Урок повторения и обобщения в 8-м классе по теме "Электрические явления"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • образовательная: обобщить и повторить изученный материал по теме: “Электрические явления”, расширить кругозор учащихся; показать необходимость физических знаний об электричестве в повседневной жизни;
  • развивающая: развить интерес к предмету, внимание учащихся, творческие способности, активность и самостоятельность в процессе коллективной деятельности, развить основные мыслительные операции: сравнение, анализ, выделение главного, обобщение;
  • воспитательная: воспитать умение работать в группах, чувства поддержки, товарищества, умение выслушивать чужую точку зрения.

Ход урока

  1. Организационный момент

На доске написана тема урока: “Электричество-это просто и интересно, но …”, учитель её читает.

УЧИТЕЛЬ: В конце урока мы должны закончить это предложение и вместо многоточия поставить фразу, к которой придём сегодня. А для этого мы порассуждаем с вами об электрических явлениях, физических величинах, законах, а значит и о людях, которые открыли эти явления и законы.

Но прежде, чем начать наш сегодняшний разговор, немного потренируемся и проведём умственную разминку для дальнейшей творческой работы. Как говорил В.А.Обручев “способности, как и мускулы, растут при тренировке”.

  1. Подготовка к повторению и обобщению пройденного материала

Задание №1. Развивающий логикон.

Сравнивая информацию в каждом столбце, найдите в ней логическую связь и поставьте в квадратик вместо знака вопроса необходимую букву или цифру.

ФИЗИКА П. 3 ?
БИОЛОГИЯ ? 5 8
АСТРОНОМИЯ Н.Т. ? 10

Задание № 2. Выберите лишний элемент в каждой из четырёх последовательностей. Ответ обоснуйте.

  1.  
  2. вольтметр, манометр, амперметр, омметр;
  3. электрон, ион, нейтрон, протон, электрический ток;
  4. Q = I2 R t; Q = U2 / R t; Q = сm (T2 –T1); Q = I U t.

Задание № 3. Найдите ошибку.

  1. I = U R;
  2. P = I2 / R;
  3. A = U R t;
  4. Q = I R t.

Задание № 4. Продолжите ряд.

  1. Физические тела, вещества, молекулы,….
  2. R = l / s, = R s / l,….

Задание № 5. Дидактическая игра “Рассыпанное предложение”. Работа в группах.

Перед каждой группой на столе лежит конверт с карточками, на которых размещены отдельные слова, из которых надо составить одно и то же для всех предложение: “Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”. Аналогичные карточки прикреплены к магнитной доске. Группа, которая первой завершит работу на месте, составляет предложение на доске.

Вопросы к группам:

  1. Какой закон сформулирован в этом предложении?
  2. Из формулы I = U / R следует: R = U / R. Можно ли закон Ома прочитать в виде: Сопротивление участка цепи прямо пропорционально напряжению на концах этого участка и обратно пропорционально силе тока? Почему?

УЧИТЕЛЬ: А вот – шутливая, но, тем не менее, и физически и математически верная интерпретация закона Ома:

Сила тока в проводах
Для цепи реальная,
Напряжению всегда
Пропорциональная.
Но совсем обратная
Связь с сопротивлением-
Это многократно я
Видел с удивлением.
Сосчитает инженер
В цехе или дома
Силу тока, например,
Если U делить на R.

  1. Повторение и обобщение пройденного материала
  1. Литературное отступление.

УЧИТЕЛЬ: Наша тема связана с электричеством. Какие ассоциации возникают у вас при слове “электричество”?

Варианты ответов:

  • ток,
  • электрические приборы,
  • электрон,
  • амперметр,
  • молния,
  • и другие.

УЧИТЕЛЬ: Вот очень интересное электрическое явление: молния! Молния – это электрический искровой разряд в воздухе, т.е. электрический ток. Есть в молнии завораживающая тайна. Недаром к описанию этого явления обращались многие писатели и поэты:

Сквозь листья дождик пробирался,
Вдали на тучах гром катался,
Блистая, молния струёй
Пещеру тёмну озаряла…(М.Ю. Лермонтов)

или:

И молния сбегает змеем,
И дали застилает дым…(И.В. Гёте “Фауст”)

Но вернёмся к прозе жизни – определим величины, характеризующие молнию. Решим простую задачу.

  1. Решение задачи у доски.

Средняя длительность разряда молнии 0,2 мс. За это время в молнии протекает заряд равный 4 Кл. Определите силу тока при разряде молнии.

Дано:
t = 0,2 мс
q = 4 Кл
I - ?
Си:
0,0002 с
Решение:
I = q / t
I = 4 Кл / 0,0002 с = 20000 A

Ответ: I = 20 кА.

УЧИТЕЛЬ: У нас получился ответ I = 20 000 A.

Это очень большая сила тока! Чтобы зрительно представить себе результат воздействия тока такой величины, я что-то покажу вам (показывает фульгурит). Вопрос: Что у меня в руках? Ответ: Это результат удара молнии в песок. В научной литературе это называется фульгурит (от латинского fulgur, что означает молния), в просторечии – громовая стрела, иногда – чертов палец. Песок от удара молнии расплавился и превратился в камень. Это ещё раз подтверждает большую энергию этого природного явления.

