Песни огненных лет (сценарий)

Разделы: Внеклассная работа


Все дальше уходит в прошлое время Великой Отечественной войны, но она никогда не забудется, никогда не померкнет подвиг нашего народа, в жестоких боях разбившего фашизм. Воевали люди, воевали пушки и танки, воевало искусство. Музыкальное искусство глубоко и правдиво раскрывало тематику военных лет. Среди них прекрасные песни, подхваченные миллионами людей на фронтах и в тылу, таких композиторов, как А.Александров, В.Соловьев-Седой, А.Новиков, М. Блантер, Н.Богословский и многие другие. Советские композиторы создали военную летопись Великой Отечественной войны. Если в довоенные годы песня помогала «строить и жить», то во время войны она помогала «жить и воевать».

На центральной сцене висит плакат:

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

В.Лебедев-Кумач

(В первом ряду сидят гости: ветераны войны и тыла , родители, учителя.)

Ведущая.

Со штыком и пулей вместе,
Песня жалит, песня бьет,
Подпевают нашей песне
Пулемет и самолет.
И слова тех честных песен звали
За отчизну биться до конца,
И от песен слезы застывали
Каплями смертельного свинца.

Высокую оценку песням военных лет дал маршал Советского союза И.Х.Баграмян: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни-призывы. Песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо были уничтожить, чтобы спасти Родину…»

Звучит песня «Священная война» композитора А.Александрова и поэта В.Лебедева-Кумача.

Ведущая. Прозвучала песня-воин, песня-полководец, песня-пророк, песня, которую по праву назвали музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.

Дорогие наши гости, уважаемые ветераны! Мы очень рады видеть вас. Праздник Победы – это не только праздник ветеранов, но и праздник детей, даже тех, кто родился вчера, сегодня. Я передаю эстафету нашим детям.

(Выходят старшеклассники.)

1-й старшеклассник.

Встать перед теми, кто падал
Грудью на лающий дот.
Кто из трясин новгородских
К нам никогда не придет.

2-й старшеклассник.

Кто согревался дыханием
В службу блокадных ночей.
Кто улетал вместе с дымом
Из бухенвальдских печей…

3-й старшеклассник.

Кто, ослепленный ракетой,
Вдруг попадал под обстрел,
Кто в умирающем танке
Вместе с бронею горел…

4-й старшеклассник.

Кто ради правого дела
Сердце готов был отдать.
Кто до последнего вздоха
Помнил приказ: «Устоять!»

Звучит первый куплет песни «Священная война».

5-й старшеклассник.

Война! Проклятая война!
Кому она нужна - скажите?
Ведь жизнь на радость нам дана…
От войн, от бед ее храните…

6-й старшеклассник.

В девяностых рождены ,
Войны не знали мы, и все же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны.

7-й старшеклассник.

Не знаем пушек канонады,
Не знаем ужасов блокады,
Одно мы знаем: нам не надо,
Войны не надо! (Все вместе.) Нет, не надо!

1-й старшеклассник.

Какие б песни мы не пели,
Поем мы песни той войны,
Давно не носят уж шинели,
Но помнить давно все о них должны!

(Ученики уходят, выходит ученик в пилотке.)

Ученик.

Как много силы в нашем слове!
Мой друг, запомни, не забудь!
Все, что мы скажем, будет вновь
Потомкам нашим как-нибудь.

Страдали мы? Да, как страдали!
Боролись мы? Земля тряслась!
Мы все прошли такие дали -
О нас легенда создалась.

(Выходят еще два ученика в пилотках.)

1-й ученик.

Все говорят, мы из железа…
Из камня - кто-то нас назвал.
А мы не камни были – люди,
Нас пули били наповал ,
Огонь сжигал, кромсали пилы.
Топор рубил и яд травил.
Но все, что жгло нас и давило, -
Узнало черный мрак могил.
Узнало в страшной круговерти,
Когда мы бились до конца –
Не поддающиеся смерти,
Любовью полные сердца!

2-й ученик.

Кто это будет, не знаю
В краю белоногих берез
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слез.
И мне не додуматься даже
Какой там ударный салют,
Какие там сказки расскажут,
И песни какие споют?
И мы-то доподлинно знаем,
Нам знать довелось на роду,-
Что было 9 мая, весной в 45-м году.

