Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Что такое фрейм – от английского слова кадр, рамка, а в нашем общем случае данное слово обозначает структуру, содержащую конкретную информацию. Фрейм, как правило, состоит из ячеек – слотов, каждый из которых имеет своё назначение. При помощи фреймовой модели можно “сжимать”, структурировать и систематизировать информацию в определённые таблицы, матрицы.
Естественно, научить ребят использовать фрейм сразу очень сложно, поэтому, начиная с самого первого занятия, мы учимся: решать и составлять тесты, кроссворды, ребусы, строить графики, заполнять таблицы, выражать свои мысли графически и через рисунки. С вами автор будем делать все в ускоренном темпе.
Перед вами лежат заготовки, которые мы и будем с вами использовать, а также в качестве примера, выполненные учащимися фреймы. Прежде всего, необходимо сесть попарно и по возможности по родственным профессиям.
Часть 1
- Фрейм по теме – прошу вас выбрать любую тему, входящую в производственное обучение по вашей профессии и запишите ее название.
- Фамилия, Имя, Отчество – запишите полностью (учащихся, начиная с первого курса, прошу писать полностью и всегда напоминаю, что не за горами то время, когда их будут называть только так)
- Номер группы – поставьте номер своей любимой группы.
- Тема – Владеть – и обоснуйте, что особенно вы хотели узнать в данной теме.
- (Например: способами перевозки мелких отправок, способами заполнения перевозочных документов и т. д.)
- Вопрос – обоснуйте, почему необходимо владеть данной темой.
- (Например: для успешной работы на уроках или предприятии, сдачи экзаменов, поступления на работу, кто как считает для себя нужным)
- Аргументация – самовыражение любым способом.
- Вывод – кратко, точно, ясно, что мне это дало.
- (Например: юридически правильно оформить перевозку груза, правильно работать с клиентом и т. д.)
Фреймы стараемся делать на отдельных листах, и в процессе работы постоянно напоминая, что это документ строгой отчетности, сопоставляем с составлением отчета на рабочем месте.
Часть 2
Для более полного осмысления своей работы учащимся предлагается составить простейший тест по форме 5 / 3 / 1 (при составлении возможны варианты с использованием: графического изображения, схематического, кодирования и т. д.)
В любом случае информацию нужно еще раз проанализировать и кратко сформулировать. Вполне приемлемо, заменять тесты на кроссворды, ребусы, карты контроля. Почему уделяется большое внимание тестам и аналогичным работам? Очень многие предприятия и организации принимают на работу на основе тестирования, да и в процессе работы периодические экзамены проводятся в форме тестирования.
Часть 3
Наиболее сложная часть для учащихся – оценивание.
Учитель предлагает поменяться фреймами со своим соседом по парте, теперь нам необходимо внимательно изучив фрейм по предложенным позициям, проставить предварительную оценку (в идеале лучше меняться выполненными фреймами с учащимися сидящими на соседним ряду). Это сложно сейчас даже нам, а учащимся труднее вдвойне. Однако, это помогает развить нужные личностные качества: умение работать индивидуально, отстаивать и доказывать свое мнение, умение видеть главное, анализировать и делать выводы, быть ответственным за других.
Учитель обращает внимание на оценочную таблицу. Она имеет пять позиций со знаком
“+” и одну позицию со знаком “–” с пятибалльной максимальной оценкой. Данный балл может значительно понижаться по пяти позициям, а по шестой позиции идет минусовой балл.
1. Изложение материала:
- если вы хотите, чтобы учащиеся использовали конспект максимально в процессе изучения темы, то это только плюс от 1 до 5 (учитывается полнота конспекта, правильность и аккуратность ведения, выполнение всех домашних заданий и т. д);
- если вы не хотите чтобы учащиеся использовали конспект в итогово-контрольной работе, то использование конспекта идет как снижение плюсового балла до 0.
2. Каким способом и как дано доказательство:
- если это просто переписанная часть конспекта, то позиция оценивается по минимуму или не оценивается вовсе;
- если приложены усилия и работа мысли, то и количество баллов соответствующие.
