Творческий проект "Нетрадиционные способы получения ковровых изделий"

Разделы: Технология


Основоположниками искусства были гончары и кузнецы,
ткачи и ткачихи, портные и портнихи и вообще ремесленники,
люди, чьи аристократически созданные вещи, радуя взгляд,
наполняют музеи

М.Горький

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Оно вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

В содержание данного проекта акцент сделан на художественное восприятие, на приобретение новых технологических навыков, развитие творческого потенциала. Проект направлен на изучение: сущности понятия "ткачество"; принципов композиции; этапов проектирования и создания оригинальных изделий из пряжи; технологий формообразования художественного изделия разными способами: "Гильоширования" (сворное соединение деталей), ручное ткачество иглой.

Ткачество – это древний и в то же время современный вид рукоделия. Разнообразие ковровых изделий огромно: ковры, коврики, подушки-думки, накидки на кресла, картины, панно. И приёмами ткачества может овладеть каждый, возможности ткачества безграничны, как неограничен и простор для фантазии, для творческого проявления личности. Вы берете в руки пряжу, ткацкую иглу или металлическую трубочку, и руками на ткани творите чудо. «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев…» В.А.Сухомлинский.

Овладение содержанием данного проекта обогатит учениц не только духовно, но и подготовит их к конкуренции на рынке труда и профессий, так как период окончания школы характеризуется активизацией процессов личностного жизненного и профессионального самоопределения молодого человека, становлением его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе, к миру и различным видам деятельности.

Предлагаемый проект предназначен для обучения учащихся 9-10 классов. Им могут воспользоваться как учителя технологии на уроках и во внеурочное время, так и педагоги в учреждениях дополнительного образования.

Цели и задачи проекта

Цели:

  • Образовательная - знакомство с историей «Ковроткачество», материалами и приспособлениями для создания ковровых изделий.
  • Воспитательная – заинтересовать учащихся новым видом рукоделия, привить уважение к народным традициям.
  • Развивающая – ознакомить учащихся с нетрадиционными приемами получения ворса.                

Задачи:

Обучающие:

  • формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
  • развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;
  • научить приёмам работы с инструментами;
  • развивать индивидуальные способности обучающихся.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
  • воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);
  • формировать чувство самоконтроля.

Познавательные:

  • развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Развивающие:

  • развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
  • формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;
  • содействовать формированию всесторонне развитой личности;
  • создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.

Эстетические:

  • воспитывать аккуратность, культуру поведения;
  • формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

Социально-педагогические:

  • формирование общественной активности, реализация в социуме;
  • формирование профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству.

Историческая справка

Ткачество – вид декоративно-прикладного творчества, возникший более двух с половиной тысяч лет назад. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что ручное изготовление ковров было знакомо людям далёкого прошлого. Ткацкие изделия известны по памятникам изобразительного искусства и литературы, а также по отдельным образцам тканей, найденных в раскопках (второе тысячелетие до н.э.). Орнаментация в ковровых изделиях строилась по принципу ритмических повторов и достигалась тремя способами: переплетением нитей, набивным рисунком и вышивкой.

Самые древние, дошедшие до нас ковры ручной работы - войлочные. Из овечьей шерсти или верблюжьей, подобные ковры и по сей день являются распространенным видом рукоделия в Индии, Средней Азии и у некоторых народностей Кавказа. Современные художники декоративно-прикладного искусства, применяющие в своих работах некоторые приемы этого вида народного ремесла, используют не только шерстяной, но и синтетический войлок. Серию таких композиций в технике аппликации с применением начеса и вышивки создала латышская художница Рута Богустова.

