский народ издавна славился своими песнями, плясками, хороводами.

См. Слайд 4

Спешим в деревню Гармошка,
Осталось пути немножко.
Справа медведь, он любит реветь.
Надо мишку удивить,
Будем мишку веселить.

(Инсценировка).

Шутка.

- Что несешь?

- Сено.

- Какое сено? Ведь это дрова!

- А коли видишь, так чего же спрашиваешь?

Потешка.

- Кисонька-мурысенька,
Ты где была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысенька,
Что там делала?

- Муку молола.

- Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?

- Прянички.

- Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?

- Одна.

- Не ешь одна, не ешь одна.

Федя - бредя съел медведя
Упал в яму, крикнул маму.
- Мам-а-а!

Вот мы и добрались до цели нашего путешествия, деревни Гармошка.

Развесёлый в ней народ,
Песни русские поёт.
И вы запевайте.

Озорную, бойкую, короткую, с юмором…

(Дети исполняли частушки).

Шире, улица, раздайся,
Мы с товарищем идем.
И весёлые частушки
От души сейчас споём.

Разудалый я мальчишка,
Горя вам не покажу.
Хоть какое будет горе,
Всё на радость положу.

Гуляй, Матвей,
Не жалей лаптей.
Батька лыка надерет
Лапти новые сплетёт.

Ходи, хата, ходи, хата.
Ходи, курица, хохлата,
Ходи, сени и порог,
И сметана и творог.

Я не тятькина,
Я не мамкина,
Я на улице росла,
Меня курица снесла.

За деревней я гуляла,
Там Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.

Мы всегда, везде такие -
Утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки
Развесёлые поём.

Учитель: Спасибо ребятам, исполнителям частушек.

Итог: Умеет веселиться русский народ. С песней и работать веселей. Есть у народа и живой цветок. У этого цветка вместо лепестков…(на лепестках написаны малые жанры устного народного творчества)

Это устное народное творчество или фольклор. В произведениях устного народного творчества отражена народная мудрость.

Учитель: А теперь самовар Тимошка приглашает вас на чай (чаепитие). См. слайд 6