Цели: воспитание любви к природе, бережливого отношения к ней. Воспитание гражданина России.
Оборудование: Лозунг «Охранять природу- это значит любить и охранять Родину», плакаты, рисунки детей.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы пригласили вас на экологический утренник. А что такое экология? Это наука о бережном отношении к природе. Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но нерациональное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают насекомые и птицы. С каждым годом все опаснее для здоровья человека становится окружающая среда.
1 ученик:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток.
Не оскверняй ее святынь.
Ведущий: С каждым годом скудеют краски лугов, лесов, берегов, прудов и речек. Цветы исчезают. И мы, теряя их, теряем красоту.
2 ученик:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это
Меньше радости и красоты
Остается нам каждое лето
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой»
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из –под ног
Молчаливо, дыша еле- еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели.
Запомни правило! Находясь в природе нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из цветов, которые выращены человеком.
3 ученик:
Если я сорву цветок.
Если ты сорвешь цветок.
Если все: и я и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
4 ученик:
С целым миром спорить я готов
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.
Запомни правило! В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
5 ученик: Но не только красоту теряют люди, Ведь во многих травах и цветах скрыты великие силы исцеления.
Сценка
Девочка-ромашка:
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой!
Травяная ведьма:
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок.
Девочка-ромашка:
Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман-
Ядовитая трава,
Разболится голова
От подарка твоего
Забирай назад его!
- Ох уж эта травяная ведьма. Так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
Травяная ведьма:
Я одумалась, ребята.
Лучше вместе в лес пойдем
Соберем шалфей и мяту.
Нежных ландышей нарвем
Дома их поставим в воду
Девочка-ромашка:
Поняла я, братцы, сразу хитрый замысел ее
Мы растения эти знаем.
Бережем и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу красную они уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху
Отнесем мы их в аптеку,
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Запомни правило! Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Девочка-ромашка: Ребята! А кто знает, что такое «Красная книга природы»?
Ответ: Это книга, в которую заносятся редкие виды животных и растений. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять надо особенно бережно!
Игра. Узнай это растение
Ведущий: Очень многие растения, которые нас окружают, мы называем сорными или сорняками. А ведь многие из них являются ценными лекарственными растениями. А вот сейчас по характерным особенностям узнайте эти растения.
- Название этого растения сложное слово. Оно обозначает большое количество листьев. На высоком стебле белые шапки соцветий с мелкими цветочками. И листьев у этого растения не тысяча, а гораздо меньше. Но каждый лист рассечен на множество долек. Поэтому кажется, то листьев этих очень много. Растет эта трава везде: на лугу, у дороги, на лесной поляне. В народе ее уважают. С древних времен это растение использовали для остановки кровотечения, заживления ран, при зубной боли. Трава эта улучшает аппетит. Как называется эта трава? (Тысячелистник)
- Это растение - великан. У него огромные добродушные листья и корзинки плодов с семенами .Плоды имеют шипы- крючечки, с помощью которых цепляются за одежду людей и шерсть животных. Так и расселяются по всей Земле. По подобию таких шипов - крючечков люди совсем недавно придумали застежку - липучку. А корни этого растения используются в парфюмерии и медицине. Что это за растение? (Репейник. Лопух)
- А какие выражения вы знаете, где используется название этого растения? (Пристал, как репейник. Вот лопух!) - Это растение растет вдоль дорог. Отсюда и его название. А по латыни оно называется «плантаго». От слова ««ступня». Это лишний раз напоминает нам, что ходим мы по этому чудесному лекарству. Но не боится вытаптывания это растение. Надёжно укрепилось оно густым пучком корней, прижало к земле свои упругие листья .Цветки у него невзрачные и крошечные, но каждое растение дает 60 тыс. семян, которые приклеиваются к ступням и разносятся по всему свету. Так оказалось оно вместе с европейцами и в Америке. Индейцы дали ему название «след бледнолицых ». Назовите это растение. (Подорожник)
Как его используют люди? - Птицы и насекомые, звери и люди издавна обходят жгучую красавицу стороной. Больно обжигает она того, кто хоть чуть-чуть прикоснулся к ней. Ведь на листьях и стеблях этого растения находятся стрекательные волоски. Каждый волосок маленький шприц, наполненный жгучей жидкостью. Все вы узнали крапиву. Есть за что людям благодарить её. Много вкусных и полезных блюд можно приготовить из молодой крапивы. Ведь в её листьях находится в два раза больше витамина С, чем в чёрной смородине. Крапива улучшает состав крови, останавливает кровотечения. А ещё она даёт жизнь прекрасным бабочкам: адмиралу, павлиньему глазу, крапивнице, гусеницы которых едят ее листья. Одна из бабочек названа в честь своей кормилицы - крапивница.
