Урок математики (геометрия, 8-й класс) "Теорема Пифагора"

Разделы: Математика

Класс: 8


Пояснительная записка.

В современном образовательном пространстве использование ИКТ на уроке и внеурочных мероприятиях уже стало нормой. Учителя нашей гимназии по мере возможностей используют компьютеры и новые технологии в своей работе. А с появлением интерактивной доски в нашем учебном заведении заметно оживились и сами уроки и процесс подготовки к ним. Учителя вне уроков осваивают новые методы работы, чтобы на уроке удивить и заинтересовать своих учеников новым способом подачи материала. Наиболее привлекает внимание учащихся, да и самих учителей, тот факт, что доска сенсорная. Пока это в новинку. Но чувствуется, ребята привыкают к оборудованию, смело работают на нем, и даже в случае непредвиденной заминки подсказывают осторожному учителю выход из ситуации.

Так как компьютеры есть у большинства ребят, то и домашние задания приобретают различные вариативные виды: это и поиск необходимой информации, и рефераты, и иллюстрации, и чертежи. Часто наши ребята приносят заинтересовавший их материал на электронных носителях, скачивая их с разных сайтов, а в свободное время можно увидеть учеников и их наставников, бурно обсуждающих проблемы около компьютера. Популярны и совместные путешествия по всемирной паутине.

Для внеклассных мероприятий и для школьной газеты приходится перелопачивать много информации, многое берём из различных сайтов, мы частые посетители www.Wikipedia.org.ru, www.Elementy.ru, где есть специальная страничка для детей.

На изучение темы «Теорема Пифагора» геометрии 8 класса по программе отводится не более 4 часов. А тема настолько увлекательна, интересная, широкая по спектру применения в курсе естественно-научных дисциплин, что хочется заинтересовать и увлечь каждого ученика. А для этого все средства хороши, если раньше во время изучения этой темы мы посвящали один урок историческим сведениям касательно Пифагора, его школы, открытия этой и других теорем пифагорейцев, и мы с учениками готовили рефераты и целые постановки, то сейчас на все время изучения данной теоремы мы просто переселяемся в кабинет информатики, и работаем посредством компьютера, интерактивной доски, электронных учебников, справочников, и электронных ресурсов сети Интернет. Конкретно, пользуемся www.Wikipedia.org.ru

Для этого наиболее интересующиеся или разбирающиеся в компьютере ученики заранее подбирают по интересующей проблеме материал и готовят дублирующие презентации (на случай недоступности ресурса). Тем более, презентация будет использоваться в любом случае на последующих уроках.

Чем это отличается от старого варианта? Эстетичностью подачи материала, яркими иллюстрациями, современным способом подачи материала. Тем более метод подачи материала в глобальной сети хорош своими ссылками. Любой термин, при желании, можно рассмотреть подробнее. Кроме того наши ученики – это плоды информационного бума, они выросли на компьютерных играх и приучены воспринимать зрительные образы. Для них такой метод подачи привычнее и роднее традиционных для учителей методов.

Цели урока:

  1. Обобщение ЗУ и отработка навыков по теореме Пифагора.
  2. Приучать учащихся к работе с дополнительными источниками информации (литература, Интернет-ресурсы), к самостоятельной работе над теоретическим и практическим материалом.
  3. Развитие коммуникативных способностей, связного математического языка у учащихся; развитие интереса к предмету, к истории математики.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок – семинар.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, модем

Материал:

  • карточки с готовыми чертежами;
  • презентация в Power Point;
  • плакаты:
    • «Числа управляют человеком»;
    • Пифагорейская звезда;
    • с иллюстрациями доказательств теорем.

Учебник: «Геометрия 7-9», Атанасяна.

Оформление доски.

На дополнительной доске расположены плакаты.

Основная доска свободна для манипуляций на уроке.

На основной доске: дата урока, тема урока, необходимые по ходу урока чертежи, в середине – прямоугольный треугольник.

Ход урока

1. Организационный момент.

Шутливая формулировка теоремы Пифагора, запись которой отображается на интерактивной доске:

Если дан нам треугольник ,
И при том, с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим – таким простым путем
К результату мы придем.

На прошлых уроках геометрии мы с вами познакомились с одной из немногих теорем математики, которую знают и помнят все учащиеся – теорему Пифагора. А сегодня мы обобщим полученные знания, решим задачи с применением теоремы и ещё, узнаем некоторые подробности из жизни пифагорейцев.

2. Актуализация знаний.

Один ученик доказывает теорему у доски; два – на листочках за первыми партами.

С остальными фронтальная беседа с использованием презентации Power Point. (см. Приложение 1)

(Можно предусмотреть после каждого вопроса ответ на него на следующем слайде – для самопроверки.)

Вопросы:

  • Что такое треугольник?
  • Прямоугольный треугольник
  • Катет. Гипотенуза.
  • Египетский треугольник? Почему его так назвали?
  • Сформулируйте теорему Пифагора.

Вот именно с помощью этой теоремы мы поработаем с карточками с готовыми чертежами.

Задача №1.

Задача №2 (с оформлением в тетради).

Проверка доказательства теоремы.

3. Обобщение.

Обобщая полученные ЗУН выполним задачу №515 (а), стр. 131.

Словарная работа.

С древнегреческого языка слово «гипотенуза» означает «натянутая тетива». Тетива – туго натянутая верёвка в различных устройствах, например, в луке. Стреляя из лука, говорят, «натянуть тетиву».

4. Историческая справка.

Презентация (см. Приложение 2), где освещены следующие вопросы:

  • Изображение Пифагора.
  • Легенда о пифагорейской звезде,
  • О жизни Пифагора,
  • Об истории открытия теоремы.

5. Итоги урока.

А значение теоремы состоит в том, что с её помощью выводят все теоремы, касающиеся связи сторон и углов в треугольниках. Это основной закон связи расстояний на плоскости.

6. Задание на дом: П.54-55, №515 (б).