Семья становиться по-настоящему крепкой только, когда в ней есть ребенок (лучше несколько).
Ребенок – это маленькое, слабое, беспомощное существо, нуждающееся в защите и находящееся в стадии физического и психологического развития.
От структуры и состава семьи во многом зависят особенности воспитания детей:
- полная гармоничная семья, родители и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви;
- полная семья – деструктивная, нет согласия, ссоры, перебранки;
- формальные семьи – супруги живут каждый сам по себе, вклад отца в воспитание незаметен;
- полные семьи, но нет взаимного уважения, внимания, родители озабочены карьерой;
- неполные семьи, чаще мать и ребенок.
Здоровый эмоциональный климат – основа основ семейного счастья.
Правильное общение друг с другом и со своими детьми поможет сохранить психическое здоровье семьи.
Избавиться от депрессии, которая приводит к вредным привычкам (навязчивые действия, зависимости от наркогенных веществ и т.д.)
В книге известного американского психиатра, ведущего телепередачи «Мы и наши дети» Росса Кэмпбелла «Как на самом деле любить детей» даются принципы общения с маленькими детьми. Остановимся на них:
- Контакт глазами в глаза (когда смотрите в глаза ребенка, то передаете любовь, нежность, заботу).
- Физический контакт (поглаживание). Дотроньтесь до ребенка с любовью, пока маленькие дети тянутся к вам, им еще нужна ваша ласка. Цените эти золотые минуты.
- Пристальное внимание жизненно важно для эмоционального здоровья детей.
- Активное слушание, если уж ребенок захотел вам что-то рассказать, все остальное неважно.
- Дисциплина (на любви, а на страхе).
- Безусловная любовь, которая не зависит от того, как ведет себя ваш ребенок.
Радуйтесь его присутствию, принимайте его таким, каков он есть, не оскорбляйте, не унижайте, не подрывайте уверенность в себе , не отказывайте ребенку в доверии.
Психологи и педагоги разных стран единодушны во мнении, что именно матери принадлежит особая роль в становлении личности, физического и психологического благополучия ребенка – дошкольника.
Изучение осужденных за тяжкие преступления показало, что 80-85% преступников не имели эмоциональных контактов, т.е. нормальных теплых отношений с родителями.
«Правильное воспитание детей – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед Родиной».
Занятие по адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.
Цель: адаптация ребенка к дошкольному образовательному учреждению.
Первые занятия проводятся совместно с родителями.
Занятие № 1.
1. Знакомство детей друг с другом. Назови свое имя. Взрослый подходит к ребенку с игрушкой и от имени этой игрушки спрашивает ребенка: «Как тебя зовут?».
2. Поиграй с мамой:
- Упражнение «Коза рогатая».
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая: Ножками – топ, топ! Глазками – хлоп, хлоп! |
Мама изображает пальцами рога, которые двигаются по телу ребенка. |
Кто кашки не ест, Кто молока не пьет. Того забодает. |
Ускоряя темп движения, мама забирается ребенку под мышки сначала с одной стороны, затем с другой. |
- Упражнение «Стенка, стенка».
Стенка, стенка Потолок, Раз ступенька, Два ступенька, Дзынь – звонок. |
Пальцы взрослого легко касаются сначала одной щеки ребенка, затем другой |
Лба | |
Потом подбородка | |
Места над верхней губой | |
И кончика носа малыша. |
Затем упражнение выполняется пальцами самого малыша.
- Упражнение «Мельница».
Дуйте, дуйте, ветры, в поле | Ребенок сидит на коленях у мамы спиной к нему. При этом тянется звук «у», и мама дует на шейку ребенка. |
Чтобы мельницы мололи, | Сначала мама совершает круговые движения с одной рукой малыша, затем с другой. |
Чтобы завтра из муки испекли нам пирожки. | Имитация лепки пирожков (ладони ребенка соединяются). |
3. Упражнение «Мы ногами топ!»
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ | Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают. |
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп Ай да малыши! Ай да крепыши! |
Высоко поднимая ладоши, хлопают. |
По дорожке мы шагаем | Идут за воспитателем. |
И в ладоши ударяем. | Хлопают в ладоши. |
Топ-топ, ножки, топ! | Стоя на месте, топают ногами. |
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! | Хлопают руками. |
Ай да малыши! Ай да крепыши! |
Руки на пояс – кружатся. |
4. Упражнение «Зайка серенький сидит!»
Зайка серенький сидит | Взрослый садится. |
И ушами шевелит. | Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево. |
Вот так, вот так Он ушами шевелит |
Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова. |
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот, так, вот так Надо лапочки погреть! |
Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. |
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать! |
Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. |
Зайку волк испугал! | Взрослый рычит! |
Зайка тут же убежал! | Дети разбегаются врассыпную. |
5. Самостоятельная деятельность.
Детям предлагаются игрушки для совместной игры.
Занятие № 2.
Упражнение 1. Поздоровайся с мишуткой.
Взрослый предлагает детям поздороваться с мишкой, назвать свое имя, ответить на вопрос: «Как дела?», «Ты любишь играть» и т.д.
Упражнение 2. Пропавшие ручки.
