Компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении

Разделы: Администрирование школы


В свете модернизации современного образования обозначилась задача максимальной эффективности образовательного процесса, направленного на получение качественных знаний, создание условий для становления конкурентоспособной, творческой личности, умеющей самостоятельно ставить перед собой значимые цели и находить способы оперативно находить необходимую информацию и использовать ее для решения своих проблем.

Одним из способов достижения нового качества образования является компетентностный подход.

Понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования, обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

Компетентностный подход - как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.

Попытка реализации компетентностного подхода в организации образовательного процесса в нашей школе осуществляется через сотрудничество с колледжами и ВУЗами города.

Администрация школы взяла на себя ответственность за сочетание общеобразовательной подготовки по программе полного среднего образования и начальной профессиональной подготовки учащихся и это при том, что учебный процесс остается в рамках нормативного финансирования, учебный план наполнялся новыми предметами востребованными учащимися.

В 2002-03 учебного года в школе совместно с филиалом ВСГТУ началась работа по формированию модели «класс – колледж». В данном классе апробируется обучение в 10-11 классах на базе средней школы и одновременно освоение программы первого курса колледжа. Учащиеся проходят подготовку по двум направлениям: общеобразовательную и профессиональную. Общеобразовательный процесс класса осуществляется следующим образом:

10 класс – обеспечение освоение программы общего образования и подготовка к освоению программ профессионально образования по специальностям. В учебный план за счет часов вариативной части включены основы права, русский язык и культура речи, информатика (ПК), экологические основы природопользования, философия, основы социологии и политологии, этика и психология, экономика.

11 класс – продолжается освоение программы общего образования и изучение специальных дисциплин на базе филиала ВСГТУ. Обучение ведется во второй половине дня со студентами группы очной формы обучения колледжа, в то время как первая половина дня посвящается занятиям в школе.

Основная организационная проблема при введении такой системы – это формирование учебных групп и составление расписания учебных занятий. Следующим большим и трудоемким этапом становится согласование и корректировка расписания. Основная тяжесть на этом этапе ложится на заместителя директора по УВР.

Общеобразовательная подготовка заканчивается сдачей итоговой аттестации.

При условии успешной сдачи экзаменов выдается аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Профессиональное направление дает возможность изучить дисциплины 2 курса по избранной специальности и перейти в колледж на 3 курс.

С целью повышения эффективности совместной деятельности, определяются общие цели, вместе с колледжем планируются и отрабатываются формы взаимодействия, разрабатываются интегрированные учебные планы, рабочие программы, прорабатывается вопрос о равномерном распределений учебной нагрузки, расписании, проводятся совместные методические семинары. Все вопросы, связанные с колледжем, курирует заместитель директора по УВР.

К преподаванию специализированных дисциплин изучаемых в школе, привлекаются педагоги школы. Программы, используемые для преподавания данных курсов скорректированны учителями, обсуждены на школьном методическом объединении и утверждены на научно-методическом Совете школы и переданы для утверждения в колледж.

Данные курсы приобщают учащихся к освоению начал правовых знаний, социологических, политологических, экономических знаний, воспитание толерантности, умение вести диалог, формирование языковой и коммуникативной компетенции.

Содержание программ привлекает новизной предметности и способами организации познавательной деятельности (в основном это проектный метод), преподавателей и учащихся.

Результат.

Все учащиеся данного класса освоили курс средней (полной) школы. 75% учащихся зачислены на 3 курс с успешным освоением программы по специальным дисциплинам. 25% зачислены на 3 курс колледжа, имея задолженность по специальным дисциплинам второго года обучения.

Причины неуспешности учащихся по специальным дисциплинам исследуются преподавательским составом колледжа.

Другой формой сотрудничества с вузом является обучение на базе вуза учащихся подростковой школы, начиная с 7 класса по специальности «Пользователь ПК».

Данное обучение рассчитано на 3 года. По результатам обучения учащиеся получают сертификат «Пользователь ПК». Учебный план колледжа максимально адаптирован к возрастным особенностям детей 2 ступени обучения. Учащиеся приобретают навыки практической деятельности, ориентируются в информационном пространстве и используют электронные ресурсы сети Интернет.

Школа, не имея в 2003 году сети Интернет, в то время когда учителя школы осваивали информационные технологии, была заинтересована во включении информационных технологий в обучении учащихся как средстве повышения эффективности познавательной и практической деятельности учащихся при изучении всех учебных предметов.

Полученные знания и практический опыт, приобретенные в процесс обучения и социализации, учащиеся успешно применяют при выполнении индивидуальных исследовательских работ или совместно со студентами Вуза. Темы исследований, как правило, определяются учителями школы, а преподаватели Вуза помогают учащимся использовать информационные ресурсы при выполнении поставленных задач исследования

Родители учащихся заинтересованы в том, чтобы учащиеся с минимальной затратой времени и сил прошли обучение гарантирующее им углубленную подготовку по данным дисциплинам и обеспечивающее потенциальное преимущество в дальнейшем обучении.

Работа в данном направлении способствует формированию навыков коммуникации, развитию исследовательских навыков, информационной компетенции, более интенсивному процессу социализации личности, подготовке учащихся к осознанному выбору профиля обучения, профессиональной ориентации.

Важным показателем качества образования в данном направлении являются следующие результаты:

 

2003-2004г.

2004-2005г.

2005-2006г.

2006-2007г.

Параметры эк. кон. эк. кон. эк. кон. эк. кон.
1. Школьные н-п конф. 6 1 6   6   11  
2. Городские конф. 6 1 3   6      
3. Региональные конф.     1   2   2  

Доклады на конференциях имеют самую разнообразную тематику и отражают научные и жизненные интересы учащихся.

Следующей формой сотрудничества с Вузом является деятельность по проведению репетиционного тестирования выпускников основной школы. Оно проводится с целью оказания разной помощи учащимся. Во-первых, они знакомятся с правилами оформления бланков-ответов. Данное репетиционное тестирование мы рассматриваем, как психологическую адаптацию школьников к тестовой форме контроля. Репетиционное тестирование дает возможность учащимся 9-х классов заблаговременно и объективно оценить свои учебные достижения, конкурентоспособность в выбранной области, сориентироваться в выборе профиля. Для педагогов школы - это возможность по результатам тестирования внести коррективы в процесс подготовки к итоговой аттестации.

Как правило, результаты независимого внешнего контроля ЗУНов подтверждает результаты тестирования проводимого педагогами школы.

Выводы. Подводя итоги можно отметить, что такое сотрудничество «выгодно» каждой из сторон: ВУЗ имеет возможность привлечь потенциальных абитуриентов, школа получает необходимую поддержку и помощь.

А главное при таком сотрудничестве дети могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе и имеют возможность в полноценной организации свободного времени, достичь определенных значимых образовательных результатов, а именно:

  • Умение действовать ответственно и самостоятельно.
  • Готовность к образовательному и профессиональному самоопределению.
  • Способность оценивать деятельность и ее результаты относительно разнообразных требований.
  • Освоение видов, форм и различных ресурсов учебно-образовательной деятельности, адекватных планам на будущее.

Совместное коллегиальное решение проблем образования и школьной жизни приводит к изменению отношений между преподавателями и учащимися на равноправные, взаимно уважительные, без конфронтации и конфликтов.