Урок на тему"Число и цифра 6"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Способствовать формированию понятия “число шесть”, как количественная характеристика совокупности шести предметов, как 5 и 1; формированию навыка порядкового счета; начать знакомство с составом числа 6 с использованием знака “+”.
  • Работать над развитием логического мышления, сообразительности, познавательных способностей ребят, фантазии; над развитием речи.
  • Способствовать воспитанию культуры учебного труда, поддерживать интерес к урокам математики.

Оборудование:

  • У учителя: изображение цифры 6, числа 6 в виде точек “домино” (разные варианты), рисунки жука и паука, магнитофонная запись “Занимательная математика. Число 6.”, знак вопроса, магнитные буквы и цифры.
  • У учеников: цветные карандаши, магнитные доски.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

Приветствие гостей.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас,
Математика сейчас.

  1. Фаза вырабатывания познавательного интереса.

Устный счет.

  1. Ребята сегодня первый день зимы. Зимний ветер залетел в наш класс и стер с доски цифры на примерах, которые я вам приготовила. Ребята, помогите их восстановить. (Дети показывают цифры на магнитных досках)

3+…=5
2+…=4
…+1=3
…+4=5

  1. Игра “Рассели жильцов”.

Ребята, жильцами математического дома являются цифры и математические знаки. Какие математические знаки вы знаете? Нам нужно поставить в окошко недостающий знак и цифру. (Дети показывают знак и цифры на магнитных досках)

2 … 5
4 … 4
1 < …
3 > …

  1. Игра “День и ночь”. На наборном полотне выставляются цифры по порядку. Дети хором называют их. По команде “ночь” закрывают глаза, на доске тем временем меняются местами числа.

0 1 2 3 4 5
0 1 3 2 4 5
0 1 2 4 3 5

  1. У меня возник вопрос. (Показывается карточка с изображением вопроса.) Я хочу поставить его сюда.

0 1 2 3 4 5 ?

  • Как вы думаете, какой вопрос у меня возник?
  • А какой мог быть вопрос еще?
  • Кто знает на него ответ?
  • Кто согласен?
  • А кто знал ответ?
  • Хотите себя проверить? (Открывается оборотная сторона вопроса)
  • Какое число следует за число 5?
  • А какое число больше 5 или 6? Почему?
  • А на сколько больше (меньше)?
  • Число 6 изображается цифрой 6 (На доску вывешивается цифра 6.)

Кто уже знает, как пишется цифра 6? Записываются варианты на доске. Писать цифры 6 начинают писать сверху. Пропишем цифру 6 в воздухе, а теперь напишем на магнитных досках.

Давайте “оживим” цифру 6! На что она похожа? (Ответы детей). А теперь послушаем стихи, на что же еще она похожа.

(Магнитофонная запись)

Цифра 6 дверной замочек,
сверху крюк, вниз кружочек.

Это цифра-акробатка,
То шестерка, то девятка.

  1. Физпауза. (Двигательно-речевая)

Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, подтянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
На четыре – руками шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

  1. Оптимальная работа.

Работа с составом числа 6. На доске изображения жук и паука.

Ребята, кто это? А у меня есть загадка. Отгадайте, о ком из них идет речь?

Чёрный, а не ворон,
Рогатый, а не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит – жужжит,
Упадет – землю роет.
Что это за животное? (Насекомые и паукообразные)

- Почему паук не насекомое? Потому, что у него нет признаков насекомых: колец-насечек, брюшка и у него не шесть лапок, а восемь ног.

Маша и Миша тоже увидели жука. Откройте учебник на стр.58. (Выполняется задание №1, где идет восприятие числа 6 как совокупности предметов пяти и одного.) Основной акцент ставится на то, что у жука 6 ног.

  • Проверьте на своих пальцах, верно ли сосчитал количество ног у жука Миша?
  • А как еще можно показать 5 пальцев и 1? А ёще как? Ёще? (Идет различные варианты подбора пальцев)
  • Как ёще можно было посчитать количество ног у жука (3+3)

(Рассматриваются варианты: 5 и 1, 3 и 3, 4 и 2). Одновременно на доску выставляются “домино” и выполняется задание “Засели жильцов” в тетрадях для самостоятельной работы детей на стр.65

  1. Применение на практике полученных знаний.
  1. Как еще можно набрать число 6. (Дети пытаются по разному найти ответ на вопрос и приходят к выводу, что есть 6 и 0)
  2. Выполним следующие задание по учебнику № 2. Найдите цифру 6 и обведите её.

Сколько раз вы обвели цифру 6? У кого также? (Дети пальцами показывают знаки “+” - означает “да” и “-” - “нет”)

  1. Задание. Раскрась тот рисунок, на котором изображено 6 предметов.
  1. Физпауза.

(Оздоровительно-гигиеническая для глаз. И.В.Чупаха.) Движения зрачков влево - вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.

  1. Письмо цифры 6.

- Приготовимся писать цифру 6

Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

  1. Самопроверка.

Задание. Вспомните сказку “Про Козлёнка, который умел считать до десяти”: Кого шестым сосчитал Козленок? Как он это сделал? Сколько теперь животных сосчитал Козленок? Запишите в клеточку.

  1. Работа над развитием логического мышления.

Задание. Раскрасьте шестую слева доску на заборе коричневым цветом, а справа 6 досок раскрась желтым цветом.

  1. Обобщение

- Ребята и так на уроке мы о чём узнали? (Повторение состава числа 6)

  1. Рефлексия.
  • Как вы себя чувствуете?
  • О чём бы вы хотели рассказать родителям?
  • Какое задание для вас было трудным?

Из рассыпанных букв соберите слово, располагая числа по порядку начиная с наименьшего.

С-0, О-6, А-2, Б-5, П-1, И-4, С-3 .

Спасибо за урок!!!