Материалы к заседанию педагогического совета школы на тему "Критерии успешности учителя"

Разделы: Администрирование школы


Приложение 1. Презентация

  • Слайд 2 - Анкета. В начале работы, когда педагоги начинают собираться на педагогический совет, проводится диагностика психологического состояния учителей. Результаты этой диагностики будут свидетельствовать об эмоциональной удовлетворенности учителей проделанной работой.
  • Слайд 3 – Тема педсовета, эпиграф.
  • Слайд 4 – Цель педсовета. Задачи педсовета:
  • Слайд 5 – План проведения педсовета:
  • Слайд 6 – Обоснование выбора темы.

“Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить” (Лизинский В.М.).

Как известно, учителя в формулу “знания — умения — навыки” не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. И задача этого педсовета не оценить того или иного учителя, а выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно.

Результатами работы любого учителя являются: знания, умения и навыки; воспитанность; здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.

Материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим педагоги должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это. Условно все критерии можно разделить на три группы: педагогические; психологические; личностные.

  • Слайд 7 – Педагогические критерии успешности учителя.

О работе учителя, во-первых, судят по конечному результату, поэтому

Первый критерий — это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам окружных, городских контрольных работ. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не по наслышке.

Второй критерий — уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Это: учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации); учебно-логичекие умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.); учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.)

Третий критерий — состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. “Учитель — это человек, который учится всю жизнь...” Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Четвертый критерий — образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.

Пятый критерий — способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида: размышления, претворенные в действие (т. е. придумал и сделал); размышление по поводу совершенных действий (т. е. анализ совершенного) — рефлексия. Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Шестой критерий — инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

  • Слайд 8 – Анкета: Исходя из сказанного, предлагаем ответить на следующие вопросы:
  1. Какие материалы по психологии, педагогике, методике вы прочитали за последнее время?
  2. Какие у вас были педагогические открытия, возможно, переоценка ценностей?
  3. Уроки по каким темам прошли у вас наиболее эффективно, интересно? В чем ваша творческая удача?
  4. Прогресс каких учеников вы смогли бы отметить по сравнению с уровнем предыдущих лет обучения?
  5. Какие материалы вы подготовили в методическую копилку нашей школы?
  • Слайд 9 – Психологические критерии успешности учителя.

“Настоящее образование, писал в свое время Добролюбов, — это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему”. Ушинский писал, что “недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность”. Рассмотрим вопрос об успешности учения, его зависимости от того смысла, который имеет для ребенка изучаемое им.

Первый критерий — интерес, мотивация

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями. “Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего — создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом. Как сохранить и поддержать любознательность ребенка? Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного неблагополучия. Я часто думаю о том, что из-за некоторых странны обстоятельств школа делает все возможное, чтобы забить в детях живое, естественное любопытство, поиск необычного в мире, в котором они живут.

Второй критерий — сознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться – долг ребенка. Конечно, первоклассник, второклассник знает, зачем он учится. Но разве это заставляет его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания? Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может, он хочет получать пятерки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе, в глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы ребенок усвоил объективное значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению. Формальное преподавание — это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям. “Науку — писал Герцен, — надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее. И в учении то же, чтобы не формально усвоить, нужно не “отбыть” обучение, а “прожить” его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.

Третий критерий — взаимоотношения в системе “учитель -ученик”. В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обуславливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся. Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений по мере того как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее к подражанию и самообучению. С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду, обусловленному движением от элементарного, операционно-технического уровня ко все более высоким уровням функционирования деятельности.

Четвертый критерий — учет индивидуальных особенностей ученика.

Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников — поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать: как на уроке создана установка быть внимательным; как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.); как организовала смена видов деятельности на уроке; как учитываются возрастные особенности внимания школьников; как организовала активность учащихся на уроке; как организовала деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания. Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие — эмоциональный, третьи — вербальный, четвертые — движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. Так, нельзя подходить с одними требованиями к оценке успехов учеников по разным дисциплинам. Высокие вербальные способности будут способствовать заучиванию текстов (стихотворений, иностранных слов, географических названий и т. д.). Если урок предполагает заучивание какого-либо материала, то время, отводимое на заучивание какого-либо материала, должно быть индивидуальным. Нужно ориентироваться на лиц с более низкими способностями, а для учеников с высокими мнемическими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключаются из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворенности, теряется интерес к уроку. Установлено, что объем запоминания не связан линейной зависимостью с прочностью сохранения. Как известно, все люди делятся на 4 группы: быстро запоминающие и медленно забывающие; быстро запоминающие и быстро забывающие; медленно запоминающие и медленно забывающие; медленно запоминающие и быстро забывающие. Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению и опросу по этому материалу. За активную работу ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодных условиях? Нетрудно ответить — ученики, способные быстро запомнить материал. Но хорошо, если они его прочно усвоили, а если он скоро забудется?

  • Слайд 10 – Личностные критерии успешности учителя.

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима. Из многочисленных существующих диагностических методик я выделила такие качества личности учителя, которые, на мой взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

Эмоциональность. В состав этого качества входит: интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств; адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся; доброжелательность реакции учителя на возбуждение; уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

Выразительность речи. Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач. К сожалению, почти все учителя приобретают “профессиональную” окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся. Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило “ТРИ О”: Общение — с хорошей литературой, искусством, природой; Общение — с интересными людьми, любовь, дружба; Общение — с самим собой — саморазвитие — время печали, творчества, размышлений.

Творческое начало личности. Учитель, как и писатель, должен строить свою “Внешнюю” и “внутреннюю” биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: “На уроке скучно!” Одностишие: Я и творить, и натворить умею.

Организаторские способности. Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать зачем). Планировать могу, могу и делать.

Чувство юмора. Дети любят разных учителей, но более всего веселых — таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В.А.Сухомлинский утверждал: “Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение — то состояние, из которого учитель часто не находит выхода”. Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку. Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

Настойчивость, дисциплинированность. Два эти качества характеризуют развитие воли учителя. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность — это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

  • Слайд 11 – РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТЫ для УЧЕНИКОВ.

Таким образом, еще раз выделяем названные критерии успешности учителя:

Педагогическая деятельность: Уровень обученности ЗУН. Уровень сформированности ОУУН. Инновационная работа. Самообразование, исследовательская работа. Образование, квалификация. Самоанализ, самодиагностика.

Психолого-педагогическое ОБЩЕНИЕ: Интерес, мотивация. Сознательное обучение. Отношение "учитель ученик". Учёт индивидуальных особенностей ученика.

Личность УЧИТЕЛЯ: Эмоциональность. Выразительность речи. Творческое начало личности. Организаторские способности. Чувство юмора. Настойчивость, дисциплинированность.

  • Слайды 12-13 – Методические рекомендации: Профессиональный портрет современного учителя. Критерии успешности учителя) - РАЗДАТЬ (2 шт.)
  • Слайд 14 – Анкета для учителей - Далее всем участникам педсовета раздается анкета для выбора приоритетных критериев успешности для конкретного коллектива, где каждому критерию присваивается соответствующий балл: 0 — незначимый критерий, 1 — менее значимый критерий, 2 — значимый критерий, З — наиболее значимый критерий.

Обработку анкеты по удовлетворенности жизнедеятельностью школы проводят организаторы педсовета. После окончания работы ведущий подводит итог и на основе получившихся результатов выделяет приоритетные критерии работы школы.

  • Слайды 15-22 – Проблемы профессиональной деятельности учителя.
  1. В начале профессиональной деятельности (стаж до 6 лет) – формирование стиля:

“Если на данном этапе жизни у человека отсутствует надлежащее качество энтузиазма, то в такой жизни немного будет предпринято и еще меньше совершенно”. (Английский писатель С. Смайлс).

Проблемы: низкий материальный уровень; нагрузка до 30 ч и более; ситуация не соответствует подготовке в вузе (недостаток опыта и знаний); желание самоутвердиться; сложность приспособиться к нормам и принципам школы; большая часть сил и времени уходит на подготовку к урокам; перенапряжение, неумение переключать внимание, отделять главное от второстепенного.

Главные вопросы: Как добиться взаимопонимания с учащимися? Как завоевать авторитет в глазах учеников? Что значит найти свое место в педагогическом коллективе? Как вести себя в каждом конкретном случае?

  1. Этап профессиональной зрелости - 1.(от 7 до 15 лет стажа); 2.(от 16 до 25 лет стажа)

“Истинный деятель, вступив на путь, сразу видит перед собой столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет что-нибудь сделать”. (Ф.М. Достоевский)

Период лидерства и мастерства. Стабильный период (33 – 40 лет): профессия – главный смысл деятельности, повышенная величина рабочего времени, наибольшая нагрузка у учителей русского языка и литературы, затем у математиков, начальных классов, в воскресенье 60 % учителей работают, а среди учителей русского языка и литературы 80 % .

Главные вопросы: “Что я сделал? Неужели это будет моей жизнью и впредь? Я должен. Профессия – главный смысл деятельности”.

Общие проблемы: коммуникативные нагрузки: с учениками разного возраста учитель говорит 6 – 10 часов в сутки; за урок учитель предъявляет около 100 требований учащимся; неудовлетворенность бытовыми условиями (приблизительно 60 % учителей); неудовлетворенность работой классного руководителя (приблизительно 40 %); непонимание в коллективе (приблизительно 50 %); несправедливость действий руководства (17 %); нет социального признания. 10 – 15 лет – педагогический кризис – пополнение “золотого фонда” педагогических кадров.

Причины: 1. нет отдачи; 2. “механизм мастерства” (при объективно эффективной работе субъективно нет чувства новизны, увлеченности, удовлетворения); 3.взаимоотношения с коллективом.

  1. После 25 лет стажа

“Настоящая жизнь начинается в 50 лет. В эти лета человек овладевает тем, на чем основываются истинные достижения, приобретает то, что можно отдавать другим, познает то, чему можно учить, расчищает то, на чем можно строить”. (У. Бок).

Считается, что 50 лет – пик писательского мастерства (проза), 55 лет – исторических исследований, 60 – политической деятельности (власти). “Учителя после 50-ти – это те, на которых держится школа”. Исполнительность, ответственность, трудовой патриотизм – для них характерны.

Типичные проблемы: ощущение одиночества в семейной сфере (более 80%); психофизиологические и нервно-эмоциональные перегрузки, состояние здоровья (70 %); дефицит общественного признания, неудовлетворенность своим положением в педколлективе.

Универсальный выход: Если мы не можем изменить обстоятельства, то изменим свое отношение к ним, изменим себя, поработаем над собой.

  • Слайд 23 – Выступление коллег: Додоновой М.Н., Лохман Н.И.
  • Слайды 24-25 – Анкета: После завершения работы педсовета перед принятием решения повторно проводится диагностика психологического состояния учителей. Результаты этой диагностики будут свидетельствовать об эмоциональной удовлетворенности учителей проделанной работой.
  • Слайд 26Литература.
  1. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. - М. Учебно-методический коллектор, Психология, 1999
  2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.
  3. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. - М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001
  4. Шадриков В.Д., Акисимова Н.П. Познавательные процессы и способности в обучении. - М.: Просвещение, 1990.

Приложения

  1. Приложение 2. Анкета для учителя.
  2. Приложение 3. Анкета для учеников.
  3. Приложение 4. Методические рекомендации. Профессиональный портрет современного учителя.
  4. Приложение 5. Методические рекомендации. Критерии успешности учителя.
  5. Приложение 6. Анкета для учителей. Выбор приоритетных критериев успешности коллектива.
  6. Приложение 7. Определение психологического состояния методом цветописи.