Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений
- к родителям
- к коллективу
- к окружающим
- к обществу
- к Родине
- отношений к труду
- к своим близким
- к самому себе
Нравственное формирование человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения. Перед учителем стоит задача проводить эту работу систематически и целенаправленно.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе.
Учение ребенка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны.
Но в образовательном отношении особая важность отводиться урокам нравственности.
Уроки нравственности – новое направление в содержании школьного образования. На уроках я использую учебно-методический комплект, в который входит:
- книга для чтения “Азбука нравственности”, автор Э.П. Козлов и др.
- рабочая тетрадь
- методическое пособие для учителя.
Основное содержание учебной работы по курсу “Азбука нравственности” cводится к направлению “Нравственные правила и поведение”. Это направление предусматривает работу по следующим разделам:
- Правила поведения в школе
- Как быть аккуратным
- Правила вежливости
- Как быть трудолюбивым
- Базовые моральные представления
- Общение с окружающими
- Школьный этикет
- Культура поведения
Процесс нравственного образования предполагает преемственность определенных общих положений, которые проходят единой нитью через все классы, все уроки и, так или иначе, раскрывают содержание этих уроков. Одновременно содержание не просто повторяется, но и обогащается новыми чертами, новым уровнем обобщений и связями с другими явлениями действительности.
Материал для уроков стараюсь подбирать с учетом его как позитивного, так и негативного воздействия на сознание ребенка. Но при этом стараюсь не отступать от народной традиции, что добро побеждает зло. Уже в первом классе основное внимание уделяется ознакомлению детей с правилами культуры поведения:
- на уроке - в столовой
- на перемене - в библиотеке
- в раздевалке - в общественном месте
Мы начинаем с правил вежливости, которую дети проявляют в ограниченном числе ситуаций, хорошо знакомым им, с форм проявления вежливости, которые также ограничены (например, “волшебные слова”), с ряда действий (встать при приветствии, ответе и пр.).
Постепенно курс от отдельных правил поведения переходит к обобщенным положениям, включающим ряд правил объединяющих их устойчивое выполнение каждой личностью, в нравственные качества, а позднее в группу взаимосвязанных качеств: (например, группу качеств, связанных с преобладанием волевых качеств (решительность) или с эмоциями (нетерпеливость). Объединение качеств может быть связано с местом, обстоятельствами, в которых проявляются те или иные качества (содержание и форма поведения).
Дети постепенно подводятся к мысли, что именно правила нравственного поведения определяют отношения с другими людьми.
Если правила соблюдаются, то отношения между людьми складываются хорошие, доброжелательные, если же не соблюдаются, то отношения складываются неблагоприятные.
От класса к классу усиливается переход к самосознанию, самоизучению, самовоспитанию. Постепенно, шаг за шагом создаётся основа для создания “образ-Я”.
Выполнение правил является тем показателем, по которому можно судить о воспитанности детей. При построении уроков нравственности надо учитывать психологические особенности младших школьников:
- эмоциональность
- преобладание наглядно – образного мышления
- конкретность
Поэтому часто уроки нравственности выходят за свои традиционные рамки и проводятся в самых разнообразных формах:
этические беседы (основная форма работы)
- ролевые игры
- утренники
- работа в малых группах
- инсценировки
- конкурсы
- читательские конференции
- викторины и т.д.
Безусловно, главной формой работы на уроке является этическая беседа. Коллективное обсуждение важных для детей вопросов, как бы объединяет их в общем мнении, совместном принятии и одобрении тех или иных норм. Беседы способствуют уточнению нравственных представлений, обогащению и оценке имеющегося у детей опыта, приобретению знаний “впрок” для новых впечатлений, готовит их к действию, выбору поведения в новых условиях.
Очень интересно прошли беседы на уроках по темам:
- Друзья Мойдодыра
- Что такое взаимопомощь
- Что такое справедливость
- Надо быть бескорыстными
- Добро и зло
- и другие
В конце урока ребята, как правило, получают домашнее задание:
- нарисовать картинку
- прочитать книжку
- выполнить любую творческую работу по желанию.