1-й старшеклассник.

С того рассвета в глубине России,
Где женщины одни и тишина,
Когда бежали, в окна голосили,
Стучали в двери: «Кончилась война!»

2-й старшеклассник.

Великий! Мы так его назвали,
Пред ним стеною дым пороховой.
Над пеплом, гарью, грудами развалин,
Им поднят стяг победы боевой.

3-й старшеклассник.

Пусть суровые ветры нам дуют в лицо.
Все пути нам, ребята, открыты.
Мы наследники воинской славы отцов,
Мы искатели, мы следопыты.

4-й старшеклассник.

Пусть за мечтой заветной следом
Летит девиз нам сквозь года!
Салют, Победа! Салют, Победа!
Во имя счастья, мира и труда!

(Все уходят.)

Звучит песня «День Победы»

Ведущая. Внимание! Слово предоставляется гостям-ветеранам Великой Отечественной войны.

(Выступление ветерана, вручение цветов всем гостям.)

Ведущая. Как точно сказали наши ведущие ребята:

Какие б песни мы не пели,
Поем мы песни той войны!

Песни военных лет – это песни о героизме и мужестве, о солдатской дружбе, о верности, о коротких минутах славы. Они учили людей стойкости и ненависти к врагу. Они поднимали настроение солдат, помогали легче переносить разлуку с близкими , вселяя веру в победу.

Дорогие ребята! К сегодняшнему празднику вы специально учили песни Великой Отечественной войны. Порадуем наших гостей-ветеранов песнями , которые они пели, ведь в них отражена их юность, их прошлое.

Начинаем «кольцовку песен» на тему «Песни Великой Отечественной войны».

В этом соревновании принимают участие 4 класса.

Правила игры.

  1. Каждая команда поет только один куплет песни и припев.
  2. Класс должен начать исполнять песню сразу же после предыдущий команды.
  3. Совещание команд по выбору очередной песни должно идти так, чтобы не мешать поющим.
  4. Если команда допустила паузу более 3-5 секунд или исполняла песню не по данной теме, то по решению ведущего она выбывает из игры; также ведущая имеет право отстранить от игры команду за шум «сверх нормы».
  5. Побеждает та команда, которая последней исполнила песню на условленную тему.
  6. С выступающей командой поют все.
  7. Жюри оценивает песню по 5-бальной шкале.

Условия:

  • массовость исполнения;
  • знание текста;
  • артистичность исполнения;
  • своевременное начало;
  • элемент новизны.

(Выступают по очереди все классы.)

Ведущая. Ребята, сегодня здесь в День Победы, в вашем исполнении прозвучали замечательные песни советских композиторов. Исполнение этих песен оказала на всех сильное эмоциональное воздействие, сплотило всех участников в воодушевляющей, увлекательной игре, где вы старались выразительно и дружно исполнить песни Великой Отечественной войны. А также помогло нам лучше запомнить композиторов-песенников, еще больше полюбить солдатские военные песни. Песни войны являются для нас не только памятником незабвенного прошлого – трагического и героического.

В годы мира и труда они помогают нам «жить», не забывать страницы истории нашей Родины. Сейчас наше жюри подведет итог «кольцовки песен».

(Выступление членов жюри. Вручение грамот, сувениров победителям.)

Ведущая. Ребята, о какой песне я вам сейчас скажу? Как она называется?

Песня композитора Д.Тухманова и поэта В.Харитонова родилась через 30 лет после Великой Отечественной войны сразу стала нам близкой и необходимой именно в этот праздник. Особенно дорого то, что песню полюбили не только те, кто боролся за Победу с оружием в руках, но и совсем молодые юноши и девушки, знакомые с войной лишь по книгам, фильмам и старым фронтовым песням.

- Как называется эта песня? (Ответы учащихся.)

Ведущая. Правильно, «День Победы». Давайте вместе споем эту замечательную песню.

Исполнение песни «День Победы» (стоя).

Ведущая. Молодцы! А теперь я приглашаю всех гостей на чаепитие. Ребята, проводим гостей к праздничному столу.