Графическое представление числовых данных средствами MS Excel

Разделы: Информатика


Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование знаний и умений графического представления числовых данных в виде диаграмм.

Задачи урока:

  • знакомство учащихся с основными типами диаграмм в MS Excel, объектами диаграммы;
  • формирование умения форматировать и редактировать объекты диаграммы;
  • развитие умения выбирать наиболее наглядный тип диаграммы при графическом представлении определенных числовых данных;
  • создание организационных условий для применения учащимися комплекса знаний;
  • обеспечение межпредметных связей.
  • развитие у учащихся умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, существенное, обобщать, формулировать выводы, самостоятельно приобретать и применять знания в практической деятельности;
  • развитие у учащихся познавательный интерес и творческие способности через прикладную направленность применения нового материала и межпредметные связи;
  • развитие коммуникативной компетенции учащихся через работу в группах, воспитания уважения друг к другу, умения слушать;
  • воспитание информационной культуры представления информации.

Изучив тему урока, учащиеся должны:

  • знать об основных типах диаграмм в MS Excel, из каких объектов состоит диаграмма;
  • уметь создавать различные типы диаграмм, форматировать объекты диаграммы, перемещать и изменять размеры диаграммы;
  • уметь выбирать наиболее наглядный тип диаграммы;
  •  уметь применять графические возможности MS Excel в практической деятельности в различных учебных дисциплинах.

Возраст учащихся: IX класс.

Место урока в учебном плане: данный урок является четвертым при изучении темы «Обработка числовой информации».

Форма проведения урока: беседа, работа в группах, парах, индивидуальная работа.

Средства обучения:

Технические:

  • компьютеры,
  • мультимедийный проектор,
  • экран;

Программные: презентация, созданная средствами программы Microsoft PowerPoint;

Раздаточные материалы:

  • тест на каждого учащегося (два варианта);
  • комплект карточек для работы в группах;
  • карточка для практической работы;
  • справочные материалы.

Учебник: Информатика. Базовый курс. 7-9 классы/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова.-2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 390с.: ил.

Информационная карта урока.

№ п/п

Этап урока

Дидактическая цель

Методы, организационные формы

Виды деятельности учителя

Виды деятельности ученика

1

Организационный момент

Включить учеников в деловой ритм. Подготовить класс к работе.

Сообщение учителя.

Решает организационные вопросы.

Настраиваются на продуктивную деятельность.

2

Актуализация знаний

Обобщить знания через повторение изученного раннее материала.

  1. Индивидуальная работа с тестом (2 варианта).
  2. Взаимопроверка в парах.
  3. Работа в группе.

 

Инструктирует учащихся по организации деятельности по работе с тестом, взаимопроверке, работе в группе.

Индивидуально работают с тестом, повторяя полученные на прошлых уроках знания. Проверяют результаты работы в парах, объясняя допущенные ошибки, оценивают. При возникновении спорной ситуации учащиеся могут обратиться за консультацией к учителю.
Работают в группах (3 группы), которые выполняют разные типы задания.
От каждой группы выступает представитель с представлением результата работы. Учащиеся других групп выслушивают, исправляют, дополняют.

3

Мотивация.

Сформировать познавательные мотивы

Решение проблемной ситуации. Беседа

Задает проблемный вопрос. Подводит учащихся к нужному выводу.

Предлагают свои способы решения проблемы.

4

Изучение нового материала.

Формирование новых знаний и умений применять на практике при рассмотрении примеров из других общеобразовательных предметов.

Репродуктивный. Самостоятельное применение новых знаний на практике на компьютере. Работа в парах. Анализ заданий.

Рассказывает об основных типах диаграмм, их объектах.
Дает инструкцию по выполнению самостоятельной работы на компьютере.

Изучают новый материал.
Работают в парах на компьютере.

5.

Подведение итогов.
Постановка домашнего задания.

Подведение итогов.

Индивидуальный.

Подводит итог.
Дает инструкции по выполнению домашнего задания.

Делают вывод об изученном на уроке.
Записывают домашнее задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит очень много интересной работы. Прошу вас быть собранными, внимательными, активными.

II. Актуализация знаний.

На прошлых уроках мы познакомились с представлением числовых данных с помощью табличных информационных моделей и оформлении их в электронном виде с помощью программы MS Excel . Немного повторим.

Перед вами лежат тесты (приложение 1). Выберите из представленных вариантов правильный ответ.

Обменяйтесь вариантами в паре. Проверьте друг друга, укажите на допущенные ошибки, объяснив правильный ответ. При возникновении спорной ситуации вы можете обратиться за консультацией ко мне. Оцените работу друг друга.

Разбейтесь на 3 группы. Выполните в группе свое задание (приложение 2), выберите выступающего для защиты своей работы. (приложение 3, слайды 2-4)

III. Мотивация к изучению нового материала.

Сейчас я продемонстрирую вам табличную информационную модель результатов метеорологических наблюдений за март 2007 года в Москве. А вы сразу ответьте мне на вопросы: (приложение 3, слайд 5)

- В какие дни происходили перепады температуры?

