Урок чтения по теме "Д.Н. Мамин-Сибиряк. "Медведко"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Через знакомство с произведением показать важность правильного взаимоотношения человека и природы.
  • Формировать внимательное отношение к языку художественного произведения.
  • Развивать умения высказывать свое отношение к прочитанному.

Материалы для урока: портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, напечатанные слова.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа и постановка цели урока.

Учитель:  Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с произведениями нового раздела. Прочитайте его название.

Дети: “Животные в нашем доме”

Учитель: Как вы думаете, о каких животных должны быть произведения, если раздел называется “Животные в нашем доме”?

Дети: Собаки, кошки.

Учитель: А почему их называют домашними?

Ответы детей

Учитель:  Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных?

Ответы детей

Учитель: Но, к сожалению, человек иногда бездумно вторгается в жизнь дикой природы, существующей по своим законам. А что из этого может получиться, мы и узнаем, прочитав рассказ Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка “Медведко”. Признаюсь, слово это для меня новое. Я встретила его впервые, когда знакомилась с творчеством этого писателя. Прочитайте это слово про себя.Как его хочется произнести?

Дети: Нежно, ласково, по-доброму.

Учитель: Давайте произнесем слово в слух.

Дети  читают.

Учитель:  А кого же назвали этим трогательным словом?

Дети высказывают свои предположения, затем рассматривается иллюстрация к рассказу.

Учитель: Что произошло с медвежонком, мы узнаем, конечно же, прочитав рассказ. А анализируя его, нам нужно постараться понять и сделать вывод, какими должны быть взаимоотношения человека и природы? (Вопрос написан на доске) .

  1. Словарная работа.

Учитель: При чтении вам встретятся слова, значение которых, возможно, не всем известно:

  • Экипаж многозначное слово, в данном случае означает лошади с повозкой;
  • Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже;
  • Гимназисты – ученики учебного заведения в дореволюционной России;
  • Ларь – большой деревянный ящик с крышкой для хранения зерна или муки;
  • Кухарка – прислуга на кухне, готовящая пищу;
  • Стремглав – очень быстро, стремительно.
  1. Восприятие произведения и работа по его содержанию.

Учитель:  Рассказ напечатан в учебнике с небольшими сокращениями.

Чтение первой части детьми вслух. Беседа после чтения первой части:

  • Кто в этом произведении рассказчик?
  • Как медвежонок оказался у него в доме?
  • Как автор описывает медвежонка?
  • Найдите и прочитайте это описание. (Выборочное чтение)
  • Каким словами называет автор медвежонка?

Учитель вывешивает на доску слова: медвежонок, славный, забавный, как котенок, милый, зверек, как ребенок.

  • Как вел себя медвежонок в новом месте?
  • Как отнеслись к нему гимназисты?
  • Почему барин решил оставить зверька у себя?

Чтение второй части про себя. Беседа после чтения:

  • Что показалось вам забавным в поведении медвежонка?
  • Изменяется ли отношение рассказчика к медвежонку?
  • Что его раздражает?
  • Как автор показывает это?

Чтение третьей части учителем. Беседа после чтения:

  • Что случилось в гостиной?
  • Куда потом поместили медвежонка?
  • Чем это закончилось?
  • Где он провел следующую ночь?
  • Как теперь называют медвежонка?

Учитель вывешивает на доску слова: упрямый зверь, гость, зверина, виновник скандала, поганый зверь.

Чтение четвертой части учащимися “цепочкой”. Беседа после чтения:

  • Как думаете, почему Медведко не прижился в доме?
  • Хорошо ли ему было, когда его перебрасывали из дома в дом?

По ходу чтения у нас образовалась такая цепочка слов, которыми рассказчик называет медвежонка. Давайте прочитаем эти слова с нужной интонацией и проследим, изменяется ли отношение окружающих к животному и как.

Дети:  От умиления и восторга до возмущения и негодования.

Учитель:  Прочитайте еще раз последний абзац произведения. Что автор говорит этими словами?

Дети: Барин очень рад, что избавился от медвежонка.

Учитель: Почему разрушилось равновесие между природой и человеком? Правильно ли поступил человек, когда взял в дом дикое животное?

  1. Анализ произведения.

-А сейчас подумайте и расскажите, как может сложиться жизнь медвежонка в дальнейшем.

Дети предполагают, что медвежонок вернется в лес и найдет там свою маму; он попадет в цирк и ему там понравится; его увезут в зоопарк, и он там будет хорошо жить и т. д.

Учитель: Из ваших рассказов видно, что все вы хотите, чтобы медвежонку было хорошо, и это меня радует. И автор – Д.Н. Мамин-Сибиряк, хотя и называет от имени барина обидными и грубыми словами медвежонка, но название дает рассказу очень нежное. Значит, как он относится к животному?

Дети: С любовью, с заботой, он переживает за него.

Учитель: Отец Д.Н. Мамина – сибиряка был священником и учителем и прививал сыну любовь к величавой природе Урала, где они жили. И, когда Дмитрий Наркисович вырос, он поступил на ветеринарное отделение медицинской академии, т.е. хотел лечить зверей. Но нехватка денег не позволила ему закончить академию. И он стал писать статьи и рассказы, в которых главной темой стали, конечно же, животные. Своими произведениями писатель часто предупреждал своих читателей для их же блага и для блага животных от ненужного вторжения в жизнь природы.

Так и в этом рассказе мы наблюдаем, что сначала взаимоотношения между человеком и медвежонком добрые. Но даже и такие дружественные чувства человека нарушают в существовании животного естественный мир природы. И медвежонок, лишенный привычной среды обитания, страдает и мучается, и люди, взяв в дом забавного, на первый взгляд, зверька ничего кроме неприятностей и досады не приобрели от общения с ним.

И сейчас я прочитаю, как заканчивает свой рассказ писатель.

Учитель читает из книги (без сокращений): “О дальнейшей судьбе “Медведко” знаю только то, что он околел месяца через два”.

Реакция детей неоднозначная. Они невольно делятся своими мнениями.

Учитель: Так как же мы можем ответить на вопрос нашего урока?

Дети: В природе все взаимосвязано. И человек, разумно относящийся к природе, сделает и свою жизнь только лучше, и не навредит, а может быть даже и поможет животным, растениям, всему, что есть на Земле.

  1. Итог урока.

Учитель: Я хочу, чтобы итогом этого урока стало стихотворение Бориса Заходера “Про всех на свете”

Все – Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
. . .
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все – Все,
Все на свете,
На свете нужны, и это все дети
Запомнить должны!

  1. Рефлексия.

Учитель: Урок наш подошел к концу. Какие чувства он у вас вызвал?