У меня пропали ручки |
Спрятать руки за спину. |
Где вы, рученьки мои? |
Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки. |
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. |
Показать руки. |
У меня пропали ножки. |
Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них. |
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. |
Встать на ноги. |
Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.
Упражнение 3. «Мы ногами топ!»
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ | Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают. |
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп Ай да малыши! Ай да крепыши! |
Высоко поднимая ладоши, хлопают. |
По дорожке мы шагаем | Идут за воспитателем. |
И в ладоши ударяем. | Хлопают в ладоши. |
Топ-топ, ножки, топ! | Стоя на месте, топают ногами. |
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! | Хлопают руками. |
Ай да малыши! Ай да крепыши! |
Руки на пояс – кружатся. |
Упражнение 4. «Зайка серенький сидит!»
Зайка серенький сидит | Взрослый садится. |
И ушами шевелит. | Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево. |
Вот так, вот так Он ушами шевелит |
Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова. |
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот, так, вот так Надо лапочки погреть! |
Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. |
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать! |
Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. |
Зайку волк испугал! | Взрослый рычит! |
Зайка тут же убежал! | Дети разбегаются врассыпную. |
Упражнение 5. «Зарядка для пальцев».
Пальцы делают зарядку, |
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулаки. |
Упражнение 6. Предложить детям порисовать вместе с мамами, свободная тема.
Занятие № 3.
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
Упражнение № 2. Игра «Киска-киска». Ребенок пытается повторять рифмующиеся слова и звукосочетания: не садись, брысь, пойдет, упадет. Для игры используется игрушечный котенок.
Покажите ребенку игрушечного котенка: «Кто это такой пушистый к нам пришел? Правильно, это киса пришла. Пусть малыши погладят котенка. «где у кисы глазки?, А носик?, А ушки?. Попросите малыша воспроизвести, как мяукает кошка. А теперь покажите ему куклу: «Это наша Танюша, она вышла на прогулку и увидела кису:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша Танечка пойдет,
Через киску упадет!
Таким образом, потешка обыгрывается с проигрыванием слов ребенком.
Упражнение 3. «Зайка».
Заинька-зайка |
Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку. |
Маленькая зайка |
Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола. |
Длинные ушки |
Дети приставляют ладошки к голове. |
Быстрые ножки |
Побежали. |
Деток боишься |
Дети обхватывают себя руками, изображая страх. |
Упражнение 4. «Карусели».
Еле-еле, еле-еле |
Взрослые и дети встают в круг и берутся за руки (или за обруч). Двигаются по кругу по часовой стрелке. |
А потом, потом, потом |
Идут быстро, еще быстрее, затем бегут. |
Тише, тише |
Постепенно замедляют движение, переходя на ходьбу. |
Карусель остановите. |
Медленная ходьба. |
Стоп. |
Остановиться и присесть на корточки. |
5. Самостоятельная деятельность. Детям предлагаются игрушки для совместной игры.
Занятие № 4.
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
- Инсценировка сказки «Корочка Ряба».
Предложить детям поиграть в дидактические игры:
- «Собери пирамидку»;
- «Сложи узор»;
- «Собери картинку» и т.д.
Занятие № 5.
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
Упражнение 2. «Покажи отгадку».
Мордочка усатая, |
Кошка |
Хвост пушистый, шерсть ярка, |
Лиса |
Он в дупло засунул лапу |
Медведь |
Заворчу, заурчу, |
Самолет |
Летом в болоте вы ее найдете |
Лягушка |
Кто зимой холодной |
Волк |
Упражнение 3. «Любопытная Варвара».
Любопытная Варвара |
Дети поднимают и опускают плечи. |
Смотрит влево, |
Поворачивают корпус влево. |
Смотрит вправо, |
Поворачивают корпус вправо. |
Смотрит вверх, |
Поднимают голову вверх. |
Смотрит вниз, |
Опускают голову. |
Чуть присела на карниз, |
Выполняют легкие полуприседания. |
А с него свалилась вниз! |
Резко приседают. |
Упражнение 4. «Пропавшие ручки».
У меня пропали ручки |
Спрятать руки за спину |
Где вы, рученьки мои? |
Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки. |
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. |
Показать руки. |
У меня пропали ножки. |
Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них. |
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. |
Встать на ноги. |
Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.
Упражнение 5. «Ногами топ».
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ | Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают. |
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп Ай да малыши! Ай да крепыши! |
Высоко поднимая ладоши, хлопают. |
По дорожке мы шагаем | Идут за воспитателем. |
И в ладоши ударяем. | Хлопают в ладоши. |
Топ-топ, ножки, топ! | Стоя на месте, топают ногами. |
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! | Хлопают руками. |
Ай да малыши! Ай да крепыши! |
Руки на пояс – кружатся. |
Самостоятельная деятельность. Детям предлагаются игрушки для совместной игры.
Советы
«Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад»
- Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.
- Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
- Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
- Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим ребенка дома.
- Как можно раньше познакомить малыша с детьми с детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
- Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
- Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
- Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
- Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
- Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
- Все время объяснять ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим.
- Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Помните!!!
Детей учит то, что их окружает:
- Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
- Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
- Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
- Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
- Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
- Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
- Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
- Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
- Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
- Если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.