- В какие дни влажность была меньше 80%?

- В какие дни давление составляет от 741 до 747 мм?

Мы видим, что сразу ответить на эти вопросы трудно, так как данные представлены по числам месяца, а не по другим критериям. Далеко не всегда числа в таблице позволяют составить полное впечатление, даже если они рассортированы наиболее удобным способом. Как можно, на ваш взгляд, решить эту проблему? (Учащиеся приходят к выводу - представить числовые данные в виде графика).

Действительно, графическая обработка придает наглядность, обозримость числовых данных. Для наглядного представления числовых данных используются такие средства графики, как диаграммы.

- Сформулируйте тему урока. Чему мы должны сегодня научиться? (приложение 3, слад 6)

IV. Объяснение нового материала.

Электронная таблица MS Excel располагает 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. (приложение 3, слайд 7)

Типы диаграмм выбираются в зависимости от обрабатываемых данных и/или уровня наглядности представления.

Запишем определение: данные, находящиеся в одном столбце или в одной строке, называются рядом.

Рассмотрим, наиболее часто используемые диаграммы.

График хорошо вам знаком по различным школьным задачам. - На каких школьных предметах вам приходится иметь дело с графиками? Приведите примеры. На одном чертеже можно разместить и несколько графиков, каждый из которых соответствует своему ряду данных.

Круговая и кольцевая диаграммы (плоская или объемная) используется для графического представления одного ряда значений. Например, удобно представить в виде круговой или кольцевой диаграммы % учащихся распределения учащихся по кружкам.

Столбчатая диаграмма или гистограмма может быть построена для нескольких рядов данных.

Диаграмма состоит из следующих объектов: ряд, ось, заголовок, легенда, область построения. (приложение 3, слайд 8)

Область диаграммы ограничивает поле чертежа построения диаграммы.

Ряд - данные, находящиеся в одном столбце или в одной строке, называются рядом. Диаграмма может быть построена как по одному ряду, так и по нескольким рядам. Ряд может содержать подписи отображаемых значений.

Ось. Каждая из осей диаграммы характеризуется следующими параметрами: вид, шкала, шрифт, число, выравнивание. Вид определяет отображение внешнего вида оси на экране. Шкала определяет минимальное и максимальное значение шкалы оси, цену основных и промежуточных делений, точку пересечения с другими осями. Число определяет формат шкалы в соответствии с типами данных.

Заголовок. Заголовком служит текст, задаваемый пользователем; описывает содержание диаграммы; как правило, размещается над диаграммой.

Легенда – список названий рядов (обозначений переменных). Удобна для наглядности при построении диаграммы для нескольких рядов данных.

Область построения – ограниченная осями область, предназначенная для размещения рядов данных. Для удобства анализа результатов на области построения может наноситься сетка.

Диаграмму можно форматировать: (приложение 3, слайд 9)

  • изменять тип диаграммы;
  • изменять шрифты объектов диаграммы;
  • задавать масштаб и формат осей;
  • выбирать вид рамок объектов диаграммы.

Практическая работа на компьютере:

В папке Мои документы содержится папка Диаграммы, в которой 4 таблицы (приложение 4, приложение 5, приложение 6, приложение 7) по различным предметам. Постройте диаграммы, выбрав любые 2-3 таблицы. Тип диаграммы необходимо выбрать наиболее наглядный и удобный вид для выбранной вами таблицы. При работе с диаграммами в помощь вам даны справочные материалы (приложение 8). При выполнении работы вам необходимо подготовить основные выводы по данной теме. В этом вам поможет карточка (приложение 9).

V. Подведение итогов.

Выводы: (приложение 3, слайд 10)

  • Диаграмма – удобная для анализа и сравнения средство графического представления числовых данных из любой области знаний.
  • Круговую диаграмму обычно используют в тех случаях, когда нужно показать, какую часть от целого (круга) составляет отдельные величины (сектора).
  • Гистограмма позволяет показать изменения в течение некоторого периода времени или соотношение величии.

Литература, использованная при подготовке к уроку:

  1. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 1.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2004.- 304 с.: ил.
  2. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/Под ред. Н.В. Макаровой.-СПб.: Питер, 2004.- 288 с.: ил.
  3. Информатика: сб.типовых задач для 8-9 кл./А.А.Кузнецов, С.А.Бешенков, Е.А.Ракитина.- М.: Просвещение, 2006.- 159с.: ил.
  4. Microsoft Excel. Электронные таблицы и базы данных в задачах./Нечаев В.Д.- М.: Интеллект-Центр. 2001.- 96 с.
  5. Советская товарная биржа: 20-е годы. Документы и материалы.- М.: «Дело», 1992.- 341с.
  6. Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия.