Внеклассное мероприятие по химии и математике "Биржа знаний"

Разделы: Математика, Химия, Внеклассная работа


Цель:

Неформальный срез знаний учащихся в ходе решения задач интегрированного содержания по предметам естественнонаучного цикла (математика, химия, физика).

Задачи:

Обучающие:

1. повторение ранее изученного материала об основных классах неорганических соединений;
2. углубление знаний и расширение кругозора учащихся при знакомстве с дополнительной информацией по математике;
3. ознакомление с фактами из истории математики и химии.

Развивающие:

1. развитие логического мышления учащихся, умения находить в изучаемой теме причинно-следственные связи, умений анализа, синтеза, сравнения, умения делать выводы;
2. развитие умений рассуждать и доказывать;
3. формирование интеллектуальных умений и навыков;
4. развитие памяти, воображения, самостоятельности, организованности, творческих способностей, дарований учащихся.

Воспитательные:

1. повышение интереса к предметам математики и химии;
2. формирование чувства коллективизма, взаимопомощи и ответственности при выполнении работы по группам;
3. повышение интереса учащихся к нестандартным задачам.

Оборудование и оформление кабинета:

1. Портреты математиков и химиков: Пифагора, Гаусса, Виета, Чебышева, Ковалевской. Ломоносова, Менделеева.

2. Плакаты с высказываниями учёных:

2.1. Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным. (Б. Паскаль).
2.2. Стремящийся к ближайшему изучению химии должен быть сведущ и в математике. (М.В. Ломоносов).
2.3. Разве ты не заметил, что способный к математике изощрён во всех науках в природе. (Платон).
2.4. Химия – правая рука физики, математика её глаз. (М.В. Ломоносов).
2.5. Математик, который не является в известной мере поэтом никогда не будет настоящим математиком. (К. Вейерштрасс).

3. Девиз игры: “Мы играя проверяем, что умеем и что знаем.”

4. Названия туров игры: I тур. “Гимнастика ума”, II тур “Исторический”, III тур “В мире формул”, IV тур “Экспериментальный”, V тур “Литературный”, VI тур “Аукцион”.

Ход мероприятия

Учитель математики: Здравствуйте, сегодня мы проводим интегрированное мероприятие по математике и химии. Биржа знаний начинает свою работу. Прежде всего я хочу объяснить вам значение слова “биржа”. “Биржа” – это слово немецкого происхождения, представляет собой учреждение для заключения крупных сделок с ценными бумагами, валютой и различными товарами. Проще говоря, это место, где постоянно что-то продают. Существуют валютные, фондовые биржи, биржи труда.

Так что же будет происходить сегодня на нашей “бирже знаний”? продажа знаний и умений, а “условной валютой” будем считать баллы, выставляемые жюри.

Ещё бы мне хотелось узнать, с каким настроением вы сегодня пришли на игру? На доске рисунок,  выберите картинку, cоответствующую вашему настроению. Мы постараемся сегодня сделать все, чтобы у всех настроение соответствовало картинке 2.

“Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным” – писал выдающийся ученый Блез Паскаль (XVII в.). И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьёзной, но и даже скучной наукой, иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка. В математике издавна существовали шуточные задания. Но решают их люди не только ради развлечения. Иногда задача-шутка позволяет глубоко проникнуть в суть правила, лучше запомнить его, развивает логическое мышление.

Учитель химии: М.В. Ломоносов сказал, что стремящийся к ближайшему изучению химии должен быть сведущ и в математике. Надеюсь, что это интегрированное мероприятие покажет, что химия не может быть без математики. Итак, в игре принимают участие четыре команды “Архимед”, “Аргентум”, “H2O” и “Альфа”. Нам помогает авторитетное жюри (представление жюри). Итак, думаем, работаем. Вперёд к победе! На нашей встрече, друзья, инертным газом быть нельзя.

I тур “Гимнастика ума”

Учитель математики: “Мы играя, проверяем, что умеем и что знаем”. Начинаем I тур нашей игры под названием “Гимнастика ума”. Почему так? Не только руки, ноги, тело требуют тренировки, но и мозгу человека нужны упражнения. Разгадывание тестов, решение задач-головоломок развивают скорость реакции, эрудицию. Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума.

А сейчас вашему вниманию тест “Эти вездесущие химия и математика” (Приложение 1). Каждая команда получает четыре вопроса (два по математике, два по химии), каждый вопрос имеет четыре варианта ответов.

II тур “Исторический”

Учитель химии: В начале конкурса капитан каждой команды должен зачитать эпиграф. Послушаем их. (Учитель раздает капитанам приготовленные стихи на карточках). Жюри оценивает.

1. Запомни то, что Гаусс всем сказал:
“Наука математика – царица всех наук”.
Не зря поэтому он завещал,
Творить в огне трудов и мук.

2. Пусть в памяти воскреснул Архимед,
Сраженный за великие творенья.
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья.

3. Велик и ныне Чебышев – титан,
А Софья Ковалевская – чудесная “русалка”.
Талант могучий им был дан,
Дана была им гениальная смекалка.

