Урок открытия нового знания по окружающему миру "Деревья - главные производители экосистемы леса"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с особенностями строения дерева.

Задачи:

  • показать на опытах следующие функции:
  • поглощение воды корнем;
  • перемещение воды и минеральных веществ по сосудам стебля;
  • испарение воды и образование питательных веществ листьями растений.

Оборудование: плакат "Основные части растения, плакат "Ярусы леса", рисунки деревьев, кустарников, трав, выполненные детьми; спилы веток деревьев; материалы для опытов (мензурки, чернильный раствор, комнатные растения).

I А.О.З.

1. Организационный момент

Приветствие, представление групп (группа “Ботаников”, группа “Исследователей”, группа “Практиков”).

2. Проверка домашнего задания

Учитель: На прошлых уроках окружающего мира мы уже познакомились с экосистемами озера, болота, луга. И на дом некоторые из детей получили задание: подготовить небольшие сообщения – загадки о них. Послушаем рассказы и выясним, о каких же экосистемах идет речь?

(Трое учеников зачитывают сообщения – группа “Ботаники”.) Приложение 1

3. Постановка проблемного вопроса

– Что может произойти с лугом с течением времени? (Ответы детей.)

– Что нужно для роста растений? (Ответы детей.)

– Да, через какое-то время, на плодородной почве луга обязательно появятся молодые деревца. Вначале это могут быть березки, а в тени их ветвей будут подрастать молодые елочки. С годами они станут выше, вытеснят своих защитниц и "нянек" березок, будут затенять кустарники и травы и поднимать свои кроны навстречу лучам солнца.

4. Прогнозирование хода урока

– Подумайте и скажите, о чем мы будем говорить на этом уроке? (Ответы детей.) Давайте прочитаем пословицу и объясним ее смысл: “Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево”.

II Ф.Н.З.

1. Сообщение темы урока

Учитель: Тема урока звучит сегодня так: “Деревья – главные производители экосистемы леса”. Но вы знаете, что в лесу кроме деревьев растут еще другие растения. Давайте из подготовленных вами рисунков растений составим лесные яруса, т. е. расселим их по принципу – каким растениям достанется солнечного света больше всего, каким в меньшей мере, а каким совсем мало.

2. Творческая работа по рядам (группам)

Дети распределяют растения по ярусам. Проверка: вывешиваются работы на доску и сравниваются с плакатом "Яруса леса".

– Какие растения вы "поселили" на нижнем ярусе, какие на среднем, какие на самом верху почему? (Ответы детей.)

Чем дерево отличается от кустарника? (Ответы детей.)

3. Знакомство с основными частями дерева

Вот мы и подошли к знакомству с главными героями нашего урока. С Деревом! По мере знакомства у нас будет работать "Школьный банк", куда мы будем заносить свои маленькие открытия, т.е., то новое, чего не знали до этого.

Рассмотрим подробно основные части дерева.

а) Начнем с корня (открывается нижний отдел рисунка).

– Как бы вы сказали, что такое корень? Для чего он нужен дереву? (Ответы детей.)

– Представим две ситуации:

1-я ситуация: дует сильный ветер, а вы пытаетесь удержать за ручку открытый зонтик. Что может с ним произойти? (Ответы детей.) Теперь вместо зонтика представим могучий дуб. Что с ним произойдет в сильный ветер? (Ответы детей.) Что помогает удержать его? (Ответы детей.)

– Послушаем интересные факты, которые собрали и обработали ученики из группы “Исследователей”. Они расскажут о корневой системе. (Приложение 2)

2-ая ситуация: ребята высаживали на участке растения. Мальчики быстро сделали своё дело и убежали играть. А девочки выполнили работу до конца. Что же произойдёт с «питомцами» мальчиков? (Ответы детей.)

– Продемонстрируем на опыте и докажем, что корни растений всасывают из почвы воду.

1-й опыт. Всасывание корнем воды. Исполняет и комментирует группа “Практиков”. Пенек бальзамина, с надетой на него трубочкой, обильно поливают подкрашенной водой, под действием корневого давления вода должна подняться по трубочке. Так как этот опыт требует для проведения какого-то времени, то мы будем наблюдать его результат уже на уроке.

– Что же вы заметили? Что произошло с водой? (Ответы детей.)

– Какую функцию данного органа мы наблюдаем?

– Так как же сейчас вы ответите на вопрос, что такое корень и какие функции он выполняет?

