Обобщение изученного по теме "Односоставные предложения"

Разделы: Русский язык


С русским языком можно творить чудеса.
К.Паустовский

Цель урока: закрепить умения

  • различать односоставные и двусоставные предложения;
  • определять вид односоставного предложения;
  • находить односоставные предложения в составе сложных предложений;
  • использовать односоставные предложения в речи.

Предварительная работа: учащиеся должны подобрать примеры односоставных предложений из художественных текстов.

I. Первый слайд Орфоэпическая разминка.

1. Произнесите правильно: звонят, мизерный, жалюзи, верба, мельком, торт, торты, иконопись, односоставное (предложение), ходатайство.

2. Подберите синонимы к слову мизерный. ( Маленький, незначительный, ничтожный)

3.Составьте односоставные предложения, используя данные слова.

II. Запись числа, темы урока, эпиграфа.

1. Слово учителя.

- Как вы понимаете слова К.Паустовского? (Попутно выяснить, к какому виду односоставных предложений относится предложение С русским языком можно творить чудеса)

- Сегодня мы постараемся увидеть, почувствовать, как удаётся творить чудеса, используя односоставные предложения, великим мастерам слова.

- На какие две группы делятся односоставные предложения? (Сказуемостные и подлежащные)

- Дайте определение всех видов односоставных предложений. Ответ сопровождайте примерами.

III. Второй слайд.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
К.Бальмонт

- Сколько предложений в тексте?

- Какие это предложения по наличию главных членов предложения?

- Определите вид односоставных предложений.

- Сделайте синтаксический разбор предложения Величавый возглас волн.

- Приведите примеры назывных предложений, подобранных вами из художественных текстов.

IV. Об одном из видов односоставных предложений М Ломоносов писал: "Умолчание местоимений личных перед формами глагола к украшению и важности ведет."

О каком виде односоставных предложений писал М.Ломоносов? (Определённо-личных)

- Дайте определение определённо-личных предложений. Приведите примеры из художественных текстов.

V. Запись на доске под диктовку.

Определить вид односоставных предложений, обосновать выбор.

Зови надежду сновиденьем,
Надежду - истиной зови.
М.Лермонтов

Синие горы Кавказа, приветствую вас! (М.Лермонтов)

VI.Запись на доске.

Определить вид односоставного предложения, обосновать выбор.

Задули тёплый рыжий очаг. (О.Берггольц)

- Приведите примеры неопределённо- личных предложений, подобранных из художественных текстов.

VII.Физкультминутка.

Физкультминутку проводит ученик, используя в речи односоставные предложения.

Например:

- Поставьте ноги на ширине плеч, руки- на пояс. Повороты.

VIII. Слайд третий. Отрывок из стихотворения М.Лермонтова "Выхожу один я на дорогу"

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Задания к тексту.

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Найдите в нем односоставные предложения, определите их вид. Обоснуйте ответ.

3. Произведите синтаксический разбор предложения: В небесах торжественно и чудно!

4. Подберите синоним к слову внемлет

5. Произведите морфологический разбор слова внемлет.

6. Произведите фонетический разбор слова жалею.

IX.Слайд четвертый.

Прочитайте пословицы. Выпишите те из них, которые являются обобщённо-личными предложениями.

1) Крепость завоёвывают изнутри.

2) Дерево узнаётся по плодам.

3) Лошадь с ослом не сдружишь.

4) От разговоров о воде мельница не заработает.

Ответ: 1,3.

X. Работа с тестами.

В тесты включить сложные предложения, в состав которых входят простые односоставные предложения разных видов.

Например: Укажите сложные предложения, в состав которых входят простые односоставные назывные предложения.

1) Вечер, и только вдалеке вечерней тьмой не скрыты на горизонте грустные ракиты.

2) Увидишь в багрец одетую осину, и сердце встрепенётся.

3) Тише дождь, и посветлело на улице.

4) Жаркий летний день, и густо пахнет травами, мёдом.

XI. Слайд пятый.

Прочитайте строки С.Есенина. Перепишите их. Виды односоставных предложений разнесите по колонкам.

1)

Вижу сон. Дорога чёрная.
Белый конь. Стопа упорная.
И на этом на коне
Едет милая ко мне.

2)

Предрассветное. Синее. Раннее.
И летающих звёзд благодать.
Загадать бы какое желание,
Да не знаю, чего пожелать.

Односоставные предложения

1
безличные
2
определённо-личные
3
неопределённо-личные
4
назывные

XII. Обобщение.

Связный монологический ответ по теме "Односоставные предложения"

- С какой целью используются односоставные предложения поэтами, писателями?

XIII. Творческая работа.

- Мы с вами увидели, как мастера слова используют в своих произведениях односоставные предложения. Попробуйте и вы свои силы.

(Работу предложить по вариантам).

Первый вариант.

Создайте эссе, началом которого будут слова Прочёл (прочла) и тут же запомнил(а) стихи:

Используйте в речи односоставные предложения.

Второй вариант.

Попробуйте написать стихотворение. Используйте в речи односоставные предложения.

Третий вариант.

Сочинение-миниатюра на одну из тем: "Начало зимы", "Большая перемена".

XIV. Анализирование творческих работ.

XV. Домашнее задание.