Задачи урока:
- обобщить и закрепить знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения;
- формировать умения: внимательно слушать и слышать, совершать логические операции, закрепить умения работать с компьютерными программами по биологии, выделять главное, сравнивать, показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой;
- воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены анализаторов, умение сосредотачиваться на поставленной задаче, сопереживать другому человеку, не мешать другим, актуализировать имеющиеся знания, работать в заданном темпе.
Оборудование: таблицы: «Строение глаза», «Строение уха», «Строение кожи»; модель мозга человека, фотоаппарат, магнитофон, телевизор, видеофильм «Сенсорные системы», компьютеры, интерактивная доска, аудиозаписи песен Дианы Гурцкой.
Личная значимость изучаемого для учащихся:
- Плакать полезно, но не всегда.
- Глаза – зеркало души. Почему? (Приложение 16)
- Очки могут украшать человека.
- Имея хорошо развитые органы обоняния и вкуса, можно приобрести редкую профессию дегустатора.
- Как прекрасен этот мир!
Оформление доски – Приложение 1.
На перемене звучит музыка и песни Дианы Гурцкой.
Организационный момент урока
Учитель: Добрый день! Поприветствуйте друг друга глазами. Скажите, какие сегодня глаза у вашего соседа по парте. (Добрые, карие, голубые, грустные, весёлые, задумчивые…). А сейчас возьмите в руки зеркало и посмотрите на себя.
(Проводим упражнение с зеркалом – Приложение 2).
Обычно наши глаза смотрят только наружу. С помощью зеркала они могут заглянуть внутрь самих себя, тем самым, давая нам возможность узнать о себе кое-что новое.
Демонстрация видеофильма «Сенсорные системы» - 3 мин
Учитель: Просмотрев фрагмент видеофильма, вы узнали, что одним из самых важных анализаторов является зрительный анализатор. Поэтому повторение начнём со зрительного анализатора, но для начала нужно выяснить:
- Что такое анализатор? (Это единая система из определённых рецепторов, идущих от них проводящих путей и соответствующих зон коры больших полушарий)
- Из каких частей он состоит? (Например обонятельный анализатор состоит из обонятельных рецепторов, обонятельных нервов и обонятельной зоны коры больших полушарий )
- Что такое орган чувств? (Глаз – периферическая часть зрительного анализатора. Орган зрения расположен в глазнице)
- Что такое ощущение? (Это непосредственное отражение свойств предметов и явлений внешнего мира и внутренней среды, воздействующих на органы чувств)
Учитель: А сейчас мы начнём разговор с того, что существует народная мудрость – «Глаза – зеркало души». Как вы можете объяснить это?
Высказывания учащихся (обсуждение данной мудрости).
В справедливости этой пословицы мы убеждаемся каждый день, общаясь со своими близкими и знакомыми. Малейшие оттенки чувства отражаются в наших глазах, и точно также мы можем прочитать их в глазах другого человека. Нам свойственно переживать и сопереживать. То что мы чувствуем, выражает наш взгляд. От природы у человека может быть твёрдый, фиксированный или мягкий, открытый взгля
Учитель: В народе говорят: «Береги как зеницу ока!» Почему? Что такое зеница ока?
(Учащиеся высказывают свою точку зрения по этому вопросу)
Структура урока:
1.Строение, функции, значение и гигиена зрительного анализатора.
а) Какое значение имеет вспомогательный аппарат глаза, что к этому относится? (Посмотрите в зеркало и найдите защитное приспособление своих глаз. Объясните их значение)
б) Строение зрительного анализатора (на интерактивной доске – изображение строения глаза человека – Приложение 3)
Задание. Повторив строение глаза, запишите, как проходит луч света через оболочки глаза до сетчатки.
в) Дайте определение понятий: палочки, колбочки, сетчатка, жёлтое пятно, слепое пятно.
г) Тренировка наружных мыщц глаза таблица «Прыгающий взгляд» – Приложение 4
д) Иллюзорное зрение. Иллюзии – искажённое, ошибочное восприятие.
Учитель. Я Вам последовательно буду показывать различные изображения, а вы записывайте в тетрадях, что здесь изображено.
(Проверка восприятия учащимися изображений. «Закон избирательности восприятия») – Приложение 5, Приложение 6, презентация (Приложение 15)
е) Какие Вы знаете нарушения зрения? Как их можно устранить? (учащиеся раскрывают понятия о близорукости и дальнозоркости и рассказывают о том, как их можно исправить – Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9)
ж) Гигиена зрительного анализатора
- Почему курение оказывает отрицательное влияние на зрение? (никотин вызывает тяжёлое поражение зрительного нерва)
- Почему рекомендуется употреблять в пищу свежую морковь? (Содержит витамин А, необходимый для поддержания зрения.)