Если ребята, по началу, задания выполняли не все, то, конечно же, никаких порицаний они не получали, главное – мы обязательно отмечали тех, кто принес работу. В результате работы, мы пришли к выводу, что нам необходим урок- отчет по домашним работам. И такие уроки мы стали проводить один раз в четверть. На них ребята выступали со своей творческой работой. В классе практически не осталось учеников, кто не выполнял домашнее задание. И раз от разу работы и выступления детей становились всё интереснее и интереснее.
Хочется рассказать и о других формах работы, где дети могут применить свои полученные знания. Остановимся на некоторых из них.
4-й класс. Раздел: Школьный этикет. Тема: Как встретить и отметить праздник.
Это занятие прошло у нас как урок-праздник “Моя мама самая, самая…”
Цель: необходимо, чтобы ребенок понял, что праздник только тогда становится праздником, если его ждёшь, готовишься к нему, зовёшь друзей и близких, чтобы они разделили с тобой веселье.
При подготовке к этому занятию, мы разослали всем мамам приглашение на праздник с просьбой рассказать что-нибудь интересное о своем увлечении, любимом занятии. Сами ребята писали сочинения о своих мамах, делали поздравительные открытки, украшали класс к приходу гостей. На празднике мамочки представляли свои таланты:
- рассказывали, как можно красиво украсить праздничный стол,
- читали стихи своего собственного сочинения,
- представляли свое рукоделие (вязание, вышивку, шитьё, лепку)
- некоторые родители принесли свои рисунки и фотографии и рассказали об истории этих работ,
- были у нас и чудо – кулинары со своими национальными блюдами.
Нам очень повезло, что одна мамочка работает в нашей школе учителем химии. И мы все отправились в её кабинет, знакомиться не только с ней, но и с чудесами химии. Ирина Николаевна демонстрировала ребятам опыты:
- “извержение вулкана”
- “выращивание большой змеи”, которая появлялась при сгорании смеси веществ. Ребята словно побывали в стране чудес.
Были и такие мамы, которые не смогли присутствовать на празднике сами, тогда ребята проявили чудеса смекалки. Мы слушали кассету с записью песни мамы Озембловского Лени. Демин Максим принес видеозапись, где они с мамой вместе танцевали (Максим несколько лет занимается бальными танцами).
Восторг, удивление и гордость светились в глазах ребят на протяжении всего праздника.
Не забыли мы и тех мам, которые, к сожалению, не очень серьёзно отнеслись к нашей идеи, не пришли на праздник сами и ничего не подготовили. Всем таким ребятам мы предоставили слово, и они прочитали свои сочинения, которые были подготовлены заранее. В конце праздника наши мамы получили грамоты – награды: Умелые руки”, “Звонкий голос”, “Чудеса в решете”, “Садовод-волшебник”, “Классный” поэт”, “Лучший танцор” и т.д.
Каждый ребенок вручил своей маме золотую медаль (шоколадную). А учитель получил медаль в номинации “Самая “классная” мама”.
Не менее интересно прошло другое занятие в 4-м классе. Раздел: Как быть трудолюбивым. Тема: Почему человек становится лучше, когда трудится
Это занятие прошло в виде защиты проекта: “Что за прелесть эта шляпка”.
Цель: показать значение труда для развития способностей человека, его взаимоотношений с другими людьми.
Класс был разделён на две группы (участники – девочки и жюри – мальчики). Все девочки готовили и представляли свои шляпки, рассказывали, как они их сделали, из чего, какой образ хотели передать, подбирали музыку для демонстрации.
Мальчики были у нас в жюри, выбирали лучшие работы, старались мотивировать свой выбор, быть справедливыми. Надо сказать, что жюри было на “высоте”. Никто не остался без внимания. Ребята придумали столько номинаций, сколько было участниц проекта:
- “Самая элегантная шляпка”
- “Самая поэтичная шляпка”
- “Самая экзотичная шляпка”
- “Самая неземная шляпка”
- “Самая деловая шляпка”
- “Самая женственная шляпка” и т.д.
