Школьные традиции

Разделы: Внеклассная работа


Развитие школы как воспитательной системы может осуществляться по разным направлениям. Одним из главных направлений, как показывает опыт, можно признать качественное преобразование системы воспитательной работы в школе. Речь здесь идет об осознанном отказе педагогического сообщества от так называемого мероприятийного подхода к воспитанию – отказе от практики проведения мало связанных между собой, “добровольно-принудительных” мероприятий, которые, как правило, планируются, организуются и реализуются педагогами для детей. Эта практика весьма непродуктивна в плане воспитания, ведь дети в таком случае:

а) лишаются шанса пережить важный для них опыт самостоятельной деятельности;

б) теряют возможность ощутить на себе тяжкое бремя ответственности за лично взятое или порученное товарищами (товарищами, а не взрослыми) дело;

в) вырабатывают вследствие этого у себя своеобразную иждивенческую позицию по отношению к организации их жизни в школе.

Многие школы, которые успешно развиваются как воспитательные системы, переходят в этой связи к более сложной (но и более эффективной) системе ключевых общешкольных дел. Это дела, которые педагоги планируют, разрабатывают, проводят и анализируют вместе с детьми, т. е. они организованы по принципу КТД – коллективных творческих дел. Ключевые дела – это главные общешкольные дела, которые задают годовую программу воспитательной деятельности и образуют одну из основных традиций школы. В этих делах по-разному участвуют все ученики школы, все учителя, родители, друзья школы. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе как равноправные партнёры, что создаёт атмосферу общей уверенности и ответственности. Это, как правило, яркие события в жизни детско-взрослого школьного коллектива.

Основные коллективные дела в школе традиционны и повторяются из года в год. Однако каждый год меняются содержание и форма их проведения. В рамках четкой системы общешкольных дел каждый класс и педагог имеют большую свободу выбора. Эти дела стимулируют творчество, инициативу, дают возможность для самовыражения и класса, и ученика, и учителя. В процессе совместной деятельности формируются отношения между детьми, устанавливаются отношения между взрослыми и детьми. Все это создаёт обстановку нравственного благополучия в интересах развития учащегося, направлено на развитие его потребностей. Коллективные творческие дела стараются проводить на высоком идейном, эмоциональном и организационном уровне. Они становятся традициями, которые бережно передаются из поколения в поколение.

Традиции являются ценным средством воспитания. Порой они возникают спонтанно, порой живут очень долго, обновляясь и наполняясь новым смыслом и содержанием, некоторые исчезают, когда потребность в них отпадает.

На конференции учащихся в конце года ребята нашей школы предложили создать положение о Деле класса. Каждый класс выбирал себе дело по душе, разрабатывал сценарий, продумывал организационные моменты, проводил это дело для учащихся всей школы или определенной параллели. Были предложены необычные, нетрадиционные дела: Умники и умницы, Праздник Единства, Неделя вежливости, Декада без двоек, Фестиваль солдатской песни, Декада добрых дел, Стань школьной звездой, День наоборот и многие другие.

Вместо традиционных осенних праздников ребята 9 класса предложили провести Фестиваль, а так как ученическое самоуправление в нашей школе имеет форму демократической республики, в которой все классные коллективы представляют какой – либо город, то Фестиваль решили назвать Фестивалем малых городов демократической республики Ювента. Как показал рейтинг школьных дел, Фестиваль, который проводится в сентябре каждого учебного года, стал самым ярким событием в жизни ребят нашей школы. Подготовка к нему начинается сразу же, как заканчивается очередной праздник. Ребята заранее придумывают тему нового Фестиваля, танцы, творческие номера. Каждый фестиваль проходит под своим названием. Фестиваль Дружбы был самым первым, поэтому ребята решили посвятить его знакомству с классными коллективами школы (Приложение 1). Фестиваль “Дом, в котором я живу” посвящен родному городу Нефтегорск – его проблемам и возможности решения этих проблем при участии детей. Фестиваль “Наша школьная семья” проходил в год Семьи. У каждого Фестиваля есть своя программа, своя изюминка: выставка в холле школы замечательных экибан; необычное спортивное состязание “Спортивный серпантин”; фотовыставки “Город глазами детей”, “Наша классная семья”; спортивная семейная эстафета “Это вы можете”; компьютерные презентации “Проблемы родного города и пути их решения” (Приложение 2), “Наши родители – выпускники школы”.

Есть и традиционное наиболее полюбившееся дело Фестиваля: экологический десант. Ребята решили собственными силами облагородить заброшенный городской парк. Работа началась в 2006 году и продолжается ежегодно. Самыми зрелищными праздниками остаются Танцевальный марафон, вечер бардовской песни и Фестивальный костёр. Традиция школьного Фестиваля существует третий год. Ребята, начавшие это дело, заканчивают школу. Собрание мэров решило не прекращать эту традицию. Организаторы будущего Фестиваля нашлись быстро – инициативу подхватили учащиеся 8 класса.

Положение
о проведении Фестиваля малых городов государства “Ювента”

Задачи:

  • содействовать развитию и сплочению детских школьных коллективов;
  • создать благоприятные условия для самореализации подростков;
  • обеспечить активный интеллектуальный и эмоциональный отдых.

Сроки проведения: последняя неделя сентября

Организация фестиваля:

  1. Работой фестиваля руководит орг. комитет.
  2. Орг. комитет фестиваля включает в себя учащихся и классного руководителя 9 “Б” класса, советника государства “Ювента”, совет министров во главе с президентом.
  3. Орг. комитет разрабатывает и реализует программу фестиваля, ведет дневник фестиваля.
  4. Учебный процесс во время фестиваля проходит в обычном рабочем режиме.
  5. Учащиеся не освобождаются от занятий во время фестиваля.
  6. Дежурный класс отвечает за чистоту и порядок во время фестиваля, организуя группы порядка.
  7. Символом фестиваля является солнышко с лучиками по количеству детских коллективов – участников фестиваля (Рис. 1).
  8. Каждый город имеет отличительный знак на время фестиваля.
  9. Фестиваль проходит в три дня.

Программа проведения
Фестиваля Дружбы

1-й день – открытие фестиваля “Здравствуйте, это мы”

  • открытие галереи стенгазет “Знакомьтесь – это мы!” (в течение дня)
  • концерт презентация “Классные звездочки” (фойе 3 этажа, на переменах, по графику)
  • Игра “Крестики-нолики”, “Посвящение в пятиклассники” (большой спортзал)

2-й день – работа творческих мастерских “Цветик – семицветик”

  • Выставка творческих достижений малых городов (фойе 2 этажа, в течение дня)
  • “Спортивный серпантин” (конкурсы, эстафеты во время перемен, в течение дня)
  • “Танцевальный марафон” – танцы народов РФ (овладение навыками танцевальной культуры, большой спортзал)

3-й день – закрытие фестиваля “Звездный час”

  • Пресс-конференция с местным телевидением “Плюсы и минусы фестиваля” Фестивальный костер дружбы (площадка перед школой, песня от каждого города)
  • Мини – дискотека (большой спортзал)
  • Награждение самых дружных городов государства “Ювента”

Программа проведения Фестиваля “Город, в котором я живу”

1-й день – открытие фестиваля Город, в котором я живу!”

  • открытие фотовыставки “Город глазами детей!” (в течение дня)
  • слайдовая презентация “Это в наших силах!” (большой спортзал в 13.00)
  • Игра “Посвящение в пятиклассники” (большой спортзал)

2-й день – Экологический десант “Родному городу посвящается!”

  • “Танцевальный марафон” – танцы народов мира (овладение навыками танцевальной культуры, большой спортзал)

3-й день – закрытие фестиваля “Звездный час”

  • Пресс-конференция с местным телевидением “Плюсы и минусы фестиваля”
  • Фестивальный костер дружбы (площадка перед школой, песня от каждого города)
  • Мини – дискотека (большой спортзал)
  • Награждение самых лучших городов государства “Ювента”

Положение
об экологическом десанте “Родному городу посвящается”

В целях воспитания экологической культуры школьников, бережного отношения к природе края и в целях улучшения экологической обстановки в городе Нефтегорске МОУ СОШ №2 проводит экологический десант.

1. Участники конкурса.

В десанте принимают участие учащиеся, учителя МОУ СОШ № 2 по возрастным категориям:

  • начальные классы 1–4-х классы – облагораживание школьного двора;
  • средние классы 5–6-х классы – приведение в порядок территории вокруг бассейна;
  • старшие классы 7–9-х классы – приведение в порядок территории городского парка (возле автовокзала);
  • 10–11-е классы – выезд в с. Семёновка, приведение в порядок береговой линии р. Съезжей.

2. В рамках Фестиваля каждый класс представляет на выставку “Город глазами детей”

  • фотографии (размер 21х30, фотография должна быть оформлена в рамке, подписана);
  • стихи собственного сочинения;
  • слайдовую презентацию “Проблемы родного города и пути их решения”.

3. Сроки проведения.

  • Экологический десант проводится 27.09.07.
  • Выставка “Город глазами детей” проходит с 1 по 8 октября

4. Место проведения:

  • ОУ г. Нефтегорска, ЦДТ “Радуга”, детский музей, детская библиотека.

Программа проведения Фестиваля “Наша школьная семья”

1-й день

  1. Линейка открытия фестиваля
  2. Фотовыставка “Наша школьная семья”
  3. Посвящение в пятиклассники – игра “Крестики-нолики” в 16.00
  4. Компьютерная презентация “Родители – выпускники нашей школы” в 13.00
  5. Конкурс рисунков (начальные классы) “Папа, мама, я – дружная семья”
  6. Спортивная эстафета “Наша классная семья” (6–7-е классы) ДК “Нефтяник” в 18.00

2-й день

  1. Экологический десант (5–11-е классы) старый городской парк с 10.00
  2. Танцевальный марафон школа в 18.00

3-й день

  1. 13.00 – Собрание мэров.
  2. 17.00 – Диспут “Взрослые и дети должны понимать друга” (холл школы, проводит психолог Центра “Семья”).
  3. 18.30 – Вечер песни “Песни наших родителей”.
  4. Фестивальный костер.