- Для чего необходим точечный массаж? (точечный массаж стимулирует кровообращение в области глаз, воздействует на чувствительную кожу вокруг них, и эта область приобретает здоровый вид. Так как согласно китайской медицине глаза посредством энергетических линий связаны с другими органами – кожей, почками, печенью, желудком, точечный массаж оказывает благотворное влияние и на эти органы) – Приложение 10
- Витамины для глаз – Приложение 11, Приложение 12.
Выводы:
- Глаз – бесценный орган чувств, но замечаем мы это, как правило, лишь тогда, когда острота зрения ослабевает со временем или снижается в результате болезни или травмы.
- Хорошее зрение – драгоценный дар. Вы можете многое сделать для того, чтобы сохранить его и даже развить.
- Знаменитая Елена Келлер советовала человеку, рождённому с нормальным зрением: «Пользуйтесь глазами! Живите каждый день так, как будто вы можете ослепнуть. И Вы откроете чудесный мир, который никогда не видели!»
(При обобщении знаний о зрительном анализаторе были использованы следующие методы и методические приемы работы: демонстрация видеофильма, работа с интерактивной доской, работа на компьютерах с биологической программой (Атлас анатомии и физиологии человека), постановка проблемных вопросов, работа с тетрадью, работа с картинами, таблицами, выставкой «Витамины для глаз», книгами «Школа зоркости».)
2. Зачем человеку уши?
(Тихо начинает звучать мелодия песни в исполнении Дианы Гурцкой)
Учитель:
« – Бабушка, зачем тебе такие большие уши?
– Это чтоб лучше тебя слышать, дитя моё!»
(Шарль Перро « Красная шапочка»)
- Прав ли был волк, отвечая Красной шапочке? (Решение проблемной задачи, рассуждения учащихся, дополнение учителя)
- Строение уха человека. Записать все основные его части.
(Работа на компьютерах с атласом анатомии и физиологии человека)
Кто такой копуша?
Причем здесь уши?
«Копоушечка»
(Копуша – медлительный человек. Человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про остальные дела, называли копушей. Копоушечка – приспособление для чистки ушей.) - Гигиена слуха
Правила гигиены слуха | Обоснование правил |
(работа с учебником, заполнение таблицы, обоснование правил гигиены слуха)
3. Строение и значение вестибулярного аппарата.
- Сколько у человека чувств? (Зрение, обоняние, слух, вкус, осязание)
Учитель: Оказывается, и шестое чувство у нас имеется – чувство равновесия.
- У людей каких профессий наиболее развито это чувство?
- Как Вы тренируете свой вестибулярный аппарат?
4. Органы обоняния, осязания и вкуса.
- Покажите расположение данных органов на таблице.
- Какую информацию мы получаем с помощью органов осязания?
- В какой части тела осязательных рецепторов особенно много?
- В каком состоянии должно находиться вещество, чтобы человек почувствовал его вкус, запах?
- Каковы функции органа вкуса?
- Что вы можете рассказать о профессии дегустатора?
(Работа с таблицей, сообщения учащихся, узнавание предметов с закрытыми глазами)
5. Актуализация жизненного опыта
(реконструкция прежних знаний и прежнего опыта учащихся).
Каждый ученик по своей теме записывает на левой половине страницы известную ему информацию, а на правой – вопросы, ответы на которые интересно было бы узнать.
Обоняние | |
Знаю, что | Не знаю, но интересно узнать |
(Темы: Обоняние, осязание, вкус, равновесие, мышечное чувство.)
После индивидуальной работы по актуализации жизненного опыта, учащиеся обращаются к тексту учебника, анализируют свои записи и отмечают:
- Плюсом «+» ту информацию, которая подтвердилась;
- Минусом «-» ту , которая не подтвердилась;
- Кружочком – вопросы, на которые они получили ответы при чтении параграфа;
- Галочкой – вопросы, которые они хотят задать учителю.
Вывод по уроку:
(формулируем вместе с учащимися)
Органы чувств в организме человека работают согласованно, повреждение одних органов чувств может быть компенсировано за счёт других. Такое взаимодействие и взаимозаменяемость органов чувств свидетельствуют о неисчерпаемых и до конца не познанных возможностях организма человека.
Задание на дом.
Разработайте в группе и составьте кроссворд по теме «Органы чувств».
Дополнительная литература – Приложение 13, тесты – Приложение 14.