Формы повышения орфографической грамотности учащихся (из опыта работы)

Разделы: Русский язык


Существует мнение, что проблема грамотности учащихся давно и благополучно решена. Но как показывают наблюдения, уровень грамотности в последние годы не повысился, а скорее понизился. Учащиеся допускают много ошибок не только в диктантах, сочинениях, изложениях, но и при списывании упражнений из учебника. Этот факт волнует учителей-филологов, и они ищут все новые и новые приемы и методы, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика.

Как научить детей предвидеть возможные ошибки, быть внимательным к слову, то есть как развить орфографическую зоркость? В работе над привитием навыков письменной речи особое значение приобретает наличие определенной системы работы. Если даже система, принятая учителем, и не совершенна (педагогическая мысль непрерывно развивается, ищет и находит более современные способы образования), все же она избавляет от случайных мероприятий, экономит время, которое тратится более рационально.

В 5-8 классах каждый урок по языку начинается с лингвистической разминки: пишем словарный диктант на определенную орфограмму. На четырёх уроках учащиеся записывают и запоминают по 7-8 слов, а на пятом уроке изученные слова с конкретной орфограммой пишутся как контрольный словарный диктант. Можно провести проверку, взаимопроверку и самопроверку работы. При написании слов повторяются правила правописания слов, причем эти же слова могут употребляться для закрепления пройденной темы. Например, даются такие задания, как:

  1. Составить предложение с обособленным деепричастным оборотом.
  2. Составить предложение с придаточным образа действия.
  3. Составить сложносочиненное предложение и т.д.

Обязательным условием при составлении предложений является употребление изученных слов.

Еще один путь повышения качества знаний – это работа над ошибками. Часто можно видеть, что работа над ошибками, допущенными учащимися в письменных работах ведется без определенной системы. Иногда учитель требует, чтобы ученик 3-4 раза написал слово, в котором допущена ошибка, составил с этим словом или словосочетанием предложение. Такая работа бесполезна, так как не способствует развитию мышления, памяти ученика, совершенствованию его знаний. Анализируя ошибки учащихся, надо искать причины их возникновения. Ученик может допустить ошибки, потому что не знает правила, или же правило знает, но не применяет его при письме, не понимает смысла того, о чем пишет и т.д.

Следует уделить особое внимание на работу над ошибками. Каковы этапы урока «Работа над ошибками»?

  1. Сообщение результатов выполнения работы. Словесное поощрение тех учеников, кто имеет хоть небольшие сдвиги в лучшую сторону.
  2. Объявление темы урока (тем ученикам, которые не допустили ошибки, можно дать небольшую творческую работу).
  3. Анализ ошибок.
  4. Выписать ошибки с объяснением, доказательством правильного написания. Учащиеся выполняют работу над ошибками в виде таблицы.

Пишу правильно

Объясняю Закрепляю
Некто

Под ударением пишется е

Нечто, некого, нечего

В 7-11 классах учащиеся работают самостоятельно, пользуясь справочниками.

  1. Выборочный диктант с использованием слов с допущенной ошибкой, вставить буквы или из списка слов выбрать только те слова, которые относятся к этой же орфограмме.
  2. Самостоятельная работа (примерно на 5-6 минут) – списывание слов с пропущенными буквами, выборочный диктант на это же правило и т.п.
  3. Домашнее задание (дифференцированное).
  4. Итог урока.

На последующих уроках тех учащихся, которые допустили ошибки, я держу в поле зрения и в каждом удобном случае именно им даю задание: прокомментировать, доказать, объяснить слова на то правило орфографии, которое было нарушено.

Для обеспечения грамотности на уроках большое значение имеет работа по предупреждению ошибок. Это может быть:

  1. Проведение звукового анализа слов с последующим проговариванием.
  2. Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид работы предполагает большую самостоятельность учащихся.
  3. Комментированное письмо основывается также на проговаривании по слогам, но уже с обоснованием правописания, подбор справочного проверочного слова. Здесь важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед.
  4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала диктуются слова так, как они пишутся, а дети «эхом» повторяют его по слогам хором, шепотом, а затем записывают.
  5. Письмо по памяти.
  6. Творческие работы (составление предложений по опорным словам).

В заключение хочется еще раз сказать, что работа над ошибками – это, прежде всего, актуализация знаний. Такая работа приносит пользу, так как учитель систематически обращает внимание учащихся на трудные случаи написания слов, мобилизует их внимание на орфографию.

Таким образом, классификация ошибок, предупреждение и объяснение их, а также систематическое повторение правил и регулярное выполнение упражнений, насыщенных орфограммами, способствует повышению грамотности учащихся, а учет ошибок, проводимый в процессе тренировки, будет способствовать прочности этих знаний.