4. Гляжу в таблицу,
Ряд, период и группы элементов в ней.
И днём, и ночью цинк учёный
Всё ходит с кислотой кругом.
Пойдёт направо, рядом – гелий,
Налево – медь пред ним стоит.
Там чудеса, там кремний бродит,
И углерод над ним сидит.
Там на неведомых оксидах
Следы несбыточных вещей,
И Менделеев над таблицей
Сидит, задумавшись над ней.

Учитель химии: Изучая химию и математику нельзя не знать её истории. Итак, II тур исторический. Мы приглашаем Вас в галерею выдающихся ученых в области математики и химии. Сейчас мы проверим, насколько организованно вы можете работать в команде. В течение трёх минут вы знакомитесь с биографией одного ученого и распределяете фразы между собой. Вся команда должна представить нам свой рассказ.

Молодцы! Ребята, может быть, когда-нибудь и Ваши имена будут звучать как история химии или математики.

Слово жюри. Химия и математика невозможны без формул, как русский язык без букв, музыка без нот.

III тур “В мире формул”

Учитель математики: Его мы проведем в виде лотереи. Каждый член команды вытягивает билет, записывает формулу на доске и передает эстафету следующему. Выигрывает команда, которая быстрее всех закончит работу, допустит меньше всех ошибок.

Слово жюри.

Билеты к конкурсу:

1. Теорема Пифагора.
2. Формула дискриминанта квадратного уравнения.
3. Площадь треугольника (произвольного, прямоугольного, равностороннего).
4. Основное тригонометрическое тождество.
5. Площадь трапеции.
6. Формула разности кубов двух выражений.
7. Площадь ромба через диагонали.
8. Формула квадрата суммы двух выражений.
9. Площадь прямоугольника.
10.
11. Формула куба суммы двух выражений.
12.
13. Отношение площадей подобных треугольников.
14.
15. Формула возведения произведения в степень.
16. Сульфат алюминия.
17. Азотистая кислота.
18. Оксид железа (III).
19. Молярную массу находят по формуле…
20. Сульфат меди (II).
21. Карбонат натрия.
22. Сульфид алюминия.
23. Хлорид железа (III).
24. Фосфат лития.
25. Число частиц в порции вещества равно…
26. Количество вещества находят по формуле…
27. Сульфит калия.
28. Бромид кальция

Математика – это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет окружающий его мир.

IV тур “Экспериментальный”

Учитель математики: Вы много раз слышали, что лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы хотим посмотреть сейчас, как ваши знания сочетаются с вашими умениями. На этом этапе Вы познакомитесь с некоторыми удивительными, неизвестными для Вас фактами.

Задание №1: Математический фокус с неизвестными для Вас числами. Это числа Фибоначчи. А фокус представляет собой их мгновенное сложение.

Ученик: В математике мы постоянно встречаемся с натуральными, целыми, рациональными и другими числами. Но вряд ли кто-то из Вас слышал о числах Фибоначчи. Так вот эти числа позволяют провести вычислительный фокус, который состоит почти в мгновенном сложении любых десяти последовательных чисел Фибоначчи. Итак, что же это за числа?

Числа Фибоначчи – это ряд чисел, в котором каждое, начиная с третьего, есть сумма двух предшествующих. Назовите мне два любых числа. Например, это 8 и 5. Запишем 10 последовательных чисел Фибоначчи.

8
5
13
18
31
49
80
129
209
338

 

(Фокусник стоит, во время записывания чисел, спиной к доске.
Затем поворачивается, подводит черту и не задумываясь записывает сумму всех десяти чисел.
Для этого достаточно умножить на 11 четвертое снизу число, т.е. 80*11=880).

Можно провести фокус ещё раз с другими числами. Каждая команда записывает столбик чисел Фибоначчи. Ученик их складывает.

Учитель математики: Те, кто заинтересовался этими числами и хочет также быстро их складывать, может взять в библиотеке любую занимательную книгу по математике. Найти разгадку фокуса и рассказать нам всем, а я поставлю оценку “5”.

Жюри оценивает правильность записанных каждой командой столбиком чисел Фибоначчи.

Учитель химии: А за это задание вы сегодня получите 5 баллов от жюри, если проведёте опыт быстро.

Задание №2: В одной пробирке, соблюдая правила ТБ, укажите признаки химических реакций, и составьте на доске уравнения химических реакций. Жюри учитывает согласованное действие участников команды. Приступили!

Учитель химии: Ребята, сегодня глаза математиков следят за выполнением закона сохранения массы вещества при составлении химических уравнений. Поэтому будьте внимательны в расчётах.

Молодцы! Химический эксперимент удался.

А теперь посмотрим удастся ли нам математический эксперимент.