Хочется рассказать о занятии в 3-м классе. Раздел: Культура поведения. Тема: Слово лечит, слово и ранит.
Цель: показать детям значение слова в общении, отношениях людей, объяснив, что слово может быть и поступком.
На этом занятии все ребята изготовили из цветной бумаги цветок “вежливости”. На каждом лепестке они записали “вежливые” слова. Затем весь класс разделился на четыре команды, и каждая команда выбрала один из лепестков цветка. Перед ребятами стояла задача: подготовить миниинсценировку, в которой они спрячут свое “вежливое” слово, а другие команды должны это слово отгадать.
Сценки для инсценирования могут быть такими:
- ученик опоздал в класс, ему надо войти на урок
- ребята обедают в столовой, им надо поблагодарить повара
- ученик заболел, его пришёл навестить друг, ему надо подбодрить своего товарища, и т.д.
Несколько слов о работе в 3-м классе. Раздел: Поведение в школе. Тема: Общее дело - забота каждого.
Цель: для выполнения общих дел нужна взаимопомощь.
В нашей школе находится музей боевой славы 17 стрелковой дивизии народного ополчения. Наш класс получил задание восстановить альбом, отражающий героический путь 17 стрелковой дивизии.
Для выполнения этого задания:
- ребята распределил между собой всю работу
- продумали её выполнение по времени
- провели работу по сбору дополнительного материала
- выполнили общее намеченное дело
- подвели итоги (что сделано, как)
Для выполнения этого задания, ребята неоднократно побывали в школьном музее, встретились с ветеранами Великой Отечественной войны, активистами нашего музея. Результат работы ребят – восстановленный альбом – хранится в музее на почетном месте.
В продолжение военно-патриотического воспитания, хочется сказать о работе в 4-м классе. Раздел: Школьный этикет. Тема: Подарки к торжествам и праздникам.
Цель: отношение к подаркам, которые ты даришь и получаешь. Научить дарить то, что может порадовать. Научить правильно преподносить подарки.
На уроках труда и изобразительного искусства дети готовили подарки ко “Дню Защитника Отечества” - рисунки, открытки, аппликации.
На урок нравственности дети принесли свои поделки, мы с ними обсудили, почему родителям (папам) будет гораздо приятнее получить подарок, который изготовлен своими руками, нежели куплен в магазине.
Ребята разделились на группы и разыгрывали сценки, как подарить подарок и как его получать.
На этом же занятии прошла работа в группах по изготовлению подарка для Совета Ветеранов Войны. Из приготовленных заранее фигурок и заготовок, ребята выполнили работу-коллаж на военную тему.
Не менее интересна работа, где используется преемственность поколений.
В прошлом году я выпустила ребят из начальной школы в 5-й класс. Ребята много узнали на наших уроках нравственности, многому научились. И теперь они могут стать моими помощниками.
1-й класс. Раздел: Общение с окружающими. Тема: Твои старшие товарищи.
Это занятие-праздник под названием “Посвящение в ученики”. Пятиклассники вместе с первоклассниками подбирали стихи к нашему занятию. Помогали малышам учить клятву ученика, проверяли их. Готовили совместные сценки и рисунки.
На праздник пришёл весь пятый класс. А как были довольны первоклассники, и какая гордость звучала в их словах: “У нас появились старшие друзья!” А старшие друзья рады почувствовать себя взрослыми и поделиться тем, что уже умеют сами. И теперь слова клятвы первоклассника:
“Мы в большом и малом деле
С другом радости разделим,
Дружбою не поступлюсь,
В этом тоже я клянусь!”
очень часто повторяются в нашем классе.
Пятый класс идет вперед и осваивает новые нравственные нормы, а первоклассники только в самом начале своего пути. Но тех и других ждёт много новых интересных открытий на уроках нравственности.