В жизни мы постоянно используем электрическую энергию, имеем дело со множеством электрических приборов. Конечно же напряжение, при котором работают эти приборы и сила тока, далеко не такие, как при разряде молнии, тем не менее иногда достаточно неосторожного обращения с напряжением в несколько десятков вольт, чтобы получить крупные неприятности.

Каждый из нас должен ясно представлять себе опасности, связанные с электрическим током. Принято считать безопасным для человека ток I = 1 мА, ток I = 100 мА приводит к серьёзным повреждениям.

Вопрос:  От чего зависит сила тока?

Ответ:

  • От сопротивления.
  • Чьё это сопротивление?
  • Сопротивление человека.
  • А ещё от чего зависит сила тока?
  • От напряжения. Как внешний фактор, напряжение в разных ситуациях может быть разным.

А сейчас мы на конкретных примерах, взятых из нашей повседневной жизни, определим силу тока, протекающего через человека при разных условиях.

  1. Работа в группах.

Задания группам:

  • При выполнении лабораторной работы ученик использовал источник напряжения 4 В. Определите силу тока, который пройдёт через ученика, при его контакте с выходными зажимами источника, если сопротивление от одной руки до другой 15 кОм.
Дано:
U = 4 B
R = 15 кОм
I - ?
Си:
15 000 Ом
Решение:
I = U / R
I = 4 В/ 15 000 Ом = 0,0003 A = 0,3 мА

Ответ: I = 0,3 мА.

  • Найдите силу электрического тока, который пройдёт через организм человека, если он коснётся руками сетевых проводов, находящихся под напряжением 220 В, если сопротивление человека 15 кОм.
Дано:
U =  220 B
R = 15 кОм
I - ?
Си:
15 000 Ом
Решение:
I = U / R
I = 220 В/ 15 000 Ом = 0,015 A = 15 мА

Ответ: I = 15 мА.

УЧИТЕЛЬ: Проанализируем полученные результаты.

Вопросы:

  • Какие результаты получились?
  • Что вы можете сказать о величине тока?
  • Опасен он для человека или нет?

УЧИТЕЛЬ: При выполнении лабораторных работ мы пользуемся источником питания с выходным напряжением 4 В. Это напряжение можно считать безопасным, в этом мы только что убедились, решая задачу. А с напряжением U = 220 B - лучше не шутить.

На сегодняшнем уроке мы вспомнили о некоторых проявлениях электричества в природе – это молния; зрительно убедились в огромной энергии, таящейся в этом грозном явлении природы. Хорошо знаем об использовании электроэнергии в быту. Электричество даёт нам свет, тепло, заставляет работать всю домашнюю технику, но мы убедились и в том, что электричество может быть и опасным, поэтому при использовании электрической энергии мы должны выполнять правила техники безопасности.

А теперь пришло время вернуться к фразе, с которой мы начали урок, и закончить её. Ваши варианты:

  • опасно
  • страшно
  • надо пользоваться осторожно.

Итак, вернемся к названию темы нашего урока и закончим ее словами: электричество – это просто и интересно, но с ним нужно обращаться осторожно.

  1. Игра “Верите ли вы…”

Говоря об электрических явлениях не мешало бы сказать и о людях, именами которых названы законы, а также многие единицы измерения физических величин. И сейчас мы сыграем с вами в игру, в процессе которой узнаем некоторые любопытные факты из жизни учёных. Игра называется “Верите ли вы…”. Если да – поднимаете зеленую карточку, нет – красную.

Начинаем.

  1. Верите ли вы, что портрет Бенджамина Франклина, благодаря которому мы сейчас пользуемся громоотводом, понятиями “положительный” и “отрицательный” заряды, изображён на денежной купюре? Да. На 100 $ купюре, но не за работы по физике, а за политическую деятельность. В Америке он по сей день является одним из самых почитаемых людей за всю историю США.
  2. Верите ли вы, что известного физика Э.Резерфорда его ученики называли “крокодилом”? Да. Потому что крокодил – единственное животное, которое не пятится назад.
  3. Верите ли вы, что один из учителей молодого Эйнштейна вошёл в историю, сказав, из этого ученика получится блестящий учёный? Нет. Его учитель греческого вошёл в историю, сказав, что из Эйнштейна никогда ничего не получится.
  4. Верите ли вы, что будущий известный учёный Алессандро Вольта, будучи ребёнком, очень рано начал говорить: в возрасте 1 года он говорил целыми предложениями? Нет. Его считали немым до тех пор, пока в 4-х летнем возрасте он не произнёс своё первое слово “нет”!
  1. Рефлексия

До конца урока у нас осталось 5 минут, и я вам предлагаю провести эмоциональную рефлексивную самооценку. Для этого я вас попрошу написать синквейн. Предлагаю два слова: электричество и молния.

Синквейн (пятистрочное выражение):

  • имя существительное (слово)…
  • 2-3 прилагательных…
  • действия…
  • эмоции…
  • ассоциации…
  1. Подведение итогов
  2. Домашнее задание: задание на карточках, повторить § 36-55.

Закончить урок мне хотелось бы следующим четверостишием:

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?