Ворсовые ковры известны всем. Возникновение ворсового ковроткачества относят к V веку до нашей эры, а вероятным местом происхождения считается Персия. Современный Иран называют классической страной восточных ковров. Упоминается о коврах с ворсом еще в Ветхом завете, а остатки наиболее ранних дошедших экземпляров были найдены при раскопках в Горном Алтае. Имеются письменные источники, относящиеся к третьему тысячелетию до нашей эры, в которых упоминается о мануфактурах и мастерских коврового производства. Подлинники, подтверждающие высокое развитие ковроткачества в XVI-XVII веках, имеются в музеях некоторых стран. Это персидские ковры, поражающие своей красотой, тонкостью исполнения и размерами. Так, в Лондоне в Музее королевы Виктории и принца Альберта находится самый знаменитый персидский ковер - Ардебильский ковер, общая площадь которого около 60 кв.м., а число узлов больше 33 млн. Из Персии ковроткачество распространилось на Кавказ, в Китай, Индию. А в XVI веке в персидских государственных ковровых мастерских проводились экспортные экземпляры.

Первоначально в Европу восточные ковры попадали в качестве военных трофеев и дипломатических даров. Если в европейском интерьере восточные ковры использовались для утепления и украшения, то на Востоке коврами жилище устилалось. Восточному человеку ковры заменяли мебель, седло, а кочевникам - порой и само жилище. На ковре молились, сидели, лежали, пировали, принимали гостей. Они же составляли приданое и наследство. Можно сказать, что ковры – неотъемлемая часть повседневного обихода для восточного человека, и в какой-то степени образ жизни. Именно на ковре герои восточного эпоса отправляются за своим счастьем.

Культура ислама запрещает изображение живых существ, поэтому в орнаментике восточных ковров преобладают растительные и геометрические мотивы. Однако в Персии запрет был не так жесток. Здесь достигли большого совершенства в изображении животных. Композиции персидских ковров отличает тонкое обращение с растительными формами, искусное изображение движущихся животных, сплетение стилизованных цветов и геометрических линий. Орнамент состоит из всевозможных птиц и животных (львов, слонов, верблюдов, серн), цветов (нарциссов, роз, гвоздик). Тона приглушенные: бледно-розовые, блекло-синие, голубые, приглушенно красные с терракотовым оттенком. По способу изготовления ворсовые ковры могут быть ручными или фабричным. Различают ковры по месту производства, орнаменту, количеству утков и виду узлов.

Ткачество – это переплетение закрепленных на станке нитей основы с уточными нитями. В ворсовом ткачестве два вида утка: ряды уточных нитей, переплетающих основу ковра от края до края, и ряды нитей, завязываемых узлами и дающих ворс.

Помимо надвязки узлов, ворс можно получить путем разрезания махровых петель. Техника вязки ковров, как и конструкции станка, не менялись на протяжении столетий. У кочевников станок состоял из двух параллельных шестов, укрепленных на земле колышками. Такой станок было легко переносить с места на место. Позднее, в мастерских, вертикальный станок образовали два вращающихся валика, соединенные вертикальными палками. На нижний валик навивается вытканный ковер, а с верхнего смазывалась основа. Подобные станки бытуют и по сей день.

Увлечение в конце XIX века восточным искусством повысило спрос на средневековые восточные ковры ручной работы в Европе. Они стали предметом антиквариата. Спрос порождает предложения, появились не только копии, но и подделки. Поражают изощренные способы подделок: травление кислотами и щелочью, высветление на солнце и с помощью химических веществ, опаление лампой, поджигание ворса, натирание кофейной гущей и даже закапывание в землю. Все эти варварские ухищрения – для того чтобы придать свежим краскам только что сотканного ковра паутину (налет времени). Если тонкое искусное ковровое ремесло возникло на Востоке, то изощренные способы подделки – в Европе, а уже отсюда перекочевали на Востоке, где и достигли совершенства.

В Европу техника ворсового ткачества попала с Востока через Испанию. Ковровщики – сарацины (так в Европе называли арабов), попавшие в Европу еще в XIII веке, принесли свой опыт ворсового ковроткачества во французские гильдии ткачей.

Из наиболее ранних дошедших до нас экземпляров настенных ковров ручной работы является ковер королевы Матильды, шириной 0,5 м. и длинной 63 м. Он хранится в музее г. Байо во Франции и представляет вышивку по холсту с изображением сцен времен завоевания Англии норманнами.

Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:

  • Поисково-исследовательский (организационно-подготовительный). Этот этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого предстоит собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ею. Источниками информации могут быть учебники, энциклопедии, специализированная литература, журналы, передачи телевидения и др.
  • Технологический этап. Этот этап является центральным, основополагающим, системообразующим, связанным с продуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной деятельности
  • Заключительный этап. Включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем.

Рассказать учащимся о нетрадиционных способах ковроделия, показать готовые изделия, репродукции. Более подробно остановиться на гильошировании и получение ковровых изделий с использованием ткацкой иглы. (см. Презентацию)

Гильоширование (фр. Guillochis) – в технической литературе означает гравирование на специальной машине рисунка в виде узора из тех или иных комбинаций линий. Этот термин применительно к обработке ткани используется как название метода художественной обработки ткани, основанного на сварном соединении деталей. В его основе лежит нагревание ткани (нити) до определенной температуры и соединение деталей (частей) при помощи вязкой раскаленной синтетической массы, полученной во время плавления. Свойства синтетических нитей расплавляться и быстро застывать может быть использовано и при изготовлении искусственного меха.

Показывая изделия, обращаю внимание учащихся на технологию выполнения, которая потребует от них терпения, определенных навыков и предварительной подготовки. При выборе проекта учащиеся должны уметь реально оценивать свои возможности, учитывать сложность проекта и доступность его изготовления. И для того, чтобы не упустить какие-либо вопросы при выполнении проекта предлагаю схему, в которой отражаются основные этапы его выполнения (см. Презентацию).

Также учащиеся записывают план последовательности выполнения проекта:

  1. Выбор проекта (комплект для ванной комнаты, прихватки для кухни, чехлы для диванных подушечек, картины и др.).
  2. Выбор рисунка для проекта (использование иллюстраций детских книг, журналов).
  3. Выполнение контурного рисунка в двух экземплярах: первый – для перевода на ткань – основу; второй, выполненный в цвете – для подбора пряжи при изготовлении самой работы.
  4. Подготовка ткани – основы.
  5. Перевод контурного рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги, припорохом или швом «вперед иголку», в зависимости от цвета и фактуры ткани.
  6. Подбор пряжи (использовать рисунок, выполненный в цвете).
  7. Подбор инструментов, приспособлений.
  8. Технологическая последовательность получения меха нетрадиционными способами.
  9. Оформление работ (рамка, кисти, бахрома и др.).

Работая над созданием своего проекта, деятельность учащихся направляю не на воспроизведение увиденных образцов, а на изготовление своих, т.к. изделия, выполненные в этой технике, привлекательны не только художественной выразительностью, но практически неограниченной возможностью импровизировать, сочетая разные оттенки пряжи. Да и больших материальных затрат можно избежать, т.к. у многих дома есть изделия сшитые из вельвета, которые выбросить жалко и без дела лежат. Вот они и сослужат вторую жизнь, пойдет на основу, а вязаные изделия, «отслужившие» свое пойдут на мех.

Выполнение проектов по данной теме требует от учащихся тщательной подготовки: оформления результатов проектной деятельности; презентации полученных результатов и возможных способов внедрения в практику; внешней оценки проектов.

Опыт показывает, что благодаря доступности данных способов ковроделия и возможности широкого выбора сюжетов учащиеся учатся: реализовывать свой творческий потенциал; проводить самостоятельные исследования; принимать самостоятельные решения; обрабатывать различные материалы и изготавливать изделия; проводить экономическую и экологическую оценку.

Осваивая технику ручного ткачества, учащиеся изготавливают много красивых и нужных изделий, которые служат украшением интерьера квартиры, дарятся близким, выставляются в школе, городе, области и заслуживают большого внимания, вызывая у их создателей законную гордость за свой труд. (см. Презентацию «Нетрадиционные способы получения ковровых изделий»)