Ведущий: Как хорошо, что на земле есть растения. Они выделяют кислород для дыхания живых существ. Не зря леса называются зелеными легкими планеты.
Лес не только для нашей заботы.
Он - богатство всей нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу друзья взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой.
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
Ведущий: Дуб - дерево благородное. Растет оно очень медленно, глубоко пускает корни в землю. А первые желуди дает только через 20лет.
А вот красавица березка растет очень быстро. За 25 лет она достигает высоты 5-этажного дома. За сутки взрослое дерево высасывает из земли до 41 литра воды. Любит наш народ березу за красоту и неприхотливость. Много песен и стихов посвятили красавице - березке.
Березонька - беляночка
Красавица лесов
Проснулась спозараночку
От птичьих голосов.
К воде пошла, умылась,
Обсохла под лучом,
Над речкой наклонилася
Березовым плечом.
С березой рядом рощица
Семья ее подруг
И так узнать ей хочется,
Что нового вокруг.
Ведущий: А почему березы плачут? Весной березовый сок быстро течет по всему белому стволу. Через поры коры он выступает наружу. Люди считают березовый сок полезным и вкусным напитком. Они надрезают кору и пьют его. Дерево много сока отдает людям. После этого оно долго болеет и часто погибает. Ведь для берёзы сок - все равно, что для нас кровь.
Сценка. Белая черемуха.
Расцвела черёмуха около ручья
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Лёгкая, как облачко,
Чистая, как снег,
Радовался деревцу каждый человек.Приходили девочки посидеть под ней
И могла цвести она много-много дней,
- Это чья черемуха?
- Да она ничья.
Белаяснегурочк
Около ручья.
Мимо бабка ехала.
Оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи
Отломила сук.Городские школьники
Шли в далекий путь
Увидав черемуху
Стали ветки гнуть.Прибежали девочки,
А снегурки нет
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черемуха
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Ведущий: Наша природа в большой опасности. Каждая сломанная попусту веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это рана, нанесенная природе. Человек - частица природы. Уничтожая природу, люди, прежде всего, наносят огромный вред себе. Ведь она дает нам воздух, воду, пищу, радует и восхищает своей красотой, охраняет наше здоровье,
Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых
-Просто диву даешься.
А цветы разве знаем
На лугах?
Разве ценим?
Все травой называем
А подкошены - сеном,
И с деревьями тоже.
Роща - в общем и целом.
Ель от пихты не можем
Отличить грешным делом.
И, конечно, тревожно.
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете.
Жить и править осталось,
Не хозяева вроде
Так добро свое губим,
А гордимся природой
И отечество любим.
Ведущий: А теперь послушаем, что нам скажет Природа!
Я - Природа! Я - великий мастер!
Одарить тебя могу я, человек.
Только ты мой дар, мое участье,
Не прими за дань! Я не раба.
Не забудь: ты сам - мое творенье
И у нас с тобой одна судьба!
Но не занимайся самоедством!
Шире - что ни год - шаги твои.
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня.
И не можешь быть ты надо мною.
Как не можешь быть и вне меня!
Ведущий: Дорогие ребята! Мы надеемся, что после нашего утренника вы будете бережнее относиться к Природе. И прежде, чем сорвать цветочек в лесу или в поле, отломить ветку дерева, затоптать крапиву или репейник, вы на мгновение задумаетесь: надо ли это делать? Ведь охраняя природу, вы охраняете Родину, заботитесь о своем здоровье и здоровье других!