3. Внешнее восприятие фрейма – как личное восприятие: нравится, не нравится.
4. Способ составления теста:
- если тест стандартный, хорошо, главное, чтобы не было никаких сокращений и соблюдался стандарт оформления;
- если есть оригинальные дополнения, просто отлично.
5. Правильность решения теста – при составлении теста автор отмечает правильный ответ, вполне возможно, что есть ошибки и несоответствия.
6. Лишнее – минусовые и штрафные баллы – неаккуратность, несвойственная терминология, нагромождение текста и т. д.
По окончании оценивания производится подсчет баллов, их тарификация и проставление оценки. Выставленная оценка заверяется подписью человека, проверившего работу.
Корректировка окончательной оценки остается за мастером.
В качестве примера и гармоничного введения фрейма в урок предлагается разработанный урок по теме “Билетопечатающие автоматы, принцип эксплуатации” и разработка темы №4 “Ознакомление с работой грузового двора и товарной конторы” (на 48 часов)
Как дополнение к теме, предлагаю вам посмотреть две ведомости:
- Карта самоконтроля учащегося – вводится в действие на самом первом занятии и позволяет понять нравится ли учащимся введение нестандартных элементов в процесс занятия.
- Сводная ведомость заданий и контроля по изучаемой теме – включает в себя:
а) три задания (на примере разработки): фрейм в полном объеме или по частям в качестве домашнего задания;
б) работа малыми группами;
в) технический диктант на 30 вопросов;
г) выявление активности в работе по данной теме (посещение консультаций и дополнительных занятий, использование новой дополнительной литературы, предложение нововведений);
д) по каждой теме необходимо написать реферат, творческую работу или исследовательскую работу;
е) по каждой теме необходимо составить 10 тестов (кроссворды, ребусы, ……)
На основании всего выше перечисленного выводится зачетная оценка по теме.
План проведения мастер-класса
- Вступление (представление, знакомство)
- Тема: “Использование фрейма в производственном обучении, как средства развития профессионального мышления учащихся”
- Что такое фрейм?
- Часть 1 – содержание и оформление “шапки” фрейма, внутреннее содержание.
- Часть 2. Тест – назначение и использование.
- Часть 3. Оценивание (таблица по шести позициям)
- Примерное использование фрейма (разработанный урок производственного обучения на 6 часов, разработка темы №4 на 48 часов)
- Дополнительная информация (карта самоконтроля учащегося, сводная ведомость заданий по теме)
- Ответы на вопросы.
Содержание мастер-класса:
Современный процесс обучения по–прежнему, как и раньше, выполняет функции обучения, воспитания и развития. Что же меняется? Меняется время. Мы живем в новом государстве, которое стремится создать свои подходы к решению многих проблем и, в частности, проблемы образования. Управление образованием также отличается от того, которое было раньше. Оно децентрализовано и предоставляет большие права каждому учащемуся страны и педагогическим коллективам. Что и дает возможность более широко использовать различные технологии и способы обучения в настоящее время.
К таковым способам и относятся фреймы.
Базовое понятие:
Фрейм – от английского слова кадр, рамка. В нашем общем случае данное слово обозначает структуру, содержащую конкретную информацию, которая позволяет развить профессиональное мышление учащихся.
Основные умения:
Умение работать индивидуально и в группах, быть ответственным за себя и других, умение видеть главное, профессионально сформулировать любые данные, анализировать и делать выводы.
Литература:
- Михайлова Н.Н., Гайворонский Н.М. Технология моделирования содержания образования. Учебно-практическое пособие: М., 2001.
- Михайлова Н.Н. Управление процессом внедрения эффективных педтехнологий в системе профессионального образования: М., 2001
- Михайлова Н.Н. Целеполагание педагогической деятельности: М., 2002.
- Михайлова Н.Н. Комплексный подход к применению педагогических технологий: М., 2001. Министерство образования Российской Федерации Институт развития профессионального образования.
- Палтышев Н.Н. Постижение педагогического мастерства. В поисках практико-ориентированных дидактических подходов: Издательский центр Академии профессионального образования, 2002.