Задание №3

Учитель математики: Опыт, который я Вам сейчас покажу и Вы все его проделаете, провёл в середине прошлого века немецкий астроном и геометр Август Мёбиус. Он обнаружил, что на перекрученном кольце можно провести линию, не отрывая карандаш от бумаги, впоследствии его назвали листом Мёбиуса. Оказывается, у него имеется только одна сторона, т.е. его невозможно выкрасить так, чтобы одна сторона была, например, красная, а другая – зелёная. Позже математики открыли ещё целый ряд “односторонних поверхностей”. Но эта самая первая, положившая начало целому направлению в геометрии. Один из опытов, который мы проведём с листом Мёбиуса, продемонстрирует неожиданное свойство.

Лист Мебиуса: один из концов бумажной ленты перевернём на 1800 и склеим со вторым концом, получим кольцо, у которого только одна сторона. Надо провести линию вдоль этого кольца.

Но удивительное произойдет позже. Разрежем наше кольцо по прочерченной линии. И каков результат?

Лист не распадётся, а образует новую двустороннюю поверхность, которая состоит из двух замкнутых кривых сплетенных друг с другом. Решить задачу по геометрии – это значит пережить приключение. Команда, которая получит такой результат получает 1 балл от жюри за каждый правильный результат.

V тур “Литературный”

Учитель химии: “Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком” – писал К. Вейерштрасс.

Это задание выявит ваши сценические способности. На этих листах представлен художественный образ вещества, процесса, математических цифр ил фигур.

Задание: Надо в течении трёх минут проинсценировать доставшуюся либо интермедию, либо сказку, либо шуточное стихотворение.

1. Стихотворение “Квадрат и треугольник” (Е. Панин).
2. Интермедия “Найди “x””.
3. Сказка о двух братьях.
4. Реакция окисления.

Слово жюри.

Учитель математики: Во время подготовки команд провести шуточный конкурс с гостями мероприятия. Вам всем знакомо математическое понятие “среднее арифметическое”. Так вот включив свои знания, смекалку, чувство юмора попытайтесь отыскать среднее арифметическое, но не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают. Итак, назовите среднее арифметическое:

  1. Портфеля и рюкзака (ранец).
  2. Женщины и рыбы (русалка).
  3. Мужчины и коня (кентавр).
  4. Носка и чулка (гольф).
  5. Кола и пятерки (тройка).
  6. Ежа и змеи (колючая проволока).
  7. Яблока и персика (нектарин).
  8. Велосипеда и мотоцикла (мопед).
  9. Трамвая и поезда (электричка).
  10. Апельсина и граната (грейпфрут).
  11. Туфельки и сапога (ботинок).
  12. Пианино и баяна (аккордеон).
  13. Женщины и птицы (сирена – в греческой мифологии).
  14. Человека и обезьяны (питекантроп – древнейший человек).
  15. Холодильника и вентилятора (кондиционер).

Дополнительные вопросы:

  1. У кого есть ребра, но нет позвоночника? (Куб)
  2. Вычисление площади или поверхности фигуры? (Это квадратура)

VI тур “Аукцион”

Учитель математики: На торги выставляются шесть лотов. Каждый лот разыгрывается следующим образом: ведущий задает вопрос, предполагающий несколько ответов. Лот выигрывает тот, чей ответ оказался последним. Сегодняшний товар – это знания. И всем хочется, чтобы они оказались добротными, не залежавшимися.

Ребята, приглашаем вас активно отвечать на вопросы. Вдумайтесь в высказывание академика А. Яблочкова: “Все, что вы говорите, любое ваше предложение – это этап познания, поэтому оно правомерно”.  Итак, начинаем торги.

Вопросы для аукциона:
1. Сколько множителей в числителе дроби: 
2. Назовите меры веса, длины, площади, объёма, количества вещества, числа Авогадро, молярной массы.

3. Софизмы. Найди ошибку в решении:

4. Какие бывают дроби?
5. Назовите пословицы и поговорки, в которых используются числа.
6. Я покажу опыт получения газа кислорода. Соберу его в сосуд двумя способами. Победит тот, кто увидит больше ошибок, которые я допустила и назовёт их.
7. Названия каких элементов начинаются на букву “к”. Приведите название элемента, укажите его порядковый номер.

Слово жюри.

VII тур “Поздравительный”

Подведение итогов, награждение победителей.

Учитель математики: Спасибо всем за участие в нашей игре. Работали все дружно, хорошо. Ну, просто кому-то удача улыбнулась сегодня чуточку больше. Давайте будем считать, что победила сегодня, как всегда в хорошем деле, дружба. Встаньте все в круг и давайте сыграем в игру “Да, нет, может быть”. Только, пожалуйста, будьте откровенны. Надо ответить на три вопроса. Отвечаете на вопрос “да”,  то встаньте по правую сторону от меня; если “нет”, то – по левую сторону; если “может быть” – то передо мной. Итак, начнем:

1. Узнали ли вы сегодня что-то новое? (Кого-то спросить “что?”)
2. Понравилось вам сегодняшнее мероприятие?
3. Хотите ли вы, чтобы такие мероприятия были у вас ещё?

Ещё раз всем спасибо!

Материалы к заданиям смотрите в Приложении 2.