– Сравним наш вывод с определением в толковом словаре на с. 137

1-е открытие вывешиваем в банк (“Корень удерживает дерево в почве и всасывает воду и минеральные вещества”.)

б) Послушаем интересные факты от группы “Исследователей” (о массе листьев и веток) (Приложение 3)

– Как дерево удерживает тысячи своих веток и листьев? (Ответы детей.)

– Ваши высказывания,что такое стебель растения? Какие он выполняет функции? (Ответы детей.)

– Рассмотрим подробно спилы деревьев. (На каждой парте по образцу,у учителя – большой образец.)

1-й – внешний слой. Вы мне его сами назовете. Это кора. Она защищает ствол дерева от пересыхания. от насекомых и болезней. Кора не способна растягиваться. По мере того как дерево взрослеет, она трескается и шелушится. Под старой корой нарастает новая.

2-й - очень тонкий слой древесины,лежащий под слоем коры,каждый год образует новое кольцо. По годичным кольцам можно определить возраст деревьев.

Далее – большую часть ствола дерева составляют молодые слои древесины. По ним от корней дерева к листьям переносится вода и минеральные вещества. В середине – расположена ядровая-старая, отмершая древесина. Она очень тверда и крепка. В старших классах вы узнаете о стволе более подробно.

– Послушаем интересные факты группы “Исследователей” о возрасте деревьев. (Приложение 4).

Определим возраст деревьев по наши спилам (дети подсчитывают количество годовых колец).

Еще по годовым кольцам можно выяснить в каких климатических условиях жило дерево:широкие- появляются при хороших условиях. Можно определить стороны света:на северной стороне кольца уже, чем на южной. По сосудам древесины движется вода и минеральные вещества.

– Подтвердим на опыте, что слои древесины переносят воду и минеральные вещества.

2-й опыт. Передвижение воды по стеблю. Комментируют ученики группы “Практиков”. Чернильный раствор должен окрасить растение и его листья. Дополнительный опыт – ветка тополя в таком же растворе (в разрезе древесина должна окраситься).

– Теперь еще раз ответим на вопрос:что такое стебель? Какую роль он играет в жизни растения?

– Сравним наш вывод с определением из толкового словаря на с. 141.

2-е открытие – вывешиваем в банк. (“Стебель выполняет опорную роль. По нему передвигаются вода и питательные вещества”).

в) Переходим к следующей основной части дерева (открывается верхний отдел рисунка).

– Для чего дереву листья? (Ответы детей.)

– Выслушаем интересные факты от группы “Исследователей” (зачитываются выступления об испарении влаги, выделении кислорода, образовании питательных веществ) (Приложение 5)

Подтвердим это опытом. 3-й опыт. Испарение влаги. Комментируют ученики группы “Практиков”. За несколько дней до урока комнатное растение накрыли банкой. Что увидим на стенках банки? Делаем вывод.

4-й опыт. Образование питательных веществ. Демонстрируют ученики группы “Практиков”. Только в листьях растений и только под светом образуются питательные вещества. Затененная часть листа осталась более светлой.

– Опыт по выделению кислорода растениями вам покажут в старших классах.

Делаем вывод, что мы называем листом? Какие его функции наблюдали? (Ответы детей.)

– Сравним свой вывод с определением в словарике с. 138.

3-е открытие вывешиваем в банк. (“Лист испаряет влагу, образует кислород и питательные вещества”.)

III.Ф. П. Н.

а) Первичное закрепление.

– Какие вещества движутся из корней в крону, а какие – из кроны к корням?

– Для чего растению необходимы листья, ствол, корень?

(При затруднении обратитесь к статье учебника с. 58–61 и “Школьному банку”.)

б) Включение нового знания в систему знаний.

– Что может произойти если вырубят все деревья?

– Так как же вы теперь объясните смысл пословицы?

4. Итог

– Что же является главным производителем леса?

5. Рефлексия

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?

– Все ли мы узнали об экосистеме леса?

– О ком еще сегодня не вели речь? (О животных, птицах – поговорим на следующем уроке.)

6. Домашнее задание

Пересказ статьи на с. 58–61.

1-й ряд – сообщение о животных леса

2-й ряд – о птицах

3-й ряд – о грибах.

Оценки: за выступления об экосистемах (группа “Ботаники” – 3 ученика).

За подготовку опытов (группа “Практики” – 4 ученика).

За интересные факты (группа “Исследователи” – 2 ученика).