ЦЕЛЬ УРОКА:
- На основании полученных знаний о законах наследования, отработать алгоритмы решения задач, установление взаимосвязь генетических и цитологических знаний
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Углубить представления о законах наследования в ходе индивидуального решения задач.
- Развивать познавательный интерес через реализацию межпредметных связей, этимологию терминов, дальнейшее развитие мышления посредством решения проблемных задач и ответов на проблемные вопросы, воспитание грамотной речи и культуры общения.
МЕТОДЫ:
- Словесный - беседа на основе знаний учащихся.
- Наглядный - демонстрация таблиц дополнительной литературы.
- Практический - решение задач.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
- Логический - выявление общих признаков, формирование выводов.
- Организационный - фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся.
- Технические - использование таблиц, мультимедиа комплекса.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Основная часть урока
Учитель: Сегодня на уроке мы, на основе полученных знаний о законах наследования, отработаем алгоритм решения задач, научимся устанавливать взаимосвязь между генетикой и цитологией. Мы вошли в 111 тысячелетие, достигнув колоссальных успехов в технике и науке, человечество сравнилось по своим возможностям с природой.
Современные условия жизни выдвинули повышенные требования к здоровью каждого человека и общества в целом.
От каких же факторов зависит формирование фенотипа человека?
Ответ ученика
Здоровье непосредственно зависит от биологических возможностей человека, социальной среды и природно-климатических условий. Влияние биологических, то есть наследственных факторов составляет 20% от всех воздействий.
Заполним схему типов наследования признаков:
Данные типы наследования в применении к человеку изучает генетика человека.
Давайте посмотрим, как прослеживаются основные законы наследования в генетике человека.
1. Какие метода исследования закономерностей наследования используются в генетике человека.
2. Какое скрещивание называется моногибридным, дигибридным?
3. Какие признаки называются альтернативными?
4. Какой признак является доминантным, если от брака темноволосой женщины и светловолосого мужчины родился темноволосый ребенок?
5. Какие гены называются аллельными?
6. Являются ли аллельными ген, отвечающий за разрез глаз, и ген, отвечающий за форму губ?
7. Сформулируйте законы Г. Менделя.
8. Сформулируйте закон Т. Моргана.
9. Какое количество групп сцепления имеется у человека.
Решение задачи на дигибридное скрещивание
(доминантно-рецессивное, аутосомное наследование).
ЗАДАЧА:
Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека передаются как аутосомные рецессивные несцепленные признаки.
Какова вероятность (в %) рождения детей с двумя аномалиями в семье, где оба родителя гетерозиготны по двум парам генов.
Одновременное решение задачи классом (презентация) с объяснением.
Заполните таблицу.
Определите число и типы гамет; соотношение генотипов и фенотипов в потомстве
Генотипы скрещиваемых особей | Гаметы скрещиваемых особей | Соотношение генотипов в потомстве | Соотношение фенотипов в потомстве | |
Первый родитель | Второй родитель | |||
AA х aa | ||||
АА х Аа | ||||
Аa х Aа | ||||
AABB х ааbb | ||||
АаBb х АаBb | ||||
Ааbb х ааBb | ||||
АаВb x aabb |
Проверка заполнения таблицы (презентация).
Мы знаем, что человек обладает определенным количеством патологий, то есть отклонениями от нормального развития. Данные патологии делят на наследственные болезни и болезни, обусловленные исключительно воздействием факторов среды.
На какие же три группы подразделяются наследственные заболевания?
Ответ ученика.
Ученик заполняет схему "Типы наследственных заболеваний":
Даются определения наследственных заболеваний и моногенных наследственных заболеваний.
Решение задачи в парах на 2 варианта (наследование сцепленное с полом).
ЗАДАЧА
Рецессивный ген перепончатости локализован в У-хромосоме. Здоровая женщина выходит замуж за больного мужчину. Какова вероятность (в % ) рождения больных детей у этой пары?
ЗАДАЧА
Рецессивный ген дальтонизма локализован о Х-хромосоме. Здоровая женщина (мать которой не различала цвета) выходит замуж за мужчину, который нормально различает цвета. Какова вероятность (в %) рождения детей с дальтонизмом в этой семье.
Проверка решения задачи (взаимопроверка (презентация)), формулирование законов применяемых при решении.
Выполнение самостоятельной работы (2 варианта)
Вариант 1
ЗАДАЧА 1
У матери 1 группа крови, у отца 1У группа крови. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей? Какова вероятность ( в % ) рождения детей с 111 группой крови?
ЗАДАЧА 2
У человека катаракта и полидактилия, обусловлены сцепленными доминантными генами. Женщина унаследовала катаракту от матери, полидактилию от отца. Ее супруг здоров по обоим признакам. Какие аномалии можно ожидать у детей в такой семье. Сцепленные гены кроссинговера не обнаруживают.
Вариант 2
ЗАДАЧА 1
Родители имеют 11 и 111 группы крови, а их сын - 1 группу. Определить генотипы крови родителей и ребенка.
ЗАДАЧА 2
У человека две вида слепоты обусловлены сцепленными рецессивными генами. Женщина страдает одном типом слепоты ( по второму типу слепоты полностью здорова), а ее муж другим типом слепоты, по второму типу здоров, но его мать была больна. Какие аномалии можно ожидать у детей в такой семье? Сцепленные гены кроссинговера не обнаруживают.
III. Заключительная часть урока
Сегодня мы с вами на основе ранее полученных знаний отработали механизм решения задач на различные типы наследования. Попытались научиться устанавливать взаимосвязь между генетическими и цитологическими знаниями. А так же применяли основные законы генетики к решению сложнейшей проблемы о наследовании различных заболеваний и показали, что наследственность один из важнейших факторов, определяющих наше здоровье как индивидуумов.
IV. Домашнее задание.
Определите характер наследования признака и укажите генотипы всех членов родословной
Рис 